Все это особенно актуально для престижных гонок, чемпионатов мира, Европы или Америки. Но ведь существуют не столь известные национальные чемпионаты и множество «фирменных» формул, таких; как «Форд», «Рено» или «Фольксваген», где разрешается использовать двигатели только одной марки. Но и тут, оказывается, можно добиться перевеса еще до старта. Ведь в таких гонках не возбраняется использовать разные шасси и покрышки. И вновь участники делятся на фаворитов и аутсайдеров.
Казалось бы, чего проще — нужно лишь взять одинаковые автомобили, моторы, резину и — соревнуйся на равных! Однако долгое время эта простая идея не находила своего воплощения. Лишь в 1988 году, когда за дело взялся гигант «Дженерал Моторс», мечта стала реальностью. Впрочем, не нужно думать, что крупнейшая в мире автомобильная фирма занялась благотворительностью. Членов совета директоров GM волновали в первую очередь рекламные дивиденды, а вовсе не определение наиболее талантливых молодых водителей.
Европейское отделение концерна — в Германии, Испании и Бельгии это заводы «Опель», на Британских островах «Воксхолл» — заказало знаменитой английской фирме «Лотос Эдвансед Инд-жиниринг» проект гоночного автомобиля новой формулы «равных возможностей». Производство же машины поручили «Рейнарду», пользующемуся ныне непререкаемым авторитетом во всем, что касается «младших формул».
Новый класс гоночных автомобилей получил название «Опель-Лотос». В основе его конструкции — двухлитровый 16-клапанный двигатель автомобиля «Опель-Кадет GSI 16V», который впервые был представлен в 1987 году на Фракфуртском автосалоне. Поскольку новая формула задумывалась максимально дешевой, мотор должен был быть серийным, ни о какой форсировке речь не шла. Больше того, электронный впрыск «Бош-Мотроник» был заменен двумя карбюраторами «Вебер».
Новая формула оказалась настолько удачной, что сегодня, спустя всего пять лет после своего дебюта, ее можно смело назвать одной из популярнейших во всем автомобильном мире.
Заняв место где-то между значительно более простой формулой «Форд-1600» и весьма «крутой» и престижной формулой 3, «Опель-Лотос» не только стала еще одной из ступенек в пирамиде мирового автоспорта, но ступенькой уникальной. Она позволила молодым пилотам в полной мере продемонстрировать свой талант. К тому же, благодаря, видимо, стараниям «Дженерал Моторс», по престижу, массовости и освещению в прессе формула «Опель-Лотос» уже сейчас почти не уступает более дорогим автогонкам, таким, как формулы 3 и 3000.
Годовые расходы на одну машину составляют в «Опель-Лотос» всего 150—200 тысяч марок, что втрое меньше затрат в ФЗ. Добавьте к этому идеальную организацию соревнований, прекрасное техническое обеспечение всех без исключения команд-участниц и широкое освещение состязаний в печати и на ТВ. Не гонки, а настоящая мечта!
Но, может быть, главной ценностью формулы «Опель-Лотос» является их строго продуманная система региональных чемпионатов. Сегодня в календаре соревнований мы найдем семь (!) различных первенств в Австрии, Германии, Великобритании, Ирландии, странах Бенилюкса, Швеции и даже Бразилии. Кроме того, проводится и европейская серия гонок, своего рода личный чемпионат Европы. А венчает все это великолепие уникальный командный Кубок Наций, в котором два десятка национальных команд по два пилота в каждой защищают автомобильный престиж своих стран на машинах, окрашенных в национальные цвета.
Интересно, что в прошлом году в этих соревнованиях впервые приняли участие спортсмены Эстонии Урмас Пыльд и Райн Пильве. Может быть, вскорости на Кубке Наций появятся машины, раскрашенные в бело-синекрасные цвета российского флага? Правда, здесь есть один нюанс. Хотя официальных возрастных ограничений в этих состязаниях не существует, участвуют в них только молодые пилоты, которым едва перевалило за двадцать. У нас же в «молодых» ходят тридцатилетние дяди. А в этом возрасте начинать карьеру в Европе практически бесполезно.
Жаль, ведь благодаря «Опель-Лотосу» каждый год минимум 200 молодых гонщиков получают возможность проявить себя в равной борьбе на гоночной трассе. И результаты уже налицо. Из этой формулы в высший свет шагнули победитель первой Евросерии финн Мика Хаккинен, сын трехкратного чемпиона Ф1 Дэвид Брэбхэм, тест-пилот «Мак-Ларена» Алан Мак-Ниш. На первых ролях в Ф3000 Рубенс Бариччело и Дэвид Култард. Легко расправился с конкурентами в ФЗ Педро Лами. Так что не грех обратить внимание на фамилии нынешних участников: возможно, всего через два-три года они встретятся вам среди фаворитов формулы 1.
Евросерия-92 стала самой удачной за всю пятилетнюю историю этих соревнований. Рекордное количество гонок — 8 из 14-были проведены в рамках стартов Гран-при формулы 1. Это, бесспорно, способствовало еще большему росту числа поклонников состязаний формулы «Опель-Лотос» (и, разумеется, покупателей «опелей» и «воксхоллов»). Рекордным было и число зрителей, и количество телевизионных трансляций. Так что своеобразный детский садик для чемпионов, придуманный акулами большого бизнеса из «Дженерал Моторс» в целях увеличения прибылей, переживает явный расцвет. Дай Бог! Ведь нынешней формуле 1, средний возраст пилотов которой все ближе подбирается к сорока, так нужна свежая кровь.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1993