Вовсе не потому, что для тестовых испытаний новинки — модели «С12» выбрали малоизвестную французскую трассу в Люрси-Леви: подальше от докучливых журналистов. И не только из-за того, что «Заубер» успел заработать себе доброе имя в гонках спортивных прототипов. Секрет в том, что эта швейцарская команда освящена трехлучевой звездой «Мерседес-Бенца».
Глава и основатель «конюшни» 50-летний Петер Заубер не может жаловаться на судьбу. Провидению было угодно, чтобы родился он в семье состоятельного швейцарского промышленника. Поэтому юный Петер мог позволить себе играть не в игрушечные, а в самые настоящие машинки. Увлечение зашло так далеко, что в 1969 году Заубер начал строить автомобили собственной конструкции. Первым стал багги. Однако лишь в 1981 году ему по-настоящему улыбнулась спортивная удача. Подготовленный им по группе 5 BMW победил в тысячекилометровой гонке на «Нюрбургринге».
Нащупав богатую жилу, Петер Заубер с головой ушел в создание автомобилей-прототипов Сначала вместе с Вальтером Вруном. А в 1984 году он поймал свою истинную «звезду» — трехлучевую.
Правда, поначалу немцы не афишировали сотрудничество с «Заубером», а лишь поставляли швейцарской команде моторы «Мерседес» для ее прототипов группы С. Понадобилось пять лет упорного труда и первые успехи, чтобы «Даймлер-Бенц» признал свою тесную связь с Заубером. Тогда же, в 1989 году, бюджет «конюшни» солидно возрос благодаря стараниям германской фирмы. Петер вместо 12 человек смог нанять уже полсотни.
Спустя два года произошло событие, которое при ином стечении обстоятельств смело можно было бы назвать историческим. «Мерседес» объявил о своем желании вернуться на арену формулы 1, которую он покинул в 1955 году после того, как «серебряная стрела» на гонках в Ле-Мане разом уложила полсотни зрителей. Главным свидетельством серьезности намерений немцев стало приглашение в «Заубер» известного инженера Харви Постл-туэйта и начало там разработки машины Ф1.
Но сколь неожиданным было то заявление «Даймлер-Бенц», столь же шокирующим оказался его отказ от прежних планов в конце 1991 года. Предлог был выбран самый что ни на есть благовидный — забота о защите окружающей среды.
Правда, многим он показался надуманным. Согласитесь, вряд ли тучное стадо обычных «мерседесов», разгуливающих по дорогам всего света, менее вредит экологии, чем пара спортивных «лошадок». То, что скептицизм специалистов имеет под собой серьезные основания, подтверждает и то, что программа строительства машин формулы 1 в «Заубере» вовсе не остановилась. Напротив, Петер расширил свой коллектив до 75 человек.
Благодаря каким средствам живет «Заубер» на широкую ногу? Все на те же, «мерседесовские». Говорят, что деньги эти своего рода отступное и одновременно благодарность за награды и призы, добытые спортивными прототипами «Заубера» с трехлучевой звездой впереди.
А может быть, дело не просто в старой дружбе? И «Даймлер-Бенц» решил с помощью «Заубера» провести, так сказать, разведку боем? Как когда-то в гонках прототипов. Такими предположениями полны страницы спортивных изданий.
Вроде бы, пока на «Заубер» установлен V-образный 10-цилиндровый мотор «Илмор», специально разработанный для «С12» Марио Иллиеном по заказу Петера Заубера. К слову, носить он будет его имя. Однако шинная фирма «Гудьир» почему-то причислила швейцарскую команду к своим привилегированным клиентам наравне с «Вильямсом», «Мак-Лареном» и «Феррари». С одной стороны, Постлтуэйт работает сейчас в «Феррари». Зато отменный специалист, готовивший и «мак-ларены», и «тиррелы», Майк Гаскойн трудится над аэродинамикой «Заубера», оснащенного, кстати, и полуавтоматической коробкой передач, и активной подвеской. Поговаривают, что в сезоне 1993 года на «С12» может появиться и антиблокировочная система тормозов, опробованная, опять же «Мерседесом», в чемпионате Германии среди легковых автомобилей. Словом, загадка остается.
Сам же Петер Заубер на вопрос о том, считает ли он отказ «Мерседеса» от участия в Ф1 окончательным, отвечает: «Думаю, да». Но при этом добавляет: «Пока».
Источник: Журнал «АМС», №3, 1993