Майкл Андретти стал таким человеком. 10 сентября 1992 года в Нью-Йорке он вручил Деннису свой шлем пилота «Индикар», вверив тем самым в его руки собственную спортивную судьбу.
— Я хочу выступать в формуле 1 только за «Мак-Ларен», который всегда будет лучшей командой мира, — взволнованно говорил тогда Андретти — пилот-звезда из города Назарета, но не библейского, а того, что в Пенсильвании.
Клану Андретти не привыкать пересекать океан. В свое время они покинули родную Италию в надежде на лучшую долю и осели в Америке.
А четверть века тому назад самый знаменитый из семьи итальянских эмигрантов — Марио переправился в Старый Свет в поисках золотого Эльдорадо в стране под названием «формула 1». Судьба была к нему благосклонна — Андретти-старший добился своего. В 1978 году честолюбивого американца короновали как нового мирового чемпиона.
Теперь настал черед его сына Майкла пристать к берегам Европы. Контракт Андретти-младшего с «Мак-Лареном», по мнению американского журнала «Аутоуик», заключен до конца 1995 года в размере пяти миллионов долларов за сезон. Различные вознаграждения могут удвоить эту сумму.
«История любви» Майкла с «Мак-Лареном» началась летом 1991 года, когда Деннис пригласил американца на тренировки в Эшторил и Маньи-Кур. Правда, Рон никаких авансов Андретти не давал: «Тогда у меня не было места в команде».
Два этих человека встретились вновь после Гран-при Канады в июле прошлого года, когда по закоулкам гоночных боксов, как обычно, поползли слухи о возможных переходах пилотов.
Что касается Майкла, то они начали обретать реальные черты, когда стало известно, что Бергер освобождает место в «Мак-Ларене» и уходит в «Феррари». В начале сентября после 12 часов переговоров контракт был подписан.
По словам Денниса, в Андретти-гонщике его в первую очередь привлекают личная дисциплина, стремление к победе и агрессивность на трассе.
— Быть может, сегодня есть не больше пяти пилотов, которые обладают этими достоинствами, — говорит Рон. — Уверен, Майкл составит им компанию.
Вряд ли кто-нибудь сомневается в мастерстве Андретти-младшего. Другое дело, как войдет он в непривычный для пилота «Индикар» мир формулы 1, свыкнется ли с иной атмосферой взаимоотношений среди гонщиков.
Рассказывают, когда стало известно о контракте Андретти, на трассе в Мид-Огайо Майклу буквально не давали прохода журналисты.
Беседой с одним из них Андретти был настолько увлечен, что, заходя в лифт, не заметил там Эмерсона Фиттипальди, прижав спиной того к стене. Выходя из лифта, легендарный Эмо, который не один сезон провел и в Европе, и в Америке, заметил смеясь: «Видите, Майкл уже впитал в себя нравы и обычаи формулы 1».
Шутки шутками, но партнером по команде у Андретти будет трехкратный чемпион мира Сенна, к достоинствам которого не относится ангельский характер. И от того, как сложатся их взаимоотношения, во многом будет зависеть судьба Майкла в формуле 1 и, в конечном счете, то, сумеет ли он повторить достижения своего отца, выигравшего 12 Гран-при.
Марио Андретти не только много рассказывал сыну о гонках, но и таскал его за собой по всему миру. А там, на соревнованиях, юный Майкл облачался в точно такой же, что и у отца, только чуть меньшего размера комбинезон и с удовольствием ловил умиленные взгляды окружающих. Словом, ему на роду было написано стать автогонщиком, как отец Марио, как брат Джефф, как кузен Джон.
В первые семь лет увлечения картингом Майкл выиграл 50 гонок из 75. Потом его ждали состязания формулы «Форд» и «Фольксваген». Наконец, как логичное продолжение — дебют в 1983 году в формуле «Инди».
Три года спустя, выступая за «Крако рэйсинг», он выиграл свою первую гонку — по улицам калифорнийского курорта Лонг-Бич. И в том же сезоне — победа на треках Милуоки и Финикса. Как будто Андретти хотел доказать, что ему по силам быть первым на любых трассах.
Майкл боготворил отца, во всем старался походить на него и потому воспринял в 1989 году приглашение выступать вместе в «Ньюман-Хасс рэйсинг» как истинное счастье.
— Я всегда был рядом с отцом, но работа с ним в одной команде нас сблизила еще больше, — рассказывал Андретти-младший. В сезоне 1990 года он выиграл пять гонок, но все-таки уступил чемпионский титул другу детства Алу Ан-зеру-младшему, с которым мальчишками в боксах вместе путались в ногах у своих знаменитых отцов.
С реваншем Майкл тянуть не стал. Дотошливые статистики подсчитали, что из общей дистанции всех заездов чемпионата следующего года 45,7 процента он лидировал. В три раза больше, чем главный конкурент Ал Анзер-младший. На счету Майкла было тогда семь рекордов в квалификации и шесть — в гонках. Он набрал наибольшее за всю историю CART количество очков за сезон — 234, превзойдя предыдущее достижение на 24 очка.
А самый памятный пока для Андретти-младшего день — победа в Лагуна-Секе, где его чествовали как чемпиона. Рядом с ним на подиуме двумя ступеньками ниже стоял не менее счастливый Марио Андретти.
«Идущий за мной сильнее меня» — сказано в библии. Уверен, Майкл сделает все возможное, чтобы эти слова мог с полным правом произнести его отец. Для этого 30-летнему американцу осталось выиграть чемпионат мира.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1993