Наверное, лучший способ рассказать хотя бы небольшую часть этих историй — «прокатиться» по трассе, но только достаточно медленно, чтобы оставалось время поглазеть по сторонам. Итак, вы готовы? Поехали!
Стартовая прямая, в обычной жизни — бульвар Альберта 1. Бросив взгляд направо, вы увидите гавань, переполненную разномастными судами — от рыбачьих лодок до настоящих плавучих дворцов. Чуть дальше и левее черты старта-финиша так называемые «княжеские боксы», где Его Светлейшее Высочество Князь Монако Ренье III вместе со всей своей семьей наблюдает за гонкой, а после финиша вручает Гран-при победителю.
Это одно из самых шумных мест на всей трассе — два часа подряд машины оглушительно ревут на скорости более 200 км/ч, проносясь всего лишь в паре метров от «княжеского бокса». Но несмотря на это, Ее Высочество княгиня Грейс каждый раз присоединяется к Ренье III. (А ведь по секрету говорят, она терпеть не может никаких гонок — ее собственный зять погиб недавно на скоростном катере).
Еще несколько метров и мы минуем резиденцию Автомобильного клуба Монако, президент которого Энтони Ногес учредил Гран-при Монако в 1929 году. Для столь достопочтенного учреждения штаб-квартира АКМ весьма скромна, зато бар — тоже очень маленький, но необычайно уютный. Правда, не только во время гонки, а и всю предшествующую ей неделю вам вряд ли удастся воспользоваться его гостеприимством. Вход в Клуб заказан даже его членам — помещения сдаются внаем для частных приемов.
Еще дальше — боксы. В обычное время этот отрезок бульвара Альберта I служит местом неторопливых прогулок многочисленных туристов. Но с четверга по воскресенье здесь — нервный центр гонки. Многие пилоты буквально ненавидят боксы Монте-Карло: узкие, тесные, они предоставляют механикам минимум удобств. гонщикам же приходится быть здесь предельно осторожными — пит-лейн, «гаражный переулок» необычайно мал, а ведь здесь трудятся тринадцать бригад механиков.
Первый поворот — «Сен-Дево» назван так по имени крошечной церкви святого покровителя Монако, спрятавшейся в небольшой ложбинке и почти незаметной с трассы. Тринадцать лет назад «Тир-рел» ирландца Дерека Дали взлетел над дорогой и с двухметровой высоты упал на автомобиль его товарища по команде француза Жан-Пьера Жарье. Оба отделались легким испугом, как пять лет спустя Нельсон Пике и Рик-кардо Патрезе, чьи машины, столкнувшись, загорелись. Снимки этого пожара в «Сен-Дево» обошли всю мировую прессу — зрелище и впрямь леденило душу.
Далее автомобили поднимаются к казино по «Бо Риваж». Это один из немногих участков трассы, где можно использовать преимущества более мощной машины. С левой стороны за солидными стальными отбойниками бар «Чатэм». Здесь девять лет назад под проливным дождем потерпел аварию Найджел Мэнселл, лидируя впервые в жизни.
«Чатэм», больше известный по имени своего владельца Рози, одно из двух самых популярных мест среди болельщиков Гран-при Монако и ралли «Монте-Карло». В остальную часть года это любимый кабачок отставших от своих судов моряков со всего света. Гоночные автомобили проносятся перед заведением Рози на скорости 230 км/ч. А напротив бара — огромный телевизионный экран, на котором во время гонки 1991 года Айртон Сенна умудрился заметить, как далеко за его спиной сражаются Прост и Мэнселл.
Левый поворот «Масснэ» гонщики проходят на большой скорости и мимо фешенебельных магазинов — ювелирных, меховых, одежды — вылетают на площадь перед казино, своеобразную гостевую трибуну Гран-при Монако. И не только в переносном смысле — на площади установлена сборная трибуна, забитая роскошной публикой. Во время гонки она становится одним из самых красочных и необычных зрелищ формулы 1. Над магазинами — терраса «Отеля де Пари», самого престижного в княжестве. Если вы хотите попасть на первые полосы газет, если ваша жена спит и видит, как ее туалеты обсуждают миллионы женщин от Майами до Токио и от Эдинбурга до Кейптауна, ваше место во время гоночного уик-энда — в фойе «Отеля де Пари». Но учтите, удовольствие обойдется вам в кругленькую сумму — терраса и балконы гостиницы, откуда прекрасно видно гонку, раскуплены на много лет вперед.
А справа на площади — самое известное здание Монако, да и одно из самых, наверное, известных в мире. Даже на одной шестой части суши не так уж много найдется людей, которые не знают, что столица Монако — олицетворение рулетки, азарта, самого утонченного и изысканного порока. Множество рассказчиков — от великих мастеров слова до безвестных писателей в сотнях рассказов, романов, повестей и фильмов живописали крушение и зарождение миллионных состояний. Красавица Отеро и другие роскошные куртизанки начала века хвастались здесь друг перед другом своими драгоценностями, своими миллиардерами, своими королевскими друзьями. Позади казино — сады, где, согласно легенде, прервалась жизнь не одного неудачливого игрока.
Для тех же, кто несмотря ни на что не поддался магии рулетки (или просто не имеет выходного костюма), утешением послужит удивительно красивое здание местного театра, построенное в стиле рококо и как будто специально спрятавшееся среди построек рядом с казино. Полиция в Монако строга, но очень тонко чувствует социальные отличия. Ночью въезд на площадь перед казино (то есть — центр города Монте-Карло) закрыт всем..., кто не ездит на «роллс-ройсах», «феррари» или «ламборгини».
Гонщики покидают площадь, едва не касаясь ограждения в 90-градусном правом повороте перед тем, как нырнуть вниз к подножию холма. На спуске нужно глядеть в оба — ведь за 200 метров до крутого поворота машины несутся более чем на 150 км/ч.
Слева от трассы — и на разных полюсах социальной лестницы — расположились три самых известных ночных заведения Монте-Карло. Столик в ресторане «Рампольди» стоит бешеных денег, в дверь же «Х-клуба» вас просто не пустит серьезный неулыбчивый швейцар, если вы не знаменитость международного масштаба. Но не отчаивайтесь и ступайте в «Тип-Топ».
Этот кабачок так же, как бар Рози, служит любимым пристанищем болельщиков Гран-при и ралли «Монте Карло». Помимо всего прочего, он отличается прекрасной кухней. «Тип-Топ», маленький и очень тесный, не может вместить всех желающих. Поэтому каждый вечер, начиная со среды, с регулярностью стихийного бедствия толпа клиентов, выплеснувшись на тротуар, преодолевает тройное заграждение и выливается на трассу.
Когда-то полиция пыталась бороться с этим, но в конце концов бросила бесполезное занятие. К тому же автогоночные фаны отличаются мирным характером и безобидными шутками. Максимум что вам угрожает, если ваш грандиозно дорогой «Бентли» попал в такую толпу, стакан пива, вылитый на лобовое стекло, или непрошеный пассажир, решивший прокатиться несколько метров на крыше шикарной машины.
Если же у вас автомобиль Небольшого размера, послушайтесь совета, не оставляйте его возле «Тип-Топа». Вы рискуете, вернувшись, найти его припаркованным на четырех стульях! Причем поразвлекаться любят не только болельщики. Однажды бригада одной из «конюшен» (руководимая, между прочим, старшим механиком) не поленилась ночью построить около «Тип-Топа» детскую запруду, направив поток дождевой воды вниз по водосточному желобу прямо в двери «Х-клуба».
Да, главная прелесть этого кабачка — демократия. В пятницу, когда нет тренировок, лучшие пилоты мира иногда заглядывают сюда с пышных приемов и засиживаются с друзьями, приятелями или просто болельщиками до поздней ночи. А в 1975 году Джеймс Хант едва не заехал в «Тип-Топ» на своем «Хескете», вылетев с трассы после столкновения с автомобилем одного из соперников.
Следующий «медленный» сложный поворот «Мирабо» рядом с основательно перестроенным комплексом отеля «Метрополь». Здесь в 1986 году опасную аварию потерпела «Лола» Патрика Тамбэ, а через четыре года «Мак-Ларен» Бергера врезался в «Феррари» Проста, лишив француза надежд на пятую победу на улицах Монте-Карло.
Преодолев «Мирабо», пилоты входят в тесную «шпильку отеля Луи» — «вокзальную шпильку», как назывался ранее крутой поворот на 180°. Это место часто становится ареной самых драматичных ситуаций. В 1982 году 34 «Брэбхэм» Риккардо Патрезе на последнем круге, вылетев на внешнюю сторону поворота, застрял там, уткнувшись в ограждение. Судьи, чтобы не создавать опасность на пути других пилотов, подтолкнули машину, и итальянец потихоньку покатился вниз с холма, как он думал — к третьему месту. Но оказалось, что у «Феррари» Дидье Пирон и и «Лотоса» Элио де Анжелиса кончился бензин. И Патрезе доковылял до финиша первым.
Еще один правый поворот — «Портье», и машины подходят ко входу в туннель. Именно здесь пять лет назад Айртон Сенна, далеко оторвавшись от соперников, все увеличивал темп, пока не потерпел аварию за 12 кругов до конца гонки. Тогда он убежал с трассы прямо к себе домой, в «Хьюстон Палас», на 15-м этаже которого находятся его апартаменты с окнами на гавань.
Из туннеля автомобили вылетают на скорости в 280 км/ч и сразу входят в «Шикейн» — S-образный поворот, выводящий на набережную. Раньше только каменный парапет отделял трассу от моря, и дважды — для итальянца Альберто Аскари и австралийца Пола Хокинса — гонка заканчивалась холодной купелью.
Гоночный караван выходит на набережную мимо выстроившихся, как на параде, океанских яхт с вертолетами на верхней палубе и экипажем из двух десятков человек и малюток «Джет-ски» — водных мотоциклов. Отсюда наблюдают гонку те, кому терраса «Отеля де Пари» кажется слишком ординарной трибуной. Пару лет назад с борта одной из яхт взирал на состязания «сухопутных капитанов» победитель «Кубка Америки», знаменитый на весь мир, хотя к тому времени уже полный банкрот, австралиец Алан Бонд.
Один из самых хитроумных участков трассы — серия поворотов вокруг плавательного бассейна. Монако построен на склонах гор и спускается к морю террасами. Как раз над бассейном, но уровнем выше находятся стартовая прямая, боксы и единственное здание, сооруженное специально для гонки,— так называемый «рэйс-контрол», место, откуда следит за гонкой главный судья со своими помощниками. Отсюда просматривается каждый дюйм трассы. Нужно сказать, что со стороны состязания в Монако кажутся совершенно невозможным делом — по такой сложной трассе могут гоняться только сумасшедшие. Но, может быть, именно поэтому безопасности на здешних узких улочках уделяется первостепенное внимание, а за всю историю этапов чемпионата мира формулы 1 на этой трассе произошло лишь два смертельных случая. В 1962 году BRM американца Ричи Гинтера убил судью, а через пять лет итальянец Лоренцо Бандини скончался в больнице от ран, полученных в гонке.
Трибуны от плавательного бассейна до ресторана «Рас-касс» обычно занимают судоремонтники, работающие на стоящих здесь же рыболовецких шхунах и яхтах. Телевизионщики облюбовали это место для своего оперативного центра во время гонок.
Ресторан «Раскасе» — прекрасное место, чтобы посмотреть тренировки и позавтракать. А следующая «шпилька у газгольдерного завода» появляется в истории гран-при Монако неоднократно. Именно здесь, за несколько сотен метров до финиша в 1970 году Джек Брэбхэм, запаниковав, допустил ошибку и лишился верной победы после того, как лидировал 52 круга.
Итак, пилоты благополучно преодолевают последний поворот и мимо спускающихся уступами садов, заполненных зрителями, мимо безобразного здания новой школы мчатся на бульвар Альберта 1. Осталось лишь увидеть клетчатый флаг, победно вскинуть руку вверх и после круга почета поскорее выруливать к «княжеским боксам», чтобы получить Большой приз из рук седовласого, неторопливого, респектабельного Ренье III и бутыль с шампанским. Любой пилот скажет вам совершенно определенно — нет в мире лучшего места, чтобы откупорить заветную емкость с игристым напитком.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993