Через год после успеха на Всемирной выставке Хойер основал небольшую фирму. Благодаря высочайшему качеству и поразительной для того времени точности (до сотой доли секунды), продукция Хойера через пару десятков лет завоевала Европу, а вскоре даже была назначена «главным измерителем времени» на Олимпийских Играх в Антверпене (1920), Париже (1924) и Амстердаме (1928 год).
Но прошло еще чуть ли не полвека, прежде чем «Хойер» проникла в формулу 1. В 1970 году помог ей в этом земляк,— швейцарский гонщик Йозеф Зифферт. Примерно тогда же началось сотрудничество с «Феррари», причем сам «коммендаторе» лично распорядился установить на испытательном треке в Фьорано хронометры «Хойер». До 1979 года два техника швейцарской фирмы в качестве хронометристов сопровождали команду «Феррари» на всех соревнованиях Гран-при.
До конца семидесятых в измерении результатов гонок формулы 1 значение имели сотые доли секунды, но с 1979 года приборы стали выдавать показания с точностью до тысячных долей секунды. Эти тысячные могут решить судьбу премиальных во много тысяч долларов. Поэтому, если до тех пор на каждом Гран-при за измерение времени отвечали специально обученные местные судьи, то с 1982 года эту важную функцию взяли на себя специалисты фирмы «Лонжин». А два года назад лакомый кусок перехватила у земляков «ТАГ-Хойер».
Весьма возможно, что этого бы не произошло, если бы еще в 1985 году, преследуя коммерческие интересы, «Хойер» не слилась с компанией ТАГ («Тек-ник д'авангард»), возглавляемой известным арабским миллионером Мансуром Ойехом. Сегодня на головном заводе «ТАГ-Хойер» в городе Марин, близ Нойен-бурга, работают 310 человек. Еще 40 заняты в филиале фирмы в Сент-Имье. Они производят ежегодно 600 тысяч часов, которые сбываются в 90 странах мира через восемь тысяч магазинов. С 1985 по 1992 год объем продаж часов возрос в семь раз, а сумма прибыли составила 250 миллионов швейцарских франков.
Престиж и опыт позволили «ТАГ-Хойер» заняться разработкой и созданием центра измерения времени для соревнований формулы 1 — проекта сложного, дорогого и непосильного для многих солидных фирм. Ведь с технической точки зрения формула 1 является высшим классом: 26 автомобилей, участвующих в соревнованиях Гран-при, несутся на прямых участках трассы со скоростью 330 км/ч и выше. Иногда при хронометрировании необходимо в пределах одной секунды охватить целую группу машин, что возможно только при использовании высокоточного оборудования.
Теперь на каждый Большой приз «ТАГ-Хойер» направляет 16 специалистов. Вместе с ними следуют четыре тонны измерительного оборудования более чем в ста контейнерах. На каждом соревновании техники работают в течение шести дней.
Информация разного рода выводится на 130 мониторов, которые устанавливаются не только в судейских комнатах, где фиксируется время, но и в помещениях команд, руководства гонками, пресс-центре.
Какую же информацию получают работники Большого приза? При прохождении каждой машиной прямой перед боксами на экранах мониторов тут же появляются название модели автомобиля, фамилия пилота, его самое быстрое время на круге и номер проходимого им круга. Кроме того, приборы фиксируют среднюю и максимальную (на трех участках трассы) скорость автомобиля. Располагая такой информацией, руководители команд, инженеры и механики определяют, где время выиграно, а где потеряно. Если требуется, компьютеры мгновенно могут определить разницу во времени между отдельными машинами, отставание гонщиков от самого быстрого в квалификационных заездах, любые процентные соотношения.
Каждая остановка в боксах фиксируется с помощью датчиков, размещенных при въезде в «пит-лейн» и выезде из него. В итоговой распечатке приводятся все данные об остановках гонщиков.
Если раньше на любом Гран-при находился опытный регистратор, который записывал очередность прохождения кругов каждой машиной, чтобы составить таблицу «круг за кругом» — графическое изображение хода соревнований,— то теперь надобность в его кропотливой работе исчезла. Компьютеры уже через несколько минут после завершения гонок выдают отпечатанную таблицу.
Так как процесс хронометрирования должен происходить непрерывно, при любых условиях, то измерительные приборы дублированы, все посты фиксации времени имеют систему двойного управления. Именно поэтому аппаратура весит так много. Чтобы полностью исключить вероятность ошибки, «ТАГ-Хойер» организует замеры времени с помощью трех автономно работающих систем. Две из них одновременно охватывают всю необходимую информацию, третья регистрирует и накапливает данные о том, что происходит на финишной прямой.
Итак, первая система производит официальные замеры времени и скорости всех автомобилей. С помощью инфракрасных фотоэлементов скорость движения каждой машины измеряется в определенных местах трассы. Вторая система работает с маленькими передатчиками размером с пачку сигарет (они закрепляются на монококе машины — там, где установлены тормозные цилиндры), настроенными на определенные частоты. У обочины дороги, на том же месте, где находятся фотоэлементы, установлена приемная антенна. Благодаря этому каждая машина при проходе опознается, а ее время фиксируется. Практически одновременно данные выводятся на экраны мониторов. И наконец, третья система состоит из высокоскоростных камер (100 снимков в секунду). Они визуально фиксируют проезд каждого участника на финишной прямой. При выходе из строя источника тока включаются аккумуляторы, энергии которых достаточно на полчаса работы.
Так как каждая команда заинтересована в получении «горячей» информации, то перед боксами находятся небольшие экраны, показывающие время гонщиков в квалификационных заездах или положение участников. Кроме того, каждая команда имеет переносные мониторы, которые легко монтируются на передней части кокпита перед пилотом, сидящим в машине. Он может оценить возможности соперников и свои действия на трассе.
С 1993 года все мониторы связаны между собой кабелями. «ТАГ-Хойер» пошла на такой шаг намеренно, потому что работа с индивидуальными антеннами создавала проблему частот. Да и погода могла негативно влиять на качество изображения.
Как сказал менеджер по маркетингу фирмы «ТАГ-Хойер» Михаэль Фогт, обслуживание соревнований формулы 1 очень почетно, но требует огромных затрат, а посему нельзя допускать ни малейшей ошибки.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994