До той памятной осени 1988 года высокий, с чуть пробивающейся сединой итальянец был владельцем сети ресторанов, дискотек и делал деньги на торговле сосисками и кетчупом. Правда, надо признать, предпринимателем Флавио оказался весьма удачливым и, что не менее важно, был издавна знаком с одним из крупнейших итальянских фабрикантов Лючано Бенеттоном, представляя даже его текстильный концерн на американском рынке.
Нет ничего удивительного, что через три года после того, как Бенеттон перекупил у англичанина Теда Тоулмена его "конюшню" формулы 1, он пригласил Флавио посетить Гран-при Австралии Ф1. Однако целью Бенеттона было не только побаловать приятеля экзотическим зрелищем и приятным путешествием. Лючано беспокоило состояние команды — ею руководили компетентные люди, энтузиасты своего дела, однако, несмотря на солидные финансовые вливания. пилоты "Бенеттона" были очень далеки от заветной вершины. А ею Лючано считал чемпионскую корону — на меньшее он был не согласен. И новый хозяин решил — раз энтузиастам-англичанам выполнение такой задачи не под силу, значит нужно искать другого человека. И Бенеттон поинтересовался у Бриаторе, что он думает о том, как руководить гоночной командой. Признаться, Флавио ничего не думал. Вид стремительно несущихся по трассе гоночных автомобилей его не особенно захватил. Но когда Бриаторе поинтересовался бюджетом команды, ответ его просто-напросто потряс — речь шла о миллионах. Следующие два месяца Флавио провел на сборе команды в Годалминге, а после текстильный патрон со словами: "Я верю, ты справишься с этой задачей" выдал ему карт-бланш на руководство "Бенеттоном".
Нужно отдать ему должное, Лючано уяснил главное — в формуле 1, какой он ее увидел, побеждают деловые люди без лишних эмоции способные на решительные поступки, без колебаний идущие на потери ради общего дела. А потому Бриаторе пришелся тут как нельзя кстати. Он получил задание и немедленно приступил, возможно, к самой крупной деловой операции в своей карьере — завоеванию чемпионского титула в Ф1.
Начало было не из легких. На первых заседаниях Ассоциации конструкторов Ф1 новоиспеченного управляющего "Бенеттона" сторонились, за глаза называя "продавцом готового платья".
Откровенно говоря, было над чем посмеяться — ничего не понимающий в гонках итальянец, занявший явно не свое место, хочет вывести не обладающую особо крупным бюджетом команду в чемпионы. Смешно — ведь это не удается ни Тиррелу. ни Лижье. ни Минарди. А те ведь собаку съели в автоспорте.
По финансам, кстати, "Бенеттон" и сейчас стоит позади трех грандов Ф1. И тому есть объективные причины — во-первых, интересы этой торговой марки никаким боком не касаются мира Гран-при, во-вторых, громкое имя фирмы само по себе отпугивает потенциальных спонсоров, опасающихся потеряться на ее фоне.
Но, не обращая внимания на насмешки одних и недоброжелательство других, Бриаторе с невозмутимым видом взялся за работу.
Одним из первых его шагов стал выход на новый уровень в отношениях с рекламодателями. Итальянца не устраивала классическая схема: спонсор приносит деньги — команда лепит его наклейки на борта своих автомобилей. Бриаторе заставил и больших и малых спонсоров принимать участие в деятельности "конюшни" — будь то поставка электронного оборудования или контакты с прессой. Кроме того, новому шефу удалось заключить контракты с могущественным "Кэмелом" и японской гоночной трассой "Аутополис". На счету Флавио и эксклюзивное долгосрочное соглашение с "Фордом", значение которого трудно переоценить. И дело тут не в кос-вортовских "восьмерках" как таковых. Относительный новичок Ф1 "Бенеттон" и вновь вернувшийся на арену Больших призов "Форд" создали альянс, постепенно прогрессирующий и не требующий от партнеров немедленных результатов.
Бриаторе проявил и недюжинный талант психолога. Итальянец сумел подобрать ключик к расположению выставленного из Маранелло Джона Барнарда, а англичанин, создав великолепное шасси, сразу вывел "Бенеттон" на качественно новый уровень, поставив команду практически вровень с двумя английскими фаворитами.
Теперь уже никому не приходило в голову посмеиваться над управляющим "желто-зеленых", считаться с ним приходилось всем, а иные фавориты уже с опаской косились на высокого итальянца.
Потому-то такой резонанс вызвала операция по захвату Шумахера, показавшая ко всему прочему блестящий нюх на таланты и сноровку Бриаторе. Тогда Флавио здорово досталось от журналистов и конкурентов — еще бы, он увел восходящую гоночную "звезду" из-под самого носа уже подписавшего с ней контракт Эдди Джордана, удачливого новичка Ф1. Такие фокусы проходят только у самых "великих" — "Мак-Ларена". "Вильямса", "Феррари" — кому же из фаворитов понравилась такая дерзость?
Досталось Бриаторе в тот день даже от собственного руководства. Первый и единственный раз возмущенный Лючано Бенеттон обрушился на приятеля — для того, чтобы заключить контракт с Шумахером, Флавио пришлось уволить бразильца Роберто Морено, что не понравилось "верховной канцелярии". Но дельные и обстоятельные объяснения подчиненного удовлетворили текстильного магната, и впоследствии Лючано едва ли пожалел о своем решении.
"Приход Шумахера позволил нам действовать с долгосрочным прицелом — гонщик поднимается вместе с командой. Если бы я мог взять, к примеру, Сенну с 1989 года, то оба — я и Айртон — сделали бы ошибку. Наша машина не была чемпионской, — поясняет линию "Бенеттона" Бриаторе. —
И даже если бразилец стал бы у нас чемпионом, он бы доминировал над командой, чего я абсолютно не приемлю!"
Впрочем, у начинающего менеджера случались и просчеты. И, как у всякой гоночной команды, путь "Бенеттона" далеко не всегда был усеян розами. Кто знает, как высоко забралась бы в иерархической лестнице Ф1 итальянская надежда — Алессандро Наннини, не попади Сандро в трагическую авиакатастрофу. Не малой крови стоили "желто-зеленым" и запоздалый переход на активную подвеску и полуавтоматическую трансмиссию.
А сколько проблем было у команды в ставшем чуть ли не провальным 93-м году. Неудачи "Бенеттона" в начале прошлого сезона, вполне возможно, и привели к разрыву спонсорских отношений с "Кэмелом" (забегая вперед, отметим, что нынешней весной руководитель отдела маркетинга "Рейнолдс Тобакко" Данкан Ли лишился занимаемой должности именно за то, что "прошляпил" "Бенеттон"). Однако Бриаторе моментально подыскал замену американцам в лице японского табачного концерна "Джапан Тобакко".
Много нареканий вызывала работа мотористов "Форда", детище которых ни в какую не желало вступать в сознательную жизнь. Но у Флавио нашлась управа и на последователей Генри Форда. Итальянец задал им перцу, начав искать связи с моторостроителями на стороне. Вспомните хотя бы аферу с "Лижье", когда Бриаторе предлагал Сирилу де Рувру "бенеттоновские косворты" плюс энную сумму денег в обмен на контракт с "Рено". Такой поворот событий лучше любого допинга подействовал на подопечных нового спортивного шефа "Форда" Криса Вудмарка.
Проповедуемая Флавио философия в нынешнем сезоне, похоже, начала приносить плоды. Так, медленно, но верно, шаг за шагом "Бенеттон" вместе с Шумахером наконец взобрался на свою вершину. Этот подъем, естественно, не мог не сказаться и на самом Бриаторе. От образа того, погруженного в работу, не реагирующего на шпильки в свой адрес, итальянца не осталось и следа. Сейчас в иерархии управляющих Флавио стоит, пожалуй, на одной ступеньке с самым удачливым менеджером последнего десятилетия — Ро-ном Деннисом. Во всяком случае последние их битвы оканчивались победами Бриаторе.
Стоило лишь патрону "красно-белых" положить глаз на Шумахера, как итальянец, ничуть не спасовав перед авторитетом "железного Рона", не только заключил контракт со своим "первым номером" еще на два года, но и умыкнул у самого Денниса голландца Иоса Ферстап-пена, которого почти все считали собственностью "красно-белых".
Да что там Деннис! Нынешним летом управляющий директор "Бенеттона" открыто бросил вызов Максу Мосли и Берни Экклстоуну, обвинив их в некомпетентности.
Прошедшей зимой корреспонденту английского "Автоспорта" Флавио твердо заявил: "Если я не выиграю чемпионат до 1996 года, мне необходимо будет заняться чем-то другим. Это просто-напросто будет означать, что я не слишком хорош для своей работы!"
Но теперь мы можем смело утверждать, что одной проблемой на пути седовласого трудяги-итальянца стало меньше — морока с переменой места работы ему не грозит — чемпионат-то он уже почти выиграл.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1994