Более того, в Италии и Португалии недвусмысленно заявили о своих претензиях пилоты "Феррари". В отсутствие лидера чемпионата мира красные "жеребцы из Маранелло" не только на равных сражались с бело-голубыми "вильямсами", но и опережали их в Монце и Эшториле. И хотя ни Герхард Бергер, ни Жан Алези уже не претендуют на общую победу, в ситуации, когда Шумахер выигрывает всего очко, амбиции итальянской "Скудерии" могли бы здорово помешать немцу.
Шумахер вместо того, чтобы изводить себя в бессильной злобе на сложившиеся не в его пользу обстоятельства, решил уделить первостепенное внимание физическому состоянию. Между прочим, мы не зря сравнили Михаэля с древнегреческим героем. Не раз специалисты отмечали, что после изнурительной гонки, подвергаясь в течение двух часов гигантским физическим и нервным нагрузкам, немец выглядит значительно свежее многих своих коллег. Вынужденный месячный "отпуск" он провел в Швейцарии и, появившись в конце сентября на испытательных заездах в Эштори пе, улыбался, как ни в чем не бывало: "Каждый день по два часа я серьезно занимался бегом и теперь чувствую себя великолепно. Все неприятности позади, я надеюсь. что надолго возвратился за руль гоночного автомобиля, и наслаждаюсь каждой минутой общения с моей машиной".
Нужно сказать, искусственно нагнетая напряженность к концу чемпионата, ФИА добилась своего. Небольшой городок Херес-де-ла-Фронтера на самой южной оконечности Пиринейского полуострова, в жаркой Андалусии привлек к себе внимание любителей автоспорта всего мира. Кстати, на родину знаменитого испанского вина караван формулы 1 завернул, можно сказать, случайно. Местный автодром принимал этапы чемпионата мира с 1986 по 1990 год. Однако зрителей собиралось на его трибунах не так уж много, поэтому и была построена еще одна трасса — в Барселоне, поближе к французской границе и средиземноморским курортам с их сотнями тысяч туристов.
Но стоило лишь организаторам Большого приза Аргентины объявить о финансовых трудностях. Херес немедленно предложил свою кандидатуру. А поскольку Гран-при Испании в этом сезоне уже был разыгран, 14-й этап чемпионата мира получил название Гран-при Европы.
Власти Хереса не прогадали. Уже в пятницу, в первый день тренировок, трибуны автодрома заполнили тысячи зрителей. И едва не стали свидетелями сенсации. До конца квалификационного часа оставалось всего десять минут, а лучшее время принадлежало пилоту "Заубера" Хаинцу-Харальду Френтцену. 27-летний немец установил его в самом начале заездов, а вскоре заклинивший мотор "Тиррела" Юкио Катаямы залил целый километр трассы широкой масляной полосой. Двадцать минут асфальт приводили в порядок, но очистить как следует все же не смогли. "Слишком скользко", — сказал Шумахер, не сумев улучшить результат своего земляка. "Машина так и плясала на трассе", — вторил ему Мэнселл, оставшийся на шестом месте. И только Хиллу удалось потеснить Френтцена.
На пресс-конференции Деймон радовался как ребенок: "Наконец-то мы показали свое преимущество над Михаэлем и его "Бенеттоном"! Семь сотых секунды — это очень мало, скажу я вам Но зато мы почувствовали запах первой крови!" Его противник выглядел абсолютно невозмутимым. "У меня были хорошие шансы. Однако в конце самого быстрого круга мне немного помешал "Лотос", отняв как минимум "десятку", — говорил Шумахер без тени улыбки. — А уже в боксах мы обнаружили, что сломался болт, крепящий двигатель к монококу. Вот почему я абсолютно уверен, что завтра выиграю "поул".
Так оно и вышло. Пройдя 4,5-километровое кольцо почти на полторы секунды быстрее, чем накануне, Михаэль опередил Хилла на 0,13 секунды.
На этот раз их коллегой по пресс-конференции оказался Мэнселл. 41-летний "британский лев" был явно доволен, может быть, сам не замечая того, играл роль эдакого старого морского волка: "Это здорово — два претендента на титул на первой линии стартового поля! Да и я очень неплохо устроился. Ведь квалификация — это, как игра в покер. Вам нужно знать, когда остаться в боксах, а когда "ходить", чтобы оказаться на свободной трассе и установить хорошее время. Что же касается возраста, то мне кажется, дело не столько в годах, сколько в стимуле. Вы вот говорите, что мне за сорок, сам же я чувствую себя не более как тридцатилетним. А после обескураживающего сезона в Америке, я готов горы своротить".
Шумахер тут же поглядел на англичанина с дружелюбной улыбкой: "Как я отношусь к возвращению Найджела? О, прекрасно! Всегда приятно побить чемпиона мира". А вот Хилл был заметно расстроен. Было похоже, что, поставив на одну карту, он проиграл и мечется теперь между отчаянием и надеждой: "В Хересе первый поворот очень близко, обойти соперника до него — очень трудно. Поэтому старт станет жизненно важным. Но как бы то ни было, завтрашняя гонка будет равной и необычайно напряженной. А решит ее лучшая тактика". Возможно, именно в этом духе высказывались женихи Пенелопы накануне решающего испытания, которое устроила им супруга Одиссея.
Напомним, хитроумный Улисс, как называли его римляне, после двадцатилетнего отсутствия пробрался в свой дом под видом нищего, чтобы на других посмотреть и себя не показывать. Хитрость же Шумахера, похоже, заключалась в следующем. Убедившись, что Хилл считает ключом к победе первый поворот, он взял да... начисто проиграл старт! Чтобы сидя за его спиной, следить за состоянием автомобиля лидера и не пропустить момента, когда тот отправится на замену шин. И в то же время не раскрыть ему заранее своих планов.
Воспользоваться этим подарком мог бы и "помощник" Хилла Мэнселл. Но, засидевшись на старте, в клубах сизого дыма из-под отчаянно буксующих колес, ушел на трассу только шестым. А "Вильямс" под номером "ноль" и "пятерка" "Бенеттона", именно в таком порядке войдя в первый поворот, стали быстро отрываться от остальных.
Круг шел за кругом, а разрыв между лидером и его преследователем оставался почти постоянным, колеблясь в пределах одной секунды. Что это — Шумахер сам себя перемудрил и теперь не может достать "Вильямс", с которым так хорошо справлялся раньше? Со стороны картина выглядела именно так. Кто же мог знать, что Михаэль потом скажет о дебюте гонки: "Да. конечно, на первом комплекте шин автомобиль вел себя не самым лучшим образом. Но во мне не было и тени беспокойства — я знал, что мы делаем".
В конце пятнадцатого круга, когда прошло менее четверти дистанции и пропасть, отделявшая его от идущего третьим Френт-цена, достигла почти сорока секунд, Шумахер свернул в боксы. "Вот оно что! — воскликнули самые проницательные. — Немец хочет..." Увы, к числу "тех, кто понял", не принадлежал лидер гонки. И после того, как Михаэль, потеряв на дозаправке и смене колес в общей сложности 26 секунд ("пит-стоп" продолжался 6,8 с), вырвался на трассу и за два круга сократил разрыв до 18,2 секунды, Хилл был обречен. Он запланировал только две остановки в отличие от трех — Шумахера. В этом был весь фокус! Теперь на достаточно износившихся покрышках и почти с таким же количеством топлива англичанин отставал прямо на глазах. Стало ясно — чем больше он будет оставаться на трассе, тем больше проиграет.
Гонка была богата событиями. Пытаясь обойти "Заубер" Андреа де Чезариса в левом повороте, вылетел на полосу безопасности Йос Феостаппен. Немало "поклоунил" Мэнселл — на 13 круге при обгоне новичка Хидеки Ноды. он едва не врезался в "Лярусс" и повредил переднее антикрыло, что отняло у англичанина почти минуту на замену в боксах. А на 49 круге, не удержав машину на выходе из левого поворота, экс-чемпион мира вылетел с трассы. У "Феррари" Алези оторвался правый дефлектор, едва не попав пилоту в голову. Мика Хаккинен, чей "Мак-Ла-рен" был чуть не самым медленным — только 11-е время на круге! — каким-то чудом пробрался на третье место. За восемь всего кругов до конца шедший четвертым Рубенс Баррикелло пробил заднюю левую шину и распрощался с надеждой на очки.
И все же эти события выглядели не более чем необязательным гарниром к уже свершившемуся факту — гонка практически завершилась после 18 кругов, когда, выйдя из боксов, Хилл отставал от лидера почти на пять секунд. Потом, после 33 круга, Деймон еще вышел вперед, но, в свою очередь вторично заехав в боксы, проигрывал уже почти полминуты.
Что и говорить, блестящая победа. Навязав сопернику свою тактику, заставив его в начале гонки мчаться вперед, отчаянно рисковать и не спускать в то же время глаз с зеркал заднего вида, Михаэль уверенно ехал сзади, даже и не думая атаковать. Лишь заботливо следя за тем. чтобы Хилл побольше нервничал, а покрышки его "Вильямса" посильнее изнашивались.
Но самое замечательное, что англичанин так, похоже, ничего и не понял: "Конечно, я расстроен. И даже сильнее, чем сам факт поражения, обескураживает большой отрыв — совсем не такой, на какой я рассчитывал Объясняется это в первую очередь тем, что на такой трудном кольце наша команда вы-орала неверную тактику с двумя остановками. Нужно было три..." Блажен, кто верует В заключение же Деймон немного оправился и расхорохорился: "Из трех оставшихся до конца чемпионата трасс, если и подходит какая "Бенеттону" лучше остальных, так это именно Херес. А вот на "Сузуке", где есть прямые, где преимущество в мощности "Рено" перед "Фордом" будет играть более существенную роль, я постараюсь..."
Осталось лишь напомнить, чем закончилась история с женихами Пенелопы. После того, как никто из них не сумел даже натянуть хозяйский лук, Одиссей показал, кто в доме хозяин, перестреляв всех претендентов поодиночке. И боги простили сильного и умного.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994