Каждый, кто хотя бы однажды познал популярность толпы, должен понимать, что явление это столь же непостоянное, как женская благосклонность. Объявив за полтора месяца до конца чемпионата мира о своем уходе из спорта, Ален Прост, похоже, забыл о предостережении древних греков. И был немедленно за это наказан — многочисленные поклонники, еще недавно превозносившие достижения теперь уже четырехкратного чемпиона мира, недолго погоревав,— кто вполне искренне, кто лишь для вида — переключили свое внимание на других героев, более молодых и перспективных.
Да и то сказать — кому интересно, сумеет ли 38-летний француз за две оставшиеся до «пенсии» гонки победить в 52-й и 53-й раз? Поэтому главным магнитом Гран-при Японии и Австралии стал вопрос о серебряном призере чемпионата.
Айртон Сенна или Деймон Хилл, «бразильский волшебник» или середнячок-англичанин, неожиданно в 33 года вознесшийся на вершину формулы 1? И хотя перед началом квалификационных заездов на автодроме «Сузука» Хилл опережал соперника на целых девять очков, о его шансах знатоки высказывались с осторожностью.
Причиной послужили прежде всего два обстоятельства. Во-первых — отличное выступление «мак-ларенов» в Эшториле. Оба хоть и сошли, но едва не вытеснили Проста из первого ряда на старте, а в самой гонке лидировали. Такого в нынешнем сезоне еще не было — вспомните, победы Сенны в Бразилии, Донингтоне и Монако связаны были скорее с неудачами Проста и Шумахера, нежели с техническим превосходством автомобиля. А во-вторых, стало известно, что в сезоне-94 Сенна и Хилл будут товарищами по команде «Вильямс». И слепому было видно, что бразилец — непревзойденный мастер психологического давления — постарается еще до начала совместной работы с англичанином указать Деймону его место.
Так оно и получилось. В квалификации оба (!) «Макларена» опередили Хилла, занявшего только шестое место, более чем на секунду. Обескураженный англичанин пытался оправдаться: «Я ведь впервые на этой трассе. А она оказалась на удивление хитрой...» Сенна же, совершенно сознательно кривя душой, подливал масла в огонь: «Мой «Мак-Ларен» точно такой же, как обычно. Думаю, команда «Вильямс» намеренно «придерживает лошадей». Представляете, каково это было слушать Хиллу, выжавшему из себя и из машины все, на что способен! И только мудрый Прост, давно изучивший все хитрости Сенны, в полном соответствии с ролью певца за сценой спокойно заметил: «Завтра нас ожидает равная гонка пяти-шести автомобилей».
И как всегда оказался прав. К «вильямсам», чье преимущество еще совсем недавно казалось бесспорным, «мак-ларенам» с приходом Мики Хаккинена, будто хлебнувшим допинга, и «Бенеттону» Михаэля Шумахера неожиданно добавились «жеребцы из Маранелло». Герхард Бергер, отлично стартовав, заставил приунывших в последние годы болельщиков «Феррари» воспрянуть духом. Несколько кругов полтораста тысяч зрителей наблюдали за напряженной схваткой австрийца с Шумахером и Хиллом. «С полным баком машина плохо слушалась руля,— говорил потом Герхард.— Но большое преимущество в мощности и числе оборотов позволяло мне долгое время отражать атаки «Бенеттона» и «Вильямса».
Высказывание примечательнейшее! Если в будущем сезоне к «большому преимуществу» мотора «Феррари» добавится шасси, спроектированное Джоном Барнардом, в возможностях которого не приходится сомневаться, красные итальянские болиды получат шанс вновь возвратиться на авансцену больших призов.
Пока же на ней единолично сверкает Айртон Сенна. После самоустранения Проста («Вы же сами понимаете, что это был не тот тип гонки, чтобы наслаждаться ею на все сто процентов. В дождь сложная японская трасса стала чересчур рискованной».) бразилец творил в Сузуке что хотел. К восторгу десятков тысяч болельщиков — а в Японии Айртон необычайно популярен — он сумел даже собственную ошибку обернуть в свою пользу.
Едва пилоты прошли десяток кругов, как небо нахмурилось. Похоже было, что вскоре пойдет дождь. В это время Сенна зарулил в боксы, но для переобувания в «мокрые» шины было еще слишком рано! Действительно, с новым комплектом гладких «сликов» Айртон продолжил гонку теперь уже на втором месте. Эта остановка не планировалась, однако по радио бразильцу передали (или ему это послышалось?), что Прост меняет покрышки...
Поняв свою ошибку, Сенна рванулся вперед, как давно уже не ездил. Теперь ясно было, что дождя не миновать, и, пользуясь преимуществом более свежих (и мягких) шин, бразильцу необходимо было во что бы то ни стало отыграть у лидера как можно больше перед неизбежной сменой резины. Это ему удалось. Мало того, словно видя усердие бразильца, судьба буквально рассыпала на пути его соперника пригоршню гвоздей. Сначала Хаккинен помешал Просту в боксах, а потом, уже на мокрой трассе, Ален слишком поздно заметил желто-красный флаг, предупреждавший о масляной луже на дороге.
Но, как мы уже говорили вначале, происшествия с четырехкратным чемпионом мира волновали теперь, увы, немногих. Самым же захватывающим сюжетом японского этапа была настоящая битва между Хиллом, Сенной и... Эдди Эрвином!
26-летний ирландец из Ольстера оказался на пути великих почти случайно. Не выдержав конкуренции с молодым талантливым коллегой Рубенсом Барричелло, покинул команду «Джордан» победитель трех больших призов бельгиец Тьерри Бутсен. Владельцу команды, Эдди Джордану, пришлось срочно подыскивать замену, и взгляд его остановился на земляке, участнике чемпионата Японии (а значит — знатоке местного автодрома) и тезке — Эрвине.
Чутье Джордана не подвело — уже утренняя неофициальная тренировка в пятницу закончилась сенсацией — Эрвин, опередив Сенну и Проста,— пятый! И в самой гонке Эдди выглядел достойно. Сенне пришлось повозиться, чтобы обойти его на круг. Причем Эрвин вовсе не выглядел собакой на сене, он вполне сознательно бросил вызов трехкратному чемпиону мира — «сможешь, обгони!». Айртон в конце концов одолел североирландце и устремился к очередной жертве — своему будущему «товарищу по оружию» Деймону Хиллу. Но как только бразилец приблизился к «Вильямсу» и несколько раз попытался его обогнать, сзади появился голубой «Джордан». А через некоторое время полуторасоттысячные трибуны затаили дух — Эрвин обошел Сенну и атакует Хилла. Неслыханная дерзость!
Наблюдая за этой сценой на экране монитора в пресс-центре, кто-то из маститых журналистов пробормотал: «Черт возьми, совсем как молодой Сенна...» Похоже, слова эти тем или иным образом достигли ушей самого бразильца. Сразу после пресс-конференции для победителей этапа он отправился в боксы «Джордана», где устроил Эрвину безобразную сцену с размахиванием руками и выкриками «а ты кто такой!». Ирландец, вместо того, чтобы униженно просить у «волшебника» прощения за нечаянную дерзость, вздумал настаивать на своей правоте. Тут-то «скромный, чуткий, интеллигентнейший, обладающий необычно богатым и интересным внутренним миром» Айртон Сенна, как отметили свидетели, «толкнул, а потом ударил по голове» своего визави.
Этот эпизод изрядно подмочил репутацию бразильца, не ограничевшегося рукоприкладством, а обвинившего в некомпетентности судей и журналистов. Чем здорово настроил против себя британскую прессу. Только через две недели, уже в Австралии, он немного опомнился: «Я не хотел его ударить. Случившееся кажется мне абсурдом...» И, словно маленький мальчик, пытающийся загладить свою вину примерным поведением, в первой же серии квалификационных заездов установил лучшее время.
И конечно, «расстрогал родителей до слез». Ведь 24 гонки подряд на первой стартовой позиции стояли только «вильямсы», а «Мак-Ларен» Сенны не возглавлял квалификационный протокол целых 17 месяцев. А тут еще синоптики обещали в субботу дожди — похоже было, что Сенна получит рекордный свой 62-й «поул».
Синоптики, как обычно, ошиблись. Вместо дождя на Аделаиду обрушилась нежданная жара. Асфальт трассы стал чуть более мягким, и этого хватило, чтобы вся точнейшая настройка «формул» — от сверхмягких шин и суперчувствительных амортизаторов до нежной управляющей электроники мотора и коробки передач — пошла насмарку. Только шестеро пилотов сумели улучшить результаты, показанные накануне. А из первых 13-ти это удалось сделать лишь Хиллу.
С шестого места Деймон переместился на третье и не скрывал своего удовлетворения: «Мой сегодняшний результат наполовину стал возможен благодаря улучшениям в автомобиле, а наполовину — тому, что я просто изучил австралийскую трассу. А потому, думаю, что завтра у меня есть шансы не только опередить Сенну, но и выиграть гонку».
Опередить Айртона Хиллу было необходимо, чтобы стать вторым призером чемпионата. Однако англичанин, похоже, не отдавал себе отчета, насколько трудна стоящая перед ним задача. Ведь он ни разу не принимал участия в Гран-при Австралии. Трасса, скомбинированная из «городских» участков, проходящих по улицам Аделаиды, и специального автодрома, таит для новичка множество сюрпризов. Недаром же среди ее победителей отсутствует фамилия Найджела Мэнселла, всегда предпочитавшего стиль «победить или умереть», и наоборот, в списке триумфаторов Гран-при Австралии можно встретить таких искушенных тактиков, как Нельсон Пике, Кейо Росберг, Ален Прост. Даже Сенна, в шестой раз выигравший квалификацию в Аделаиде, побеждал здесь до этого всего однажды.
Но на этот раз Айртон был неподражаем. Не только Хилл — он с самого начала вынужден был довольствоваться ролью статиста и едва не улетел в бетонные блоки при попытке выйти всего лишь на второе место — сам Прост, как ни хотелось ему завершить карьеру победным аккордом, сделать этого не сумел. С удивительной легкостью Сенна уходил от чемпиона мира, даже если учесть одну его остановку в боксах против двух у француза. И уже в пресс-центре, после победы он сам признался: «Это правда, самые трудные моменты гонки были до ее старта. Я очень волновался. Я безумно хотел выиграть — ведь для этого было столько причин! Тут и Прост, десять лет стоявший у меня поперек дороги, и Хилл, с которым мне предстоит ездить, и Рон Деннис, и вся команда «Мак-Ларен», где я провел шесть счастливых лет моей жизни, и не отблагодарить которых я не мог. Но стоило лишь зажечься зеленому сигналу светофора, как волнение улеглось, и все стало необычайно легко».
Сенна смеялся и плакал на пьедестале, дурачился и шутил с Простом, с которым за последние пару лет и десятка слов не сказал, обнимался с обоими пилотами «Вильямса», великодушно пригласив их к себе на высшую ступеньку. Он был абсолютно счастлив. Ибо отлично знал, что хотя и проиграл нынешний чемпионат, в будущем году ничто не сможет помешать ему очутиться на вершине. И уж он-то не сделает той глупой ошибки, что совершил его извечный соперник — не уйдет из формулы 1, пока не будет лучшим по всем статьям. И чтобы еще долгие годы никто из молодых не мог приблизиться к достижениям бразильца на пушечный выстрел.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1994