Что же заставило ошибиться лучшего гонщика планеты? Почему Айртон бросил руль, хотя лидеру он тогда проигрывал меньше полминуты, а всех преследователей опережал по крайней мере на круг? И наконец, зачем бразилец обвинил автомобиль, сказав, что после аварии заглох мотор, хотя миллионы телезрителей видели, как целехонький «Вильямс» катил по траве без посторонней помощи? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, нужно из ранней бразильской осени перенестись в европейскую зиму, когда на автодромах Франции, Англии, Италии и Португалии проходили испытания новые машины формулы 1.
Вовсе не ради красного словца в начале нашего рассказа мы вспомнили о карточной игре. В последние годы формула 1 все больше напоминает партию в покер, в которой, как известно, зачастую решающую роль играет не удачный расклад, а деньги. Не стал исключением и нынешний сезон. По сравнению с прошлым годом команд прибавилось — место присоединившейся к «Минарди» «ВМС Скудерии Италии» заняли английские «Симтек» и «Пасифик» — однако по крупному играют как и прежде лишь четверо. Еще в конце 80-х годов окончательно задавив остальные команды грандиозностью многомиллионных ставок, «Мак-Ларен», «Вильямс», «Феррари» и «Бенеттон» продолжают игру только в своем узком кругу.
Правда, ФИА, стремясь вернуть Ф1 облик «формулы равных возможностей» (никогда, честно говоря, не существовавший), пошла на решительные меры. Были запрещены активная подвеска колес, электронное управление коробкой передач, двусторонняя телеметрическая связь с боксами, противобуксовочная система и анти-блокировочная система тормозов. Мало того, разрешили дозаправку топлива во Время гонки. Этот трюк был с успехом применен командой «Брэбхэм» в 1983 году, позволив Нельсону Пике завоевать чемпионское звание, но тогда уже был признан чрезвычайно опасным и запрещен.
Вот и сейчас раздались недовольные голоса. «Неужели нельзя было найти другого способа повысить зрелищность, кроме как рискуя жизнями пилотов и механиков? — недоумевал. Вильсон Фиттипальди, брат двукратного чемпиона мира Ф1. — Скажем, обязательное «переобувание»... Экс-пилота формулы 1 можно понять — ведь это его сын, Кристиан, будет сидеть пристегнутый ремнями в тесном и раскаленном до 80° кокпите, в то время как за его спиной несколько человек станут манипулировать толстенным бензиновым шлангом.
Да и среди самих гонщиков были недовольные решением ФИА, в частности оба пилота «Вильямса» выступили против дозаправки. А инженеры команды тем временем трудились над новой конструкцией ступицы задних колес — именно благодаря этому узлу механики «Вильямса» прослыли недотепами и копушами на питстопах. Зато запрет управляющей электроники приветствовали практически все. И что любопытно — прежде всего пилоты команд-фаворитов. Сенна, Шумахер, Але-зи дружно радовались: ведь не придется им теперь играть роль живых микросхем при собственных автомобилях. Такое единодушие наталкивало на мысль, что главные игроки готовы начать партию по новым правилам — у них в руках новые козыри.
Первым заявил о них Фрэнк Вильямс. В январе в Эшториле состояла сь презентация суперкоманды «Ротманс-Вильямс-Рено». Тридцать миллионов «табачных» долларов. «Бразильский волшебник» в качестве первого пилота. Надежный тыл в лице Деймона Хилла. Самый мощный в формуле 1 мотор «PeHO-RS6» — с измененными системами впуска и выпуска и камерами сгорания он развивает, поговаривают, 840 л.с. И ко всему этому «колдуны из Дидкота» Патрик Хед и Эйдриан Ньюи представили первый автомобиль модели FW16. Более узкое шасси и пересмотренная конструкция подвесок — вот его главные особенности. Спереди — благодаря применению торсионов вместо спиральных пружин — и сзади — из-за новых углепластиковых амортизаторов — ставшие более миниатюрными подвески позволили снизить высоту шасси, улучшив тем самым аэродинамику.
«Лучший гонщик, лучший автомобиль, лучший мотор» — в один голос заговорили все, досрочно, не дожидаясь даже начала чемпионата, водрузив на голову Сенны четвертую корону.
Следующей открыла свои карты «Феррари». 412Т1, что значит 4 клапана на цилиндр, коих 12, поперечная (Трансверсале) коробка передач, 1-я модель новой серии, представлена была публике в конце января в Маранелло. Новый «гарцующий жеребец», привлекая внимание более вздернутым, чем у предшественника, «носом» и хищными воздухозаборниками на боковинах кузова, живо напоминавшими чемпионские «Феррари-156» Фила Хилла и 312Т Ники Лауды. Впрочем, не приятными реминисценциями к прошлому была сильна новая машина. А именем своего создателя — ее автор, Джон Барнард, сконструировал четыре года назад последнего победителя Гран-при марки «Феррари».
Наибольшее внимание англичанин уделил организации воздушного потока. С этой целью, в частности, применен задний диффузор с шестью вертикальными ребрами, контролирующими прижимающую силу в районе задних колес.
О двигателе же особо заботился Жан Тодт. Новый менеджер «Феррари» переманил из «Пежо Тальбо Спорт» троих своих бывших сотрудников и даже сумел увести из «Мак-Ларена» самого Озаму Гото — «отца» всех побед «Хонды» в формуле 1 80-х годов. Начинает сезон команда с 12-цилинд-ровым. V-образным мотором (угол развала 60°) мощностью 780 л. с. при 15500 об/мин. А вскоре должен появиться новый двигатель — более широкий (75°), мощный и надежный.
И все же козыри «Феррари» не могли серьезно обеспокоить Сенну. Даже пилот «Скудерии» Герхард Бергер печально заметил: «Мечта о чемпионском титуле для нас — не более чем мираж...» Но может быть, тогда «Мак-Ларен»?
Всю зиму «красно-белые» пользовались в спортивной прессе наибольшим вниманием. Рон Деннис рискнул, поменяв надежный, но бесперспективный, с его точки зрения, мотор «Форд-Косворт» на совершенно неизвестный «Пежо». Французские инженеры во главе с Жан-Пьером Боди, пользуясь опытом конструирования моторов для спорт-прототипов. в последних числах декабря поставили на динамометрический стенд модель А4. Этот 10-цилиндровый. V-образный (72°) двигатель был уже своего предшественника (на 8°) и развивал большее число оборотов. А в начале марта была готова новая версия — Аб — с четырьмя клапанами на цилиндр вместо пяти.
И сам Боди, и глава «Пежо Тальбо Спорт» Жан-Пьер Жабуй в 70-е — 80-е годы работали в «Рено», где три сезона провел Ален Прост. Это обстоятельство, а также три чемпионских титула, которые француз принес Рону Деннису (и «Филип Моррису», что, может, даже более важно), лучше всяких слов говорили о том, что «маленькому Наполеону» не миновать очутиться за рулем «Мак-Ларена-Пежо». Действительно, менее чем за три недели до старта Гран-при Бразилии Прост приехал на тесты МР4/9 в Эшторил, где он за полгода до этого громогласно заявил об окончательном уходе из гонок. Десятки журналистов несколько дней ходили за чемпионом мира по пятам, но лишь 15 марта Ален заговорил: «Меня приятно удивил автомобиль. Но это не победитель... Я не поеду». И Сенна вздохнул еще свободней, потому что последний из «игроков», «Бенеттон», представлялся наименее опасным.
Команда не сумела удержать Барнарда, а Росс Браун не выглядел достойной заменой на посту главного инженера. Косвенно это подтверждало минимальное количество изменений в конструкции машины, которая и по итогам прошлого-то сезона была лишь третьей. Правда, специалисты «Косворта» подготовили новый мотор «Цетек-R». Но с мощностью порядка 720—740 л.с. при 14500 об/мин его вряд ли можно было считать достойным конкурентом «Рено». К тому же в январе на испытаниях в Сильверстоуне разбился заменивший в команде ветерана Рикардо Патрезе Юрки-Ярви Лехто. Финн повредил четвертый и пятый позвонки, но, к счастью, без серьезных последствий. Тем не менее участвовать в первом Гран-при сезона он не мог, а из-за сорокадневного восстановительного периода программа подготовки «Бенеттона» претерпела вынужденные изменения.
Итак, перед началом сезона Айртон Сенна мог быть абсолютно спокоен — козыри его команды были, по крайней мере, не младше, чем у соперников. А уж что касается его собственного мастерства... Недаром же все кругом твердят, что он — лучший в мире.
И всего один только раз . . набежало облачко на эту лучезарную картину. За две недели до начала Большого приза Бразилии Шумахер в Имоле показал лучшее время, опередив Сенну на 0,16 секунды. Но Айртон не склонен был придавать такой малости слишком большое значение: «Я не думаю, что уже гонка в Сан-Паулу покажет реальных наших конкурентов. Мы еще увидим в сезоне много захватывающей борьбы, но до этого должно пройти немало времени».
И Гран-при Бразилии начался. Начался так, как и предсказывали многочисленные пророки, — и в первый, и во второй день тренировок Сенна первый. «Феррари» и «макларены» отстают на полторы-две с половиной секунды. Жан Алези жалуется на управляемость машины, особенно на неровных участках трассы, Мика Хаккинен и «заместитель» Проста Мартин Брандл мучались с педалью газа. Машина Бергера не отличалась надежностью. Воспользовавшись трудностями фаворитов, в третьем-четвертом ряду оказались «зауберы» и «минар-ди», однако от обладателя «поул-позишн» новичка Хайнца-Харальда Френтцена, а также Джанни Морбиделли и Карла Вендлингера отделило две секунды. А значит в гонке они не опасны.
Тем не менее вечером Сенна был задумчив: «Машина с трудом сохраняет траекторию в поворотах. Пару раз я чуть не вылетел. А «Бенеттон» чертовски быстро едет...» Что правда, то правда — Шумахер в пятницу проиграл 0,189 с, в субботу в самом начале квалификации улучшил время Сенны, и бразильцу ценой больших усилий стоило обойти его менее чем на треть секунды. Именно поэтому, даже когда тренировки прервал сил! нейший ливень, Айртон не ушел с трассы, а. обув «мокрые» покрышки, отправился, как он выразился, «изучать обстановку» под проливным дождем.
Годом раньше дождь в Сан-Паулу помог бразильцу одержать победу. Но на этот раз небо над «Интерлагосом» не проронило в воскресенье ни одной капли. Правда, едва лишь зажегся зеленый сигнал светофора, Сенна наглядно продемонстрировал. что и на сухой трассе ему равных нет. Отлично стартовав, он с первых же метров вырвался вперед, и его отрыв стал расти прямо на глазах. «Вот и кончилась гонка», — подумали те, кто предрекал Сенне безоговорочное лидерство в чемпионате. И ошиблись.
Возмутителем спокойствия стал Шумахер. «Проспав» на старте маневр Алези, вынырнувшего из-за его спины на второе место, 25-летний немец быстро догнал «Феррари» и после недолгой, но напряженной и красивой борьбы обошел. А потом стал медленно, но неотвратимо настигать лидера. Поклонники бразильца не верили своим глазам — разрыв сокращался, пока на 19 круге не осталось менее секунды. А еще через два круга оба заехали заменить шины и заправить топливо. Механики «Вильямса» отлично справились с задачей, но все же бригада «Бенеттона» была на секунду быстрее, и из боксов лидером выехал уже Шумахер.
Последующие тридцать кругов гонки стали для Сенны сплошным кошмаром. Он делал все что мог: он блестяще проходил повороты и с филигранной точностью обгонял отстающих на круг соперников. Он разделался сначала с Алези, шедшим четвертым, а затем и с Хиллом, наглядно показав разницу в классе между пилотами одной команды. Но все то же самое Шумахер делал раньше! И уходил все дальше...
А за пятнадцать кругов до финиша лучший в мире водитель не удержал лучший в мире автомобиль в относительно несложном левом повороте и вылетел с трассы. И пока трехкратный чемпион мира сидел запершись в «вильямсовском» автобусе, Михаэль Шумахер мчался к своей третьей победе в Гран-при. Он обошел второго призера на целый круг, чего в Ф1 не было уже восемь лет. Причем преимущество «Бенеттона» могло быть еще более весомым, если бы не невнимательность Эдди Эрвина.
На 35 круге гонки ирландец решил обогнать отставшего на круг Эрика Бернара, но забыл посмотреть в зеркало заднего вида. А именно в этот момент его стал обходить «Бенеттон» Йоса Ферстаппена. Молодой голландец очень неплохо показал себя в гонке и явно мог рассчитывать на место в шестерке. Но неожиданный маневр «Джордана» заставил Йоса резко крутануть руль влево. Левые колеса попали на траву, пилот попытался выровнять машину, она взлетела в воздух и упала на «Мак-Ларен» Брандла, шедший впереди. В результате сошли все четыре автомобиля. К счастью, обошлось без жертв, единственное повреждение — чувствительный удар колесом по голове получил Брандл.
Ферстаппен не сумел помочь своей команде, но и без его участия «Бенеттон» стал лидером Кубка конструкторов — впервые в своей истории На старте нового чемпионата козыри английской «конюшни» и ее итальянского хозяина оказались наиболее весомыми. Но вот хватит ли у команды мастерства воспользоваться ими?
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994