Автомобильные гонки проходят в столице американского штата Индиана — Индианаполисе с 1911 года. Главное их отличие от подобных соревнований в формуле И — это овальный трек вместо кольцевых трасс различной конфигурации.
В нынешнем году гонка «Инди-500» проходила в 74-й раз и собрала более 450 тысяч зрителей. На старт ее вышли 33 спортсмена — участники третьего (из шестнадцати) этапа Чемпионата Американских Гоночных Команд (КАРТ), где выступают и зарубежные гонщики. Их автомобили так называемой формулы «Инди» — аналогичны машинам формулы 1, чуть тяжелее их, длиннее и мощнее. Хотя в чемпионате КАРТ конкуренция между коман-дами-участницами гораздо острее, чем в Ф 1, но реальных претендентов на первое место в «Инди» все же немного — те же пол дюжины лучших пилотов.
И даже победа в этом году относительно малоизвестного гонщика из Нидерландов Ари Лиендика стала скорее исключением, подтверждающим правило. По итогам двух тренировочных заездов, которые, заметим, проходят задолго до гонки, традиционно назначаемой на последний уик-энд мая, все фавориты расположились в первых рядах стартового поля.
Гонщикам предстояло преодолеть 200 кругов по бетонному овалу — 500 миль или 804,67 км. С новым рекордом 362,576 км/ч первую позицию на старте занял чемпион КАРТ и победитель прошлогоднего «Инди» — Эмерсон Фиттипальди. Далее порядок был таков: Рик Мирз— трехкратный победитель «Инди», Лиендик, Бобби Рахал, Майкл и Марио Андретти, Ал Анзер-младший, Энтони Дж. Фойт и Денни Салливан. Эти девять спортсменов, на счету которых 12 побед в «Инди», три титула чемпиона мира в Ф 1, и были наиболее вероятными претендентами на победу.
Как и ожидалось, лидерство со старта захватил Фиттипальди и удерживал первую позицию 95 кругов — почти половину дистанции. Потом «Эмо» пришлось заехать в боксы, и лидером стал Лиендик. Следующие 73 круга шла напряженная борьба между этими двумя гонщиками и американцем Рахалом — они постоянно сменяли друг друга во главе гонки, пока за 32 круга до финиша вперед не вышел голландец и уже не упустил победу.
После гонки Лиендик, высшим достижением которого за шесть сезонов в КАРТ было второе место в позапрошлом году в Портленде, был на седьмом небе: «Как я мечтал, что одержу свою первую победу именно в «Инди»! И до сих пор не верю, что выиграл!» Победитель получил 1 090 940 долларов, а чек на 10 тысяч долларов и Кубок «Лучшему новичку «Инди» получил Эдди Чивер — ветеран Ф 1, участник 133 Гран при, занявший в «Инди» 7-е место. Не обошлось на этот раз и без аварий. Денни Салливан, Пан-чо Картер и Джон Андретти разбили свои машины о бетонную стенку. К счастью, гонщики не пострадали.
«Индианаполис-500»
1. А. Лиендик (Нидерланды, «Лола-Т9000-Шевроле») — 2 ч 41 мин 18,24 с (299,248 км/ч); 2. Б. Рахал (США, «Лола») — отставание 10,7 с; 3. Э. Фиттипальди (Бразилия, «Пенске-ПиСи19-Шевроле») — 41.7; 4. Ал Анзер-мл. (США, «Лола») — 1 круг; 5. Р. Мирз (США, «Пенске») — 2 круга; 6. Э. Дж. Фойт (США, «Лола»); 7. Э. Чивер (США, «Пенске-ПиСи18-Шевроле»); 8. С. Брайтон (США, «Лола-Т9000-Косворт») — 6 кругов; 9. К. Куган (США, «Пенске-ПиСи18-Бюик»); 10. С. Гудьир (Канада, «Лола-Т8900-Джадд») — 9 кругов.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990