В отличие от старшего Андретти мысли всех остальных частников CART быт устремлены в будущее. Даже тех двоих кто, как и Марио, решил проститься с индикарами.
27-летний вице-чемпион серии "Инди Лайтс" 1991 года Марк Смит, два сезона поиграв в автогонки на высшем уровне предпочел беспокойной водительской доле карьеру бизнесмена. А экс-чемпион мира Найджел Мэнселл не скрывал, что живет уже в предвкушении своего возвращения в формулу 1: "Чемпионат практически закончился, победитель известен. Мне осталось лишь постараться так проехать последнюю гонку, чтобы не разочаровать болельщиков и многочисленных друзей, которых мы с Розанной и наши дети здесь нашли .
Примерно то же самое могли оказать о себе Ат Анзер-младший и Эмерсон Фиттипальди. Оба уже обеспечили не только первые 2 строчки в итоговой таблице первенства, но и места в команде Роджера Пенске на будущий сезон. Зато добрым двум с половиной десяткам гонщиков было за что бороться на Гран-при "Тойоты" в Монтерее представляемом"Бэнк оф Америка'', — так длинно и сложно назывался последний этап чемпионата.
Вот почему на Гран-при ‘Тойоты" как-будто перемешались три времени года. Озабоченные мыслями о грядущей весне, гонщики и менеджеры команд приехали в край, где царит вечное лето. "Лагуна-Сека Рэсуэй" находится в Калифорнии, на полпути между городами Монтерей и Салинас, в ста с лишним километрах к югу от Сан-Франциско. Песчаные холмы, по склонам которых затейливо извивается трасса автодрома с одиннадцатью поворотами, поросшие редким кустарником и небольшими деревьями, круглый год здорово прожаривает солнце. Дожди тут большая редкость, а потому Лагуна-Сека — место, словно специально созданное для автогонок.
Однако природа редко бывает озабочена созданием идеальных для человека условий. Жара и песок с окрестных холмов порой превращают здешний автодром в весьма неприятное место. "Это настоящий каток!" — воскликнул Мэнселл, вылезая из автомобиля в субботу днем, после того как тщетно пытался улучшить свое квалификационное время. Из первой дюжины пилотов такое оказалось под силу лишь чемпиону и вице-чемпиону. А их товарищ по команде "Пенске" Трейси и вовсе выкатился на трассу только однажды. Проехав один круг в прогулочном темпе, канадец вновь зарулил в боксы: "По такой жаре моему первому времени вряд ли кто-нибудь мог угрожать. Поэтому, по глупости потеряв в утренней тренировке целый комплект шин — я умудрился нажать одновременно педали акселератора и тормоза, мы решили не напрягаться. И оказались правы. Завтра же на победу может рассчитывать лишь тот, кто скрупулезно точно настроит автомобиль и сохранит шины свежими на протяжении всей дистанции".
"А голову — холодной с самого старта", — можно было бы добавить к словам Пола Ибо то, что произошло в первых трех поворотах Гран-при "Тойоты" предопределило характер и в значительной мере исход всей гонки. Бело-синяя "Лола" Доминика Добсона из команды "ПакВест" с размаху въехала в коробку передач машины Андретти-старшего. Серьезных последствий столкновение не имело, но, отбросив ветерана на 26 место, оказалось достаточным для того, чтобы похоронить надежды Марио — пусть призрачные — на победу.
Почти одновременно с этим в повороте, только что названном как раз именем Андретти-старшего, хорошенько "пободались" Анзер и Робби Гордон. Последний в случае успеха мог выйти на четвертое место в чемпионате и начал гонку очень резво, немедленно обойдя Мэнселла. Трудно сказать, кто из двух американцев больше виноват в том, что случилось,— вошедший внутрь левого поворота и, возможно, слегка "облокотившийся" на соперника "маленький Ал" или шедший снаружи и, не исключено, слишком резко нырнувший внутрь Гордон. Скорее всего, не хватило хладнокровия обоим. И Анзер, вздымая тучи пыли, пропахал внушительную борозду на полосе безопасности, пропустил весь караван и потерял почти круг в боксах на ремонт рулевого управления и подвески правого переднего колеса.
Обидчик чемпиона отправился в боксы кругом позже и потерял там еще больше времени. Но еще раньше закончилась гонка для двух экс-чемпионов CART. Майкл Андретти в свойственной ему манере, удивительным образом сочетающей трезвый расчет и отчаянную, прямо-таки безоглядную смелость, с одиннадцатого места на старте из второго поворота вышел восьмым. Но этим не ограничился и в неразберихе, последовавшей за столкновением Анзера и Гордона, атаковал Боэзела, однако не удержал машину. "Рей-нард" занесло, и Майкл остановился на трассе через несколько сот метров. Мотор заглох, машину развернуло против движения. И через мгновение, вылетев из тучи пыли и песка, в нее врезалась "Лола" Бобби Рейхола.
Теперь Трейси мог вздохнуть абсолютно спокойно. Третье место в чемпионате у него в кармане, да и в самой гонке серьезных противников почти не осталось.
И Пол сразу после зеленого флага, позволившего пилотам на шестом круге открыть полный газ, мощно ушел вперед, оставив далеко позади Жака Вильнева, Мэнселла и Фа-би. Канадец так прочно захватил лидерство, что даже телеоператоры потеряли к нему интерес. Они показывали, как сражались за 17-е место Ал Анзер и Марио Андретти, как раз за разом вылетали с трассы Алессандро Дзам-педри и Франк Фреон. Как в клубах дыма вновь и вновь вертелась на асфальте в бешеных заносах "Лола" Гордона. Как повздорили в боксах Стефан Юханссон и один из механиков его соседа по пит-лейну Адриана Фернандеса. Швед, выезжая после дозаправки, антикрылом своего автомобиля чуть подтолкнул занятого заменой колеса механика. Разъяренный работяга, недолго думая, поставил снятое колесо на пути "Пенске".
Любопытно, что наказаны за это штрафом "стоп-энд-гоу" были оба — и Юханссон, и Фернандес. А когда Стефан, остановившись и вновь стартовав, как предписывают правила, не сумел сдержать своего возмущения странным вердиктом и погрозил судьям кулаком, то был немедленно вновь оштрафован "за превышение скорости в боксах". Кроме того, несдержанность стоила экс-пилоту "Мак-Ларе-на" и "Феррари" пяти тысяч долларов.
Если добавить ко всем этим инцидентам "силовые приемы", которыми Скотт Шарп отправил в барьер из шин своего тезку Гудьи-ра, а Эмерсон Фиттипальди — на обочину Гордона, аварию Джима Вассера и прыгающего на одной ноге механика Вильнева — канадец отдавил ему ногу левым задним колесом, — станет ясно, что зрителям скучать не приходилось.
И все же репетиция будущего сезона, похоже, не удалась. Скорее, вновь повторение пройденного. Ибо уже в середине гонки Анзер с 27-го выбрался на второе место! А за 19 кругов до финиша первая тройка выглядела так — Трейси, Анзер, Фиттипальди. Даже когда через четверть часа чемпионский "Пенске" медленно ткнулся в ограждающий трассу бетон — отказала трансмиссия — "маленький Ал" не выглядел удрученным: "Великолепная команда, фантастическая машина, которая позволяет делать на трассе чудеса! Я с нетерпением жду нового сезона".
А в это же самое время Майкл Андретти, уже в джинсах и рубашке, утешал в боксах команды "Ньюман-Хаас" своего отца. Марио все же выбрался из задних рядов и одно время был даже седьмым, но за четыре круга до конца гонки в моторе его "Лолы" разорвалась цепь привода распределительного вала. "После неудачи в первом повороте так хотелось хотя бы увидеть клетчатый флаг на финише, — принужденно улыбался 54-летний ветеран. — И машина шла вроде бы прилично. Но не получилось. Жаль. И все же не нужно говорить, что мне не повезло. За рулем "индикара" прошла вся моя жизнь, и жизнь счастливая. Я выиграл все, что можно, а теперь буду ждать побед сына. Андретти еще потягаются с Анзерами".
Как видим, не получилось у Марио не думать о будущем. Все его мысли, как, впрочем, и заботы остальных пилотов — действующих и уже ушедших — о будущем сезоне.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994