Слов нет, Мэнселл — отличный гонщик. Клей Регацциони еще год назад включил его в тройку лучших пилотов современности. И все же восторги, столь щедро расточаемые Найджелу по обе стороны Атлантики, кажутся порой чрезмерными. В самом деле, так ли уж велик спортивный подвиг англичанина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в недавнюю историю. А вспомнив события минувшей зимы, можно без труда убедиться, что еще до старта первого этапа «Мировой серии» в австралийском Серфиз-Пара-дайс Найджелу был вручен, образно говоря, ордер на получение чемпионского титула.
Первые — и самые важные — строчки этого документа были заполнены самим Мэнселлом. В 1992 году, создав себе образ эдакого классного парня, обиженного «нехорошими» Сенной и Простом, и отправляясь за океан, Найджел уже знал, что ему уготовано место в одной из лучших, если не лучшей команде «Мировой серии». Организованная в 1983 году «Ньюман-Хаас» благодаря щедрости сети супермаркетов «Кмарт» и нефтяного гиганта «Тексако» числится среди «богачей» CART. Не секрет — презренный металл сегодня один из главных факторов победы. К тому же совладельца команды, Карла Хааса, связывают давние партнерские отношения с Эриком Бродли и его фирмой «Лола карз»: он продает в Америке машины английской компании. Естественно, новейшие разработки Бродли первым делом проходят через руки улыбчивого толстяка из Лейк-Фореста. Но и это еще не все. «Ньюман-Хаас» располагала к тому же и последней модификацией мотора «Кос-ворт» серии ХВ, над доводкой которого, кстати, в 1992 году изрядно потрудился Майкл Андретти. И это уже был солидный козырь в руках англичанина.
А потом вдруг сами американцы решили поучаствовать в оформлении мэнселловского «ордера» на чемпионство. Первым освободил дорогу англичанину Майкл Андретти, отправившись в Ф1. Затем неожиданно решил выйти из игры трехкратный обладатель призовой чаши первенства CART 41-летний Рик Мирз.
Не остались в стороне от благородного начинания своих соотечественников и другие янки. Мы уже писали о неудачных технических перестановках в двух ведущих командах «Мировой серии». Напомним, что Рику Голлзу — владельцу «Голлз рэйсинг» — 16 результативных финишей в 16 гонках, победа в «Ин-ди-500» и третье место Ала Анзера-младшего в чемпионате 1992 года показались недостаточно весомыми аргументами для продолжения сотрудничества с английской «Галмер» и Голлз сменил это шасси на «Лолу». Результат оказался много хуже прошлогоднего.
Попал впросак Бобби Рейхол. Чемпион «Мировой серии-92» захотел поэкспериментировать с шасси собственной конструкции. Однако и его на новом поприще поджидала неудача — в «старой кирпишнице» Индианаполиса на своем родном «Рейхол-Хоуган-001» Бобби не прошел квалификацию. Только после этого дипломированный историк из Огайо плюнул на патриотизм (машина Рейхола была построена на базе «Труспортса» — единственного американского автомобиля чемпионата) и пересел на английскую «Лолу». Но было уже слишком поздно.
Вот такими «пирогами» встречали Мэнселла «за семью морями». Многие считали все же, что всех мэнселловских плюсов не хватит, чтобы перечеркнуть один-единственный минус: чемпиону мира предстояло привыкать к совершенно новому автомобилю. Но неожиданно именно это обстоятельство обернулось самым большим козырем англичанина.
Дело в том, что по сути автомобиль формулы CART и машина Ф1 различаются между собой так же, как, скажем, первый реактивный самолет и современный истребитель, напичканный электроникой. В этом, кстати, вскоре пришлось на собственной шкуре убедиться младшему Андретти, у которого только в конце сезона стало хоть что-то получаться за рулем «Мак-Ларена».
Управление машиной формулы 1 требует от водителя несравненно большей, прямо-таки ювелирной точности, достаточно серьезной инженерной подготовки. По сравнению с этим шедевром технической мысли «индикар» — более тяжелый, более скоростной и в три-четыре раза более дешевый — представляет, по сути, почти серийный гоночный автомобиль. Чтобы уяснить, насколько они разнятся, достаточно вспомнить ту же «Лолу». Фирма — признанный лидер в области постройки «индикаров» — попыталась сунуться на трассы чемпионата мира. И там опытнейший конструкторский коллектив во главе с самим Бродли ожидал полный провал — «Лола-Т93/30» оказалась худшей машиной сезона.
А Мэнселл убедился в этом еще накануне сезона, во время тест-заездов на треке Финикса. «Индикар» в силу некоторой кондовости идеально подошел к безоглядному стилю вождения чемпиона мира — «все или ничего».
Но и на этом благоприятствующие англичанину обстоятельства не исчерпывались. Ни для кого не секрет, что гонки «индикаров» в последнее время стали смахивать на состязания ветеранов, где побеждает позже других достигший пенсионного возраста. Вечно так продолжаться не могло, и как раз сейчас многие «старички» засобирались на покой. Но сменяет их зеленая молодежь, зачастую и не очень-то перспективная. И кому, скажите, было по силам конкурировать с находящимся на подъеме после победы в чемпионате мира «британским львом»? Марио Андретти, давно разменявшему шестой десяток? Или 24-летнему Робби Гордону, чей «инкаровский» опыт включал к началу сезона всего лишь семь стартов?
Тогда, может быть, экс-пилоты Ф1 поспорят с Найджелом, их-то в «Мировой серии» ни много ни мало — 15 человек. В «индикар» из Ф1, однако, попадают в большинстве своем не пришедшие ко двору «королевы автоспорта». И неужто Оливье Груйар, в активе которого всего одно очко в 41-м Гран-при, мог бы тягаться с чемпионом мира? Так что опасаться Мэнселлу приходилось разве что вице-чемпиона CART 1983 года итальянца Тео Фаби, выступавшего за команду знаменитого когда-то творца гоночных «чапарралей» Джима Холла, и шведа Стефана Юханссона, с помощью «<Мал6оро» получившего новейший «Пенске». Однако оба они еще в бытность свою пилотами Ф1 ни разу не сумели обойти Найджела в таблице чемпионата.
Теперь сложите воедино все вышеперечисленные аргументы и вы получите тот самый «ордер», с которым Мэнселл вступил в свой первый американский сезон. И все же нашлись люди, не пожелавшие признавать «за-конных» прав англичанина, и после девяти этапов первенства на титул, приготовленный Мэнселлу, предъявил свои права совсем другой человек. И не кто-нибудь, а двукратный чемпион мира Ф1 Эмерсон Фиттипальди. Именно первый номер «Малборо Пенске Шевроле» перед гонкой в Мичигане вышел в лидеры в общем зачете.
О «Пенске» вообще стоит сказать особо. После схода с дистанции «конюшен» Голл-за и Рейхола команда Роджера Пенске осталась, пожалуй, единственным достойным оппонентом «Ньюман-Хаас». Наиболее титулованный коллектив — на его счету 71 победа в CART и даже опыт участия в Ф1 — пользуется поддержкой «Филип Моррис» и «Шевроле». Правда, при всем уважении к мастерству Фиттипальди ясно, что чемпиону 1972 года тяжеловато бороться с чемпионом года 1992. А толстощекий Пол Трейси при всем своем бесспорном таланте только первый полный год проводит в гонках столь высокого уровня. Тем не менее, эта парочка — «пенсионер» и «студент» — не давала спуску «британскому льву» на протяжении всего сезона.
Как ни странно, труднее всего приходилось им на треках, где, казалось бы, полное отсутствие у англичанина опыта в таком специфическом виде автогонок должно свести его шансы к минимуму.
Сколько чужеземцев на себе испытали крепость стенок американских овалов! А потому многие поклонники Мэнселла всерьез опасались за здоровье своего кумира. Англичанин вполне мог повторить печальный опыт куда более хладнокровных и уравновешенных предшественников.
На деле же снова все вышло по-иному.
К середине теплого американского лета англичанин просто влюбился в спидвеи Мичигана и Милуоки, Назарета и Нью-Хэмпшира. «Положительно, гонки на овалах — лучшие гонки!» — благожелательно улыбался Найджел, отпраздновав свой 40-летний юбилей победой на 11-м этапе серии. Гонка на треке Лаудона в Нью-Хэмпшире впрямь выдалась на загляденье. Почти сто кругов «Лола» англичанина и «Пенске» Трейси и «Фитти» шли ноздря в ноздрю, и только на финише англичанин оказался чуть удачливее.
Правда, затем Мэнселл три гонки подряд не поднимался на высшую ступень пьедестала. Зато в них он проявил не свойственную ранее для себя черту — хладнокровие. Это, безусловно, также повлияло в самом положительном смысле на исход «Мировой серии».
«На трассе «Роуд Америка» в Элкарт-Лейк (штат Висконсин), где проходил двенадцатый этап, безоговорочно властвовал Трейси. Найджел пришел к финишу вторым, но в ходе гонки даже не пытался атаковать канадца. «Все прошло великолепно. Думаю, что завоеванные сегодня очки помогут нам побить «Пенске» на финише сезона...» Интересно, с каких это пор англичанин сражается в гонках за очки, а не за победы? Впрочем, такая перемена только делает честь Мэнселлу.
Не надрывался британец и на следующем этапе серии в Ванкувере. Он на редкость спокойно провел гонку по улицам канадского города, и даже несмотря на заглохший в боксах двигатель, на финише его «Лола» была шестой, на место впереди красно-белого «Пенске» Фиттипальди, Это позволило
Найджелу увеличить отрыв от бразильца до 32 очков. Правда, в CART, где за од-ну-единственную победу в идеале можно набрать 22 очка, даже такое отставание — небезнадежно, что и доказал «Эмо» на 13-м этапе «Мировой серии» в Лексингтоне.
Состязание на хитроумной трассе «Мид Огайо Спорте Кар Курс» началось для Мэнселла с инцидента — молодой, горячий Трейси слегка «подрезал» англичанина и выпихнул его «Лолу» с трассы. Чертыхаясь, Найджел вернулся на полотно автодрома, задев по пути машину голландца Ари Линдика, и понуро поплелся в боксы. BcRope, избегая столкновения со слишком резко тормознувшим автомобилем одного из аутсайдеров, покинул трассу и Трейси, уступив дорогу к победе своему именитому товарищу по команде.
И все бы было ничего для команды Роджера Пенске, да только предпоследний этап «Мировой серии» проходил на неожиданно полюбившемся Найджелу треке. Где Мэнселл и получил-таки титул, так что заключительный аккорд чемпионата — гонка в Лагуна-Секе, выигранная Трейси, уже ничего не решала.
Но еще задолго до этого воодушевленный успехом Мэнселл продлил свой контракт с Карлом Хаасом и Полом Ньюманом на два года. Правда, уже сейчас совершенно очевидно — в новом сезоне отстоять свой титул Мэнселлу будет гораздо сложней, чем получить его «по ордеру».
Ведь главные неудачники года минувшего — Рейхол и Анзер-младший к концу сезона совладали с капризными «лолами» — «маленький Ал» выиграл гонку в Ванкувере, а Бобби сумел даже пробраться на четвертое итоговое место. Конечно, теперь они будут жаждать реванша. Не меньше этих двоих горит желанием реабилитироваться перед своими болельщиками за невыразительные выступления в Ф1 «блудный сын» — Майкл Андретти. Думается, и Трейси с неоценимым грузом опыта полного сезона в «Индикар» не затеряется в этой компании.
Словом, полку достойных Мэнселла противников прибыло. И беззаботная жизнь на побережье Флориды теплолюбивому британцу не грозит.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1994