"Вторая серия" самого популярного ежегодного американского гоночного вестерна по традиции снимается на фоне декораций Дальнего Запада. Финикс, столица Аризоны — полтора столетия назад суровые пионеры и алчные золотоискатели боролись здесь с индейцами, природой и друг с другом. Нынче времена совсем другие, и на трибунах 1600-метрового трека "Финикс Интернешнл Рэйсуэй" места занимают не отважные шерифы и мрачные личности в стетсонах и кожаных штанах, а респектабельные господа, более трети которых имеют высшее образование, а почти половина — годовой доход выше среднего по стране. И тем не менее неистребимый Дух Дальнего Запада присутствует здесь буквально во всем.
На этот раз больше всех позаботилась об этом сама природа. Второй уикэнд апреля выдался в долине у южного подножия Колорадо жарким и на редкость ветреным. В такие дни Первые Поселенцы сдвигали фургоны в круг и кутали лица платками, пытаясь укрыться от всепроникающей пыли. Гонщикам "Индикар" гораздо труднее: несмотря на то, что их головы укрыты прочными шлемами, им приходится мчаться по треку со скоростью под триста, когда ветер совершенно непредсказуемо меняет свое направление, швыряя на асфальт горсти песка, что и вовсе смертельно опасно.
Год назад именно в Финиксе едва не прервалась только что начавшаяся американская карьера Найджела Мэнселла. Очевидно, помня об этой аварии, чемпион CART появился в Аризоне задолго до старта. Установив еще в среду лучшее время в неофициальной тренировке, он довольно улыбался: "По сравнению с Австралией мы достигли очевидного прогресса. Но главное — я понимаю теперь, что и почему произошло год назад. И надеюсь не допустить повторения".
Но прошло всего лишь двое суток, и улыбка сошла с лица "весельчака Найджа", как его уже успели окрестить американские журналисты: "Не могу сказать, что я все еще чувствую себя здесь комфортно. Это очень-очень трудный трек". Возможно, так повлияло на англичанина то обстоятельство, что по итогам первого дня квалификации он был только третьим. А может быть, на размышления навела авария Марка Смита. Его "Лола" врезалась в стену на четвертом вираже, и американец угодил в тот самый "Госпиталь Добрых Самаритян", где годом раньше довелось побывать Мэнселлу. К счастью, все обошлось, и Смита в тот же день выписали из больницы, хотя к гонке так и не допустили.
В субботу ветер и жара продолжали испытывать пилотов. А лучше других сумели приспособиться к капризам аризонской весны три "ковбоя" из команды "Пенске" — "маленький Ал" Анзер, бразильский "плантатор" Эмо Фиттипальди и "очкарик из Онтарио" Пол Трейси. "Тренировка напоминала гонки на дрэгстерах, когда очень важно следить за направлением ветра, — говорил самый младший из них, 3 рейси. — Только я, выбрав момент, выехал из боксов, а он задул совсем с другой стороны". 25-летнему канадцу повезло — он все же выиграл поединок с ветром, завоевав четвертый в своей карьере "поул" и получив за это 10 тысяч долларов от "Малборо". А вот Мэнселлу так и не удалось подняться выше третьей ступеньки. Больше того, когда до окончания тренировки оставалось всего пять минут, он-таки не сумел удержать машину на первом вираже и врезался в стену, "захватив" с собой "Рейнард" автора главной сенсации этого дня канадца Жака Вильнева.
Сыну знаменитого гонщика формулы 1, трагически погибшего двенадцать лет назад за рулем "Феррари", удалось всего лишь во втором в своей жизни "инди"-старте показать второе время в квалификации. Но развить свой успех в гонке он так и не сумел Ибо в воскресенье аварии продолжались. Сначала не повезло единственному тернокожему гонщику CART Уилли Т. Риббсу. А на 62-м круге произошло то, что телеграфные агентства назвали "самым захватывающим инцидентом с 1980 года". Тео Фаби, на счету которого, между прочим, и победа, и "поул-позишн" в Финиксе, в конце прямой пытался обойти Хиро Мацуситу. Но правое переднее колесо "Лолы" японца задело за левое заднее "Рейнарда" итальянца, и оба автомобиля врезались в стену в третьем вираже. Лидер гонки Трейси не сумел избежать столкновения, и все три автомобиля застыли между третьим и четвертым поворотами. Через несколько мгновений в бок машины Мацуситы на полном ходу влетел "Рейнард" Вильнева, разрезав ее пополам. В довершение же всего в обломки многострадальной "Лолы" въехал Доминик Добсон.
Только спасатели разгребли завалы на трассе, а чудом уцелевшие пилоты едва успели прийти в себя, как в том же самом месте лопнул тормозной диск у машины Марио Андретти. А сзади мчался красный "Рейнард" его сына Майкла: "Я вошел в поворот и заметил большое облако пыли. А потом меня словно накрыла песчаная буря. Я ничего не видел и кого-то прилично стукнул. Не знаю, кто это был, но удар получился будь здоров".
Отскочившее переднее колесо "Рейнарда" оказалось на пути Скотта Гудьира. Могучий удар подбросил его в воздух, и. перелетев через ограждение, колесо упало прямо на палатку с сувенирами и кока-колой на трибуне. В результате трое зрителей пострадали, отделавшись, к счастью, небольшими царапинами.
Чемпион "Всемирной серии" удачно избежал всех этих коллизий. Правда, ему не повезло во время "пит-стопа" — в боксах неожиданно заглох мотор, что стоило Мэнселлу круга отставания. И все же не коварство трека Финикса, не аризонские жара и ветер стали главными соперниками Найджела. Всерьез взялись за англичанина парни из команды Роджера Пенске.
Вице-чемпион CART Фиттипальди и Анзер-младший не позволили ему приблизиться меньше чем на круг. Лишь неудача Трейси помешала всегда сосредоточенно-серьезному хозяину "конюшни" из Пенсильвании увидеть на пьедестале почета 200-мильной "Слайк-50" всех своих пилотов. Но уже через неделю три красно-белых автомобиля возглавили стартовый лист "Тойота Гран-при", проходившего в пятистах километрах от Финикса, на тихоокеанском побережье Калифорнии.
Правда, в первый день квалификационных заездов Мэнселлу удалось показать лучшее время. Но на пресс-конференции он не скрывал своего... разочарования: "Откровенно говоря, я не удовлетворен своим результатом. Я ехал на пределе, трижды едва не "поцеловал" стену, а чтобы завтра обойти ребят из "Пенске", понадобится проехать на полсекунды быстрее. Думаю, что задача эта нам вряд ли под силу".
Так оно и получилось. В субботу седой как лунь Роджер Пенске довольно потирал руки — его парни показали лучшее время, превысив рекорд трассы. А в узком бетонном коридоре, который представляет собой трасса в Лонг-Бич, занять три места во главе гоночного каравана — почти гарантия победы. И все же обладатель "поул-позишн" Трейси был необычно осторожен для своих 25-ти лет: "Ключ к победе в Лонг-Бич — ехать так медленно, как только возможно. Конечно, было бы очень славно стать первым на финише. Однако главная цель —приехать "в очках". В третий раз подряд сойти с трассы очень бы не хотелось".
К сожалению, один из самых талантливых молодых пилотов "Всемирной серии" так и не сумел выполнить свою задачу-минимум. Двадцать кругов три "пенске", подобно скорому поезду, мчались впереди, но из-за неполадок в тормозной системе канадец четыре раза подряд попадал в аварийные ситуации и хотя каждый раз выбирался сухим из воды, безнадежно отстал.
Эстафету у Пола принял Анзер-младший. Накануне сезона новичку красно-белых многие предрекали нелегкую жизнь. В самом деле, перейти третьим пилотом в команду, где уже есть и молодой талант, и умудренный опытом ветеран, решится не каждый. Но Ал смело бросился меж двух огней. И, как показала гонка в Лонг-Бич, не прогадал. Даже черный флаг — штраф "стоп-энд-гоу" за превышение скорости в боксах — не помешал ему одержать пятую победу в Лонг-Бич.
"Мне всегда везло на этой трассе", — улыбался "маленький Ал" журналистам после финиша. Без определенной доли везения и впрямь не обошлось. Сначала "кончились" четвертая и пятая передачи в трансмиссии "Пенске" Фиттипальди, а через шесть кругов шедший вторым Мэнселл пробил правую заднюю шину своей "Лолы".
Чемпион CART ковылял на трех колесах почти целый круг (вы только представьте себе такую ситуацию в формуле 1, а потом, сражаясь как лев, сумел с пятого места вновь пробиться на второе. Но Анзер был уже недосягаем.
Итак, третья серия индикаровского вестерна закончилась победой "банды седого Роджера", однако "весельчак Найдж" и не думает сдаваться. И хотя такой финал наводит на мысль о том, что главными героями нынешнего сериала будут именно эти четверо, ни семейство Андретти, ни полдюжины других "ковбоев" с таким выводом категорически не согласны. Что сулит американским болельщикам захватывающее зрелище.
Продолжение следует.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1994