"Победа Майкла Андретти в Торонто и мой сегодняшний "поул" вселяют в меня необыкновенный оптимизм, — во время субботней встречи с журналистами в пресс-центре "Мичиган Интернешнл Рэйсуэй" Найджел Мэнселл сиял как новый самовар. — Похоже, именно сейчас мы стали догонять, а ребята из "Пенске" столкнулись с большими трудностями".
Действительно, результаты квалификационных заездов десятого этапа CART, проходившего в Бруклине, небольшом городке штата Мичиган, что расположился как раз посредине между тремя Великими американскими озерами, говорили именно об этом. Первые пять мест на старте заняли автомобили, оснащенные моторами "Косворт". Лишь шестым был "Пенске-Илмор". Но какой! Всех трех "парней седого Роджера" обошел швед Стефан Юханссон из команды "Инди Ридженси" на прошлогодней модели "Пенске"! Эмерсон Фиттипальди, лучший из "конюшни" красно-белых, недоуменно крутил головой: "Не пойму, что имеют "косворты", чего не имеем мы..."
Трудно сказать, насколько искренним было недоумение бразильца, но понять его можно. Именно в Бруклине мощность мотора имеет очень большое, едва ли не решающее значение. "Мичиган Интернешнл" — самая быстрая гоночная трасса в мире. Год назад именно здесь Марио Андретти установил высшее достижение для кольцевых автодромов, пройдя две мили бруклинского овала на 376,948 км/ч.
Однако наряду с огромными скоростными возможностями, которые обеспечивают два очень крутых виража (с разными углами наклона), этот трек обладает еще и весьма дурным "характером". "Узнаю Мичиган, — устало улыбался после первого дня тренировок Майкл Андретти. — Говорят, за тот год, что меня здесь не было, покрытие улучшили. Но, по-моему, трек остался таким же неровным, каким был". "Совершенно сумасшедшая трасса, — вторил ему Мэнселл. — Она гораздо требовательнее, чем в Индианаполисе. А когда вы почти на четырехстах километрах в час налетаете на неровности, машина летит по воздуху пятьдесят метров!"
Не успели еще довезти итальянца до больницы, как не удержал свою "Лолу" на неровном полотне трека и врезался в стену во втором повороте 26-летний экс-чемпион Транс-Ам Скотт Шарп. К счастью, врачи ему не понадобились — американец выбрался из разбитой машины невредимым.
И в самой гонке дурной норов "Мичиган Интернешнл Рэйсуэй" проявился вовсю. Давненько зрители гонок "индикаров" не видели такого числа аварий, поломок, неожиданных смен лидеров. Достаточно сказать, что до финиша добрались лишь восемь автомобилей. При этом один из них — "Лола" Марко Греко — отстал на 55 кругов, а у машины Хиро Мацуситы за полкруга до финиша заглох мотор. Кроме того, из пяти пилотов, которым удавалось вести гоночный караван, финишировать сумел лишь один.
Неприятности лидеров начались на 27 круге. "Это был самый страшный момент в моей карьере, — признался после гонки Мэнселл. — На скорости 386 км/ч вы в затылок другому парню на полном газу входите в поворот, и в это время "западает" педаль газа..." Каким-то чудом экс-чемпиону мира удалось избежать аварии, сбросить скорость и заехать в боксы. А через восемь кругов он отстегнул руль и выбрался из кокпита, не рискуя продолжать гонку. "Просто невозможно управлять автомобилем на таких гигантских скоростях. Это слишком, слишком опасно, — повторял англичанин оказавшимся тут как тут тележурналистам. — И все же я здорово ехал, лидировал и был абсолютно счастлив!"
Эстафету у Найджела принял Майкл Андретти. Накануне он говорил: "Я не знаю, чем кончится для нас завтрашняя гонка. Но это будет ключевой этап чемпионата. Если мне удастся победить, а ребята из "Пенске" проедут плохо, можно будет подумать и о чемпионском титуле". Американец лидировал сорок кругов, мчался на невероятной скорости, показал лучшее время круга, оторвался от ближайшего преследователя более чем на 13 секунд. Трудно было отделаться от ощущения, что красночерный "Рейнард" с желтой восьмеркой на носу, словно безумная мышка, вырвался-таки из смертельных объятий кошки. Но на 67 круге страшные когти дали о себе знать.
"Какая жалость! Нам удалось идеально настроить машину, она бежала просто восхитительно. Эх, мне бы еще сантиметров 60, и я сумел бы увернуться от стены..." — пока расстроенный Майкл делился с журналистами в боксах своей досадой, точно такой же пируэт совершил бело-голубой "Рейнард" Жака Вильнева. К счастью, 23-летний канадец, Новичок года "Инди-500" и наиболее вероятный кандидат на это звание по итогам всего сезона, как и американец, отделался легким испугом.
А неудачи продолжали сыпаться на головы пилотов. Загорелся в боксах "Рейнард" Андриана Фернандеса. 29-летний мексиканец, выступающий за одну из лучших команд чемпионата "Голлз Рэйсинг Интернешнл", слишком рано рванул из пит-лейна: механик еще не успел отсоединить справочный шланг, и тот разорвался. Пожар, особенно жуткий тем, что пламени не было видно — "индикары" заправляют метанолом, а он горит бесцветно — полыхал несколько секунд (между прочим, это произошло через четыре с небольшим часа после того, как в "Хоккенхайме" горел Иос Ферстаппен). Фернандес и его заправщик Уэйн Силмен с небольшими ожогами отправились в медпункт.
Вскоре то же самое едва не приключилось с Марио Андретти. К счастью, 54-летнему гонщику вовремя удалось затормозить. Но в этот самый момент с мотором его "Лолы" что-то произошло, и экс-чемпион мира вынужден был закончить 67-ю и последнюю в своей индика-ровской карьере 500-мильную гонку, сойдя со второго места.
И только эта череда несчастий и поломок вывела, наконец, в первые ряды гонщиков "Пенске". Они долго игрались оставшимися немногими "мышками". Но на 226 круге последний из опасных соперников, бразилец Рауль Боэзел из команды Дика Саймона сошел, и "хищник" мог позволить себе расслабиться. Ведь ни один из оставшихся к тому времени на трассе пилотов ни на что уже не претендовал в общем зачете чемпионата.
Вот как получилось, что Скотт Гудьир, отстававший после двух третей дистанции на два круга (на 170-м у него кончился бензин, и почти полкруга канадец катился в боксы с замолкшим мотором!) во второй раз выиграл 500-мильную гонку в Бруклине. Ари Линдик и вовсе отставал на четыре круга, но тем не менее умудрился занять второе место. А Доминик Добсон, Марк Смит, Хиро Мацусита, единственный темнокожий пилот чемпионата Уилли Т. Риббз и Марко Греко показали лучшие в своей "инди" — карьере результаты.
"Я сегодня был далеко не самым быстрым, — едва выбравшись из объятий механиков команды Кенни Бернстайна, так соскучившимся по победам, признался Гудьир. — Если бы кто-нибудь из лидеров не сошел, не видать мне победы. Но выигрывает тот, кто доходит до конца". До конца. Из школьного учебника мы знаем, что бывают пирровы победы. Проигрыш в Бруклине, похоже, стал для соперников "Пенске" пирровым поражением.
Это выянислось уже в первый день квалификацонных заездов 11 этапа CART. Лучшее время показал "маленький Ал" Анзер, всего 0,035 секунды уступил ему Трейси и 0,043 — Фиттипальди. А вот Майкл Андретти, до своего прошлогоднего экскурса в формулу 1 трижды подряд выигрывавший здесь "поул", как ни стремился продолжить приятную традицию, оказался лишь на восьмом месте. Мэнселл, уступив почти полсекунды, показал четвертое время и выглядел удрученным: "Я сделал все что мог. Чтобы быть первым на старте, нужно завтра проехать на секунду быстрее. Полсекунды — может быть, но вот секунда... Не знаю, не знаю". Словом, "мышки" заметно выдохлись, от двухнедельной давности эйфории не осталось и следа.
А в субботу пилотам "Пенске" помогла сама судьба — пошел дождь, и улучшить вчерашние результаты нечего было и думать. "Надеялся ли я на дождь? — улыбался Анзер вечером. — Это еще мягко сказано! С самого утра я все уши этим прожужжал моей жене Шелли и дяде Бобби".
Все те же кошки-мышки! Да, конечно, на "Мид-Огайо Спорте Кар Коре" — необычайно живописной гоночной трассе с 13 поворотами, где этап CART проводится с 1980 года, стартовая позиция чрезвычайно важна. Несмотря на достаточную ширину и наличие трех прямых, обгонять здесь архисложно. Но всем, кому довелось увидеть эту гонку, прославляющую один из известных сортов американского пива, пришлось бы согласиться — слова "маленького Ала" были рисовкой. Ему некого было опасаться, кроме своих товарищей по команде. Да и на тех, как выяснилось, нашлась управа.
Город Лексингтон, в предместье которого построена трасса "Миллер Дженьюин Драфт 200", расположен посреди обширных полей и тучных пастбищ самого фермерского края Америки. Окружающие ее холмы тут и там венчают цилиндры элеваторов, по окрестным дорогам не спеша плывут комбайны. Между прочим, именно здесь происходит действие рассказа О. Генри "Поросячья этика", в котором героя обвел вокруг пальца его молодой коллега. Нужно же было такому случиться, чтобы почти через девяносто лет в Лексингтоне, в который вновь "со всей округи собралась деревенщина и попирала самодельными сапожищами бельгийские торцы мостовой", опять "подложили свинью" одному из гостей города. На этот раз пострадавшим оказался сам "молодой коллега" — младший член "банды седого Роджера" Пол Трейси.
Как ни радовался дождику Анзер, сохранять лидерство в гонке ему удавалось лишь до второго ворота. Вперед вырвался Трейси, недвусмысленно дав понять, что роль "младшенького" в команде его нисколько не устраивает. Он уступил лидерство только на время дозаправки и смены шин и на протяжении более чем 50 кругов возглавлял гоночный караван, обойдя на круг и более всех участников, кроме Анзера, Фиттипальди и Робби Гордона. "Я висел у него на хвосте, это правда, — сказал после финиша Анзер. — Но моей машины хватало только на то, чтобы держаться за ним. Обойти канадца я вряд ли бы сумел".
Но тут, на 51 круге, пытаясь обогнать Вильнева, не удержал свой желтый "Рейнард" и вылетел на песок полосы безопасности Тео Фаби. В формуле 1 в таких случаях автомобиль немедленно убирают подъемным краном, не создавая никаких препятствий гонщикам на трассе. В Америке все сложнее. На дорожку немедленно вырулил эвакуационный пикап, какие орудуют на обычных хайвэях, и приступил к сложной операции по удалению машины итальянца из опасного места. Судьи тем временем вывесили перед поворотом желтые флаги.
В этот момент к месту аварии на полной скорости подъехали Гордон, Трейси и Анзер. Шедший первым американец резко затормозил, задние колеса его "Лолы" занесло, и она едва не врезалась в стоящий на трассе грузовик. Трейси же сумел удержаться внутри поворота и, естественно, обошел Гордона. И тут же был... наказан штрафом "стоп энд гоу" за обгон под желтым флагом!
"Вот уж не думал, что такая ситуация может стать предметом спора, — говорил расстроенный канадец перед телекамерой полчаса спустя. — Я же вовсе не стремился его обогнать. Но что мне оставалось делать? Вылететь с трассы, чтобы не обойти Робби? Или ударить по тормозам, чтобы сзади в меня воткнулся Анзер!?"
Пол попытался поговорить с судьями, но те даже не стали его слушать, оставив свое решение в силе. А "маленький Ал" — довольный и счастливый, что одержал шестую в сезоне победу — и не подумал посочувствовать товарищу по команде: "Неудача Пола стала моей удачей. А победа есть победа и ничего больше". Что и говорить, по меткому выражению замечательного американского писателя — "поросячья этика'
Но как бы там ни было, в Лексингтоне Роджер Пенске праздновал третью в сезоне тройную победу своей команды. И в городок Лау дон, что в штате Нью-Гэмпшир, недалеко от атлантического побережья, на самом северо-востоке США, Анзер, Фиттипальди и Трейси приехали безоговорочными лидерами. Удрученные постоянными победами красно-белых, многие руководители команд решили заняться "кадровым вопросом". Стало известно, что вынуждены будут покинуть свои команды Гудьир и Фаби. 39-летний итальянец, бывший пилот "Бенеттона" формулы 1, вице-чемпион CART 1983 года и победитель пяти гонок "индикаров", показав в пятницу в Лаудоне второе время, раздраженно заметил: "Я полтора года езжу за команду Джима Холла, а результата все нет. Мы постоянно выясняем, в чем проблема. Я очень рад, что доказал сегодня — она не во мне".
Нескончаемые неудачи вывели из себя и Бобби Рейхола. Трехкратный чемпион CART заявил, что по окончании сезона отказывается от моторов "Хонда". Упорные слухи о будущем контракте ходили и вокруг Майкла Андретти. Семнадцатое место на старте в Лаудоне (после третьего — тремя неделями раньше, в Бруклине) показало, что готовить автомобиль на чемпионском уровне в команде Чипа Ганасси пока не научились. Так что, если Майкл не хочет оставаться на вторых ролях и в будущем сезоне, ему, действительно, следует подумать о смене "конюшни".
Если учесть, что к этому времени уже месяц ходили разговоры о возвращении в формулу 1 Найджела Мэнселла, и вспомнить о вражде между ним и вторым пилотом "Ньюман/Хаас" Марио Андретти, то можно без преувеличения сказать — почти все "мышки" были окончательно деморализованы и подняли лапки кверху.
Собственно говоря, в Лаудоне все так и получилось: остановить пилотов "Пенске" никто не мог. Несмотря на всего лишь десятое место на старте Ала Анзера. Несмотря на то, что Фиттипальди потерял в боксах целый круг(!). Несмотря на то, что борьба среди парней Роджера Пенске достигла своего апогея, и грех было бы не воспользоваться такой междоусобицей.
Вместо этого Марио Андретти лишил своего коллегу по команде второго места и сам врезался в стену, повредив бедро рычагом переключения передач, когда на 107 круге не позволил Мэнселлу обойти себя на круг. Прихро-мав в боксы, Марио долго (и напрасно) возмущался: "Что, этот англичанин ничего не видит? Я первым вошел в поворот". А Найджел растерянно разводил руками: "Чтобы избежать столкновения, мне чуть не в боксы пришлось уехать". Запоздалые объяснения — "Лола" под номером шесть разбилась о стену, а ее сестра-близняшка с единичкой на носу вынуждена была сойти с поврежденной рулевой тягой.
Лишь младший Андретти и Боэзел, который, девять сезонов выступая в CART, никак не дождется своей первой победы, пытались сражаться с "красно-белыми ракетами". Напрасный труд — несмотря на прямо-таки титанические усилия, оба отстали на два круга.
Итак, за четыре этапа до финиша чемпионата картина во "Всемирной серии PPG Индикар" абсолютно ясная — победит "Пенске". Правда, справедливости ради, стоит заметить, что иногда толстая и сытая кошка, заигравшись, упускает очень упорную и хитрую мышь. Вот только вряд ли это тот случай.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994