А началась история с миллионом более чем за месяц до гонки в Канаде. После финиша шестого этапа "Всемирной серии Индикар" в Детройте представитель "Интернешнл Менеджмент Труп" заявил победителю, Полу Трейси, что канадец имеет хороший шанс получить приз в один миллион долларов. Учрежденный организатором гонок в Детройте и Кливленде, "Быстрый миллион" должен был достаться тому, кто выиграет обе гонки, в обеих стартует в первой позиции и пройдет всю дистанцию с рекордным временем. Половину условий Трейси в Детройте выполнил. Осталось повторить это через четыре недели в Кливленде. Причем годом раньше такой трюк на берегу озера Эри канадцу уже удавался — он выиграл тогда с "поул-позишн", установив рекорд гонки.
Впрочем, до этого участникам главного гоночного чемпионата Америки предстояло померяться силами на "Портленд Интернешнл Рэйсуэй". Трасса, расположенная в живописном парке города Портленд, штат Орегон на северо-западе США, в ста с небольшим километрах от Тихоокеанского побережья — один из немногих автодромов "европейского" типа в серии CART. Может быть, поэтому в первый день квалификационных заездов экс-пилоты формулы 1, для которых такие трассы все же привычней, были в первых рядах. Эмерсон Фиттипальди — 4-м, Маурицио Гужельмин — 8-м, Стефан Юханссон — 10-м, Тео Фаби — 12-м. А лучшее время в пятницу показал экс-чемпион мира Найджел Мэнселл.
На пресс-конференции после заездов он весь сиял: "Трасса трудная и увлекательная, одно удовольствие водить здесь. Надеюсь, завтра я вновь буду отвечать на ваши вопросы."
Да, в субботу англичанин вновь появился перед журналистами после квалификации. Но уже не как обладатель лучшего результата. Несмотря на прямо-таки сверхчеловеческие усилия — Найджел установил рекорд трассы — он не сумел удержать "поул-позишн". На последней минуте получасовой "сессии" его обошел Анзер-младший.
И тон Мэнселла сразу изменился. "Мне бы, наверное, нужно покрасить свою "Лолу" в красно-белые "малборовские" цвета, — сказал он, кисло улыбаясь. — Потому что в окружении трех "Пенске" победить будет чрезвычайно трудно. Но мы будем делать все, на что способны, и верить в лучшее". А его главный соперник, "маленький Ал", сидя рядом, довольно ухмылялся: "Мы надеемся на те же результаты, что и в пяти предыдущих гонках. Я не вижу причин, которые помешали бы нам победить в шестой раз подряд".
Какие там причины! Гонка в Портленде показала 70 тысячам болельщиков на трибунах и миллионам телезрителей абсолютное, полное, безоговорочное преимущество пилотов "Пенске". Они делали на трассе, что хотели. Они состязались только между собой и совершенно заслуженно заняли на финише три первых места. И хотя целых 27 кругов Мэнселл шел вторым, опережая и Фиттипальди, и Трейси, лидеру, Анзеру, он проигрывал уже 15 секунд, с трудом в то же время отбивая атаки бразильца. На прямой "Лола" под номером 1 не уступала "двойке" "Пенске", однако "Эмо" на значительно большей скорости входил в повороты. Наконец, в первом повороте 28 круга Фиттипальди очень эффектно, "на торможении" опередил англичанина, а через минуту в том же самом месте тот же маневр проделал Трейси. И чемпион "Всемирной серии" оказался только четвертым.
Кстати, первый после стартовой прямой поворот (он очень интересный и сложный — правый, левый, коротенькая прямая и широкий правый) стал самым зрелищным местом на трассе. Именно здесь столкнулись новичок Брайан Херта и опытный канадец Скотт Гудьир, из-за чего единственный раз на трассу выехал "пейс-кар". И в этом же повороте в похожей ситуации Джимми Вассер лишил всех надежд Майкла Андретти, оторвав его "Рейнарду" левое переднее колесо.
Впрочем, эти коллизии нисколько не волновали лидера. "Я обеспокоился только однажды, — сказал после финиша Анзер. — Когда Роджер Пенске передал мне по радио, что Фиттипальди вышел на второе место. Я понял, что по моему следу выпустили настоящую гончую, и постарался прибавить".
Беспокойство "маленького Ала" было не напрасным. Бразилец медленно, но верно сокращал разрыв, а "пейс-кар" позволил свести его практически на нет — 0,3 секунды на 86 круге. В такой же ситуации год назад Фиттипальди, догоняя Мэнселла, заставил-таки англичанина ошибиться. Но нервы Анзера оказались крепче — он сумел отразить все атаки своего товарища по команде и одержал четвертую в сезоне и 23-ю за всю "индикаровскую" карьеру победу.
Отрыв Анзера в чемпионате от идущего вторым бразильца дошел до 19 очков. Трейси же, после нескольких досадных сходов весной, и вовсе отставал более чем на пять десятков очков. А потому многие полагали, что в Кливленде более опытные пилоты "Пенске" позволят своему "младшеньком/', 25-летнему канадцу, у которого сезон с самого начала не задался, выиграть хотя бы миллион долларов от IMG.
Первый день квалификационных заездов на временной трассе, проложенной по взлетным полосам и рулежным дорожкам аэропорта "Бурк Лейкфронт" на берегу озера Эри в Кливленде, штат Огайо, подтвердил эти предположения. "Такой стимул очень важен для команды, — серьезно поправляя перед телекамерой очки, говорил на пресс-конференции Трейси, победитель первой квалификации. — Эти деньги помогут нам больше вкладывать в дальнейшие испытания и исследования. Кроме того, каждый член команды — от секретарши до владельца — получит процент от призового миллиона, очень неплохая приплата к концу года. Механиков это очень возбуждает".
И предвкушая хорошую награду, те расстарались. Все три "пенске" стояли на старте восьмого этапа "Всемирной серии" на первых трех позициях. Причем в начале 30-минутной квалификации Трейси налетел на пластиковый конус, прикрывающий посадочный огонь аэродрома, и повредил подвеску. Механики молниеносно заменили вышедшие из строя детали, Пол вновь умчался на трассу, показал прекрасное время, обойдя ушедших вперед во время его аварии Мэнселла и Фиттипальди. Но Ал Анзер за минуту до конца показал результат, на 0,167 секунды превышавший время канадца.
"Подумаешь, велика важность! — улыбался победитель. — Досадно, конечно, что Пол имел шанс заработать миллион и упустил его. Но это не беспокоит меня ни на йоту. Мой миллион — выигрыш чемпионата. Для этого мне нужен был "поул". И я его заработал..." Трейси пытался держаться молодцом: "Нет вопросов, я страшно разочарован. Но во всем есть и хорошая сторона — "Пенске" по-прежнему впереди".
И все же на пресс-конференцию в субботу он так и не пришел. А в самой гонке был практически незаметен. Лишь три круга Пол пытался удержаться за Анзером, потом, очевидно, бросил это занятие, пытаясь лишь не пропустить атаки Мэнселла. Но на 21 круге англичанин вышел на второе место, а после смены колес и дозаправки Трейси уступил и третью позицию — Фиттипальди.
После такого самоустранения одного из главных своих соперников "маленький Ал" мог быть совершенно спокоен. А в отсутствие схватки за первое место гонка под свинцово-серыми тучами, к счастью, так и не разразившимися дождем, разбилась как бы на несколько "боев местного значения". Фиттипальди, мертвой хваткой вцепившись в Мэнселла, держал его около часа, однажды — сразу после второй смены резины — даже обошел, но вскоре из-за неисправности тормозной системы с дымящимся автомобилем вынужден был сойти. Младший Андретти после неудачи в первом же повороте —в невообразимой толкучке после старта кто-то "заправил" его "Рейнард" на газон — героически пробивался сквозь строй гонщиков. 31-е место, 24-е, 18-е, наконец, 11-е — и совсем близко Тео Фаби, Маурицио Гужельмин, Адриан Фернандес. Но тут, не выдержав темпа погони, отказал мотор.
А его отцу сломал подвеску... товарищ по команде, Мэнселл. Причем, врезавшись своим задним правым колесом в переднее левое "Лолы" Марио, Найджел отчего-то еще погрозил кулаком своему коллеге. После этого эпизода отношения между пилотами команды "Ньюман/Хаас", с самого начала сезона не отличавшиеся особой теплотой, стали просто взрывоопасными.
В отличие от "конюшни" Пола Ньюмана и Карла Хааса положение Роджера Пенске признавалось всеми самым что ни на есть превосходным. "Красно-белые" выиграли семь гонок подряд, с мая лидируя 532 круга из 534 возможных! И на горизонте не видно никого, кто бы мог эту гегемонию нарушить.
Да и взаимоотношения внутри команды были просто образцовыми. В многочисленных интервью гонщики хвастались товарищеской атмосферой, взаимовыручкой. "Мы все гордимся победой, кто бы из нас ни выиграл гонку!" — откровенничал Трейси. "Так было даже в Кливленде?" — немедленно отреагировал настырный репортер. "Да,.. — с секундной заминкой произнес канадец. — Я первый поздравил Ала".
Сам же Анзер на провокационные вопросы отвечал спокойно, стараясь донести до собеседника свою позицию: "Поймите меня правильно. Не я лишил Трейси миллиона. Но я очень хорошо помню 1985 год, когда я выигрывал 40 очков, а на финише чемпионата уступил одно, и кому — собственному отцу! Так что здесь, знаете ли, не до сантиментов".
Что ж, аргументы вполне понятны. Логика безупречна. И "банда седого Роджера" отправилась в Канаду выигрывать очередной этап чемпионата CART. Но именно здесь, на временной трассе, сооружаемой раз в год на территории Канадского Национального Выставочного Центра и части бульвара Лейкшор, "Пенске" ждал настоящий ушат холодной воды.
В пятницу "красно-белых" опередили не только Мэнселл, но и Робби Гордон. А ведь 25-летний американец, у которого появился шанс впервые в жизни выиграть "поул-позишн" в гонках "индикаров", получил четырехминутный штраф за то, что его машина, оставшись без бензина, вынудила судей остановить квалификацию красным флагом. "Завтра мы еще прибавим!" — задорно обещал один из самых талантливых американских пилотов, замеченный год назад самим Эй Джей Фойтом. Анзер же меланхолично улыбался: "Мы испытывали кое-какие новинки — надо же этим когда-нибудь заниматься! Ну и, видите, результат оказался не совсем таким, как ожидалось. День на день не приходится".
Оказывается, приходится. В субботу жара и скользкая трасса не позволили подавляющему большинству пилотов улучшить свои результаты. "Маленький Ал" очень старался, проехал трехкилометровое торонское "кольцо" на 0,026 секунды быстрее, чем накануне, но достать Мэнселла и Гордона так и не сумел. Однако все это были, как выяснилось, только цветочки.
В самой гонке, начавшейся под желтым флагом — в конце автомобильного каравана запутались, будто в паутине, машины новичков Миммо Скиаттареллы, Алессандро Дзампедри, Клода Бурбоннэ и Паркера Джонстона — лидер чемпионата прошел только один круг. В конце второго он уже потихоньку зарулил в боксы, чтобы больше оттуда не выехать. Там же очутился и Пол Трейси — в стартовой толкучке "Рейнард" Андретти "отдавил" его "Пенске" переднее антикрыло. Мало того, тот же Майкл вскоре довольно легко обошел Фиттипальди. Впервые в этом сезоне уже в самом начале гонки все три "Пенске" оказались не у дел.
А остальные пилоты, словно соскучившись по победам, устроили в Торонто настоящий спектакль с необычной завязкой, кульминацией, заставившей затаить дыхание почти семь десятков тысяч зрителей, и хэппи-эндом, когда "хороший ковбой" вознаграждается сторицей за все свои переживания.
Первую дюжину кругов лидировал Гордон. И не просто лидировал — постепенно уходил от самого Мэнселла. Потом — лопнувшая шина, долгий путь в боксы "на трех ногах", покрышка, сле-тевшая-таки с колеса и едва не угодившая в идущий следом автомобиль. Потом битва младшего Андретти с Мэнселлом, красивейший обгон, лопнувшая шина "Лолы" англичанина.
Зрители получили возможность перевести дух, только когда Майкл вышел вперед и стал все дальше уходить от преследователей. Но "перевести дух"сказано достаточно фигурально. Ибо наблюдать, как лидер несется в узком коридоре из бетонных блоков со скоростью за триста, обгоняя при этом два десятка других автомобилей, которые вовсе не горят желанием прослыть образцовыми джентльменами, зрелище, согласитесь, не для слабонервных.
О том же, насколько коварной может быть торонтская трасса, показала авария, в которую угодил накануне Херта. Не удержав свой автомобиль в предпоследнем повороте, Брайан врезался в бетонную стенку, откуда машину отбросило к противоположному краю дороги и еще раз ударило о бетон. Перелом бедра, в двух местах — таза, серьезные внутренние повреждения..
Но, словно выбросив из головы все мысли о подобном исходе, Андретти продолжал мчаться вперед. На 74 круге его отделяло от шедшего вторым Бобби Рейхола около сорока секунд — где-то две трети круга. В это время лидер заехал в боксы. Механики быстро сняли колеса, подсоединили заправочный шланг, и в это время машина, не удержавшись на специальных, смонтированных внутри шасси домкратах, упала на землю...
Все это происходило перед главной трибуной, по которой прокатилось тысячеголосое "ох!". Секунду длилось замешательство в боксах, наконец, машину подняли, поставили колеса, заправили. Когда Майкл выехал на трассу, сзади уже показался черно-желтый силуэт "Лолы" Рейхола. Трехкратный чемпион CART, извещенный о случившемся по радио, нажимал что было сил, сократил разрыв до трех секунд, но большего сделать не сумел — Андретти не дрогнул и сумог удержать лидерство.
В команде Чипа Ганасси в тот день было торжество — почти через четыре месяца после первой победы в Австралии "Рейнард" бизнесмена из Питтсбурга вновь впереди. Не скрывали радости и у "Рейхол/Хоуган". "Это, конечно, не первое место, — улыбался "играющий владелец". — Но для нас сегодняшний результат значит не меньше. Мы наконец вновь впереди!"
И только в лагере "красно-белых" было непривычно тихо. Даже Фиттипальди почти не улыбался, что очень на него не похоже. Трудно, конечно, заглянуть в душу механиков "Пенске", чтобы с уверенностью утверждать — в поражении команды нет их вины. Однако одно можно сказать совершенно точно: отношения между людьми нередко портились от суммы гораздо меньшей, чем один миллион долларов.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994