БАХА-1000 — традиционный суперавтокросс в Мексике. Проходит по грунтовым каменистым дорогам и руслам высохших рек Калифорнийского полуострова. Дистанция безостановочной гонки (и днем, и ночью) превышает обычно тысячу километров. В соревнованиях стартуют джипы, багги, трициклы. Выступали здесь и советские гонщики. Осенью 1988 года А. Григорьев и братья Больших участвовали в «Баха-1000» в составе совместной советско-американской команды на машинах «Ниссан». Однако до финиша марафона добраться им не удалось.
ГЛ-1 — гоночный автомобиль, построенный на заводе ГАЗ конструктором Е. Агитовым. На варианте 1938 года стоял форсированный двигатель ГАЗ-M1, позволявший достичь скорости 147,8 км/ч. В 1940 году машина получила новую облицовку радиатора, обтекаемый фонарь над местом водителя, колпаки колес и шестицилиндровый мотор ГАЗ-11 рабочим объемом 3485 см3 с двумя карбюраторами. Мощность двигателя около 100 л. с. при 3600 об/мин. Трансмиссия, подвеска, тормоза, колеса были использованы от серийного ГАЗ-M1 с небольшими переделками. 22 сентября 1940 года испытатель А. Николаев достиг на ГЛ-1 скорости 161,9 км/ч. Это был последний предвоенный абсолютный всесоюзный рекорд.
ЕВСК — Единая всесоюзная спортивная классификация. Устанавливает единые в стране разрядные нормы и требования по разным видам спорта, в том числе по автомобильному и мотоциклетному, а также порядок и условия их выполнения и присвоения спортивных званий и разрядов в зависимости от уровня спортивной квалификации.
ЗНАКИ СУДЕЙСКИХ ПУНКТОВ. Применяются в соревнованиях по ралли:
1. Начало зоны пункта контроля прохождения дистанции.
2. Пункт контроля прохождения дистанции (КП).
3. Начало зоны пункта контроля времени прохождения.
4. Пункт контроля времени прохождения (КВ).
5. Приближение к линии Старта дополнительного соревнования.
6. Старт дополнительного соревнования.
7. Приближение к линии финиша дополнительного соревнования.
8. Финиш дополнительного соревнования.
9. Судейская отметка — применяется непосредственно у судейского пункта, на котором участник получает отметку в маршрутных документах.
10. Конец зоны судейского контроля.
КАННИНГЭМ — фирма по производству спортивных автомобилей. Основана в 1951 году гонщиком Бригсом Каннингэмом. Всего с 1951 по 1955 год было сконструировано шесть моделей. Первая — С-1 с трубчатым шасси, оснащалась двигателями «Кадиллак» или «Крайслер». С-2 — более мощным (180 л. с.) мотором «Крайслер». В 1951 году эта модель пришла первой к финишу в Уоткинс-Глене, но лишь 18-й в Ле-Мане. Более удачной оказалась модель С-5 с двигателем мощностью 310 л. с. В 1954 году три такие машины заняли 3-е, 5-е и 10-е места в Ле-Мане. Последний вариант С-6 с четырехцилиндровым шестнадцатиклапанным двигателем «Оффенхаузер» мощностью 260 л. с. оказался менее резвым, чем предыдущий.
КОНЮШНЯ — так по традиции, сложившейся еще в домоторную эру на лошадиных скачках, часто называют команды в автомобильном и мотоциклетном спорте.
МАЛЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КУБОК — состязания, проходившие во Франции в 1906—1913 и 1920—1923 годах. Под малыми автомобилями (вуатюрет-ками) сначала подразумевали машины небольшой массы. Чаще всего они оснащались одно- или двухцилиндровыми двигателями, как правило, объемом от 1,5 до 3 литров. Такие машины отличались низкой стоимостью и получили большое распространение. Чаще других — по три раза — побеждали здесь французские автомобили «Сизер-Нодэн» и «Тальбо». С 1920 по 1923 год эти соревнования проходили на знаменитой трассе в Ле-Мане.
ПРИОРИТЕТ ФИА. Ежегодно Международная автомобильная федерация определяет спортсме-нов-раллистов, которые имеют право в международных соревнованиях стартовать впереди остальных гонщиков — так называемый список приоритета. Существуют две категории приоритета — первая и вторая. Чтобы попасть в число спортсменов первого приоритета, надо выполнить одно из следующих условий: в течение трех последних лет стать чемпионом мира; войти в тройку призеров на одном из этапов чемпионата мира предыдущего года; выиграть один из этапов чемпионата мира в течение трех последних лет; войти в тройку призеров чемпионата Европы по ралли предыдущего года; стать победителем чемпионата Европы в любом виде автоспорта в течение трех последних лет; войти в тройку призеров Кубка ФИА по ралли на серийных автомобилях (группы N); входить в список гонщиков Гран при и состязаний на выносливость (длинные дистанции), классифицированных ФИА.
СИНЯЯ ПТИЦА — название серии из шести автомобилей, на которых сначала Мальком Кэмпбелл, а затем его сын Дональд установили десять абсолютных рекордов скорости. Первый вариант «Синей птицы» был оснащен поршневым авиационным двигателем «Непир» и развивал мощность около 500 л. с. В феврале 1927 года Кэмпбелл-старший на песчаном пляже в Пендине (США) достиг скорости 282,57 км/ч. Спустя 37 лет Кэмпбелл-младший промчался по дну высохшего озера Эйр в Австралии со скоростью 648,72 км/ч. На его автомобиле была установлена авиационная турбина «Бристол-Сиддли-Протеус» мощностью 4250 л. с. при 11 000 об/мин. Топливом служил авиационный керосин. Его расход составлял 190 л/100 км. На машине была предусмотрена телеметрическая система для передачи показаний различных контрольных приборов на приемную станцию, откуда оператор по радио мог предупредить гонщика о возникновении неполадок в работе автомобиля.
ХАРЬКОВ-6 — советский рекордный автомобиль. Построен конструкторами В. Никитиным и А. Сирятским в 1952 году. В машине широко использованы узлы серийных легковых автомобилей: блок цилиндров, коробка передач, передняя пружинная и задняя рессорная подвески от ГАЗ-20, лонжероны рамы от ГАЗ-M1. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1970 см3 имел два распределительных вала в головке и два карбюратора. Мощность — 200 л. с. при 6000 об/мин. На машине, оснащенной алюминиевым кузовом, была установлена система смазки с сухим картером и лопаточный нагнетатель горючей смеси. На «Харькове-6» установлено восемь всесоюзных рекордов скорости, из которых четыре превышали международные.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990