БИКЕРНИЕКИ — комплексная спортивная база в Бикерниекском парке Риги. На ее территории расположены картодром, спидвейный стадион с мотобольным полем и шоссейно-кольцевая трасса для авто- и мотогонок с тремя вариантами дистанций, которые можно выбирать в зависимости от мастерства участников и уровня соревнований. Автогонки проводятся, как правило, на скоростном кольце длиной 3,66 км, а мотоциклисты соревнуются на трассе мастерства протяженностью 3,58 км. Ежегодно на комплексе проводится около пятисот мероприятий. Это — соревнования от клубного до всесоюзного и международного масштаба, учебно-тренировочные сборы, занятия с юными спортсменами и т. п.
БРИТАНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИГА — наиболее авторитетная спидвейная лига в мире. В ее командах выступают не только британские гонщики, но и лучшие спидвеисты со всего света. Так что по составу участников она не уступает любому этапу чемпионата мира. Еженедельно в лиге проходит, как правило, не менее трех гонок.
ГРИН МОНСТЕР («Зеленое чудовище») — реактивный рекордный автомобиль. Двигатель фирмы «Дженерал Электрик» развивал силу тяги 7950 кгс при 7800 об/мин. Рама автомобиля из хромомолибденовых труб. Передняя неразрезная ось подвешена на гидропневматических элементах. Задняя ось жестко закреплена на раме. Колеса из легкого сплава с шинами 7,00—18. Над передней частью кузова расположено антикрыло с изменяемым автоматически углом атаки. В отличие от большинства других рекордных автомобилей «Грин монстер» имеет двухместный кузов. С каждой стороны расположено по одной закрытой одноместной кабине. Торможение производится парашютами и механическими дисковыми тормозами на всех колесах. На автомобиле «Грин монстер» конструктор А. Арфонс достиг рекордных скоростей 698,75; 875,69; 927,86 км/ч.
ЗВЕЗДА-1 — первый советский рекордный автомобиль. Был спроектирован в ЦКБ Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности СССР. Конструктор — А. Пельтцер. Год постройки — 1946. Машина оснащена двухтактным двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения с поршневым нагнетателем рабочим объемом 342 см3. Подвеска всех колес — независимая, главная передача — цепная. В 1947/ 48 годах на автомобиле был установлен лопаточный нагнетатель, новая коробка передач, измененная система охлаждения, обтекаемый «фонарь» над кокпитом. Этой модификации было присвоено имя «Звезда-2». Максимальная скорость — 140 км/ч, у более позднего варианта — 166 км/ч На этих машинах было установлено четыре всесоюзных рекорда скорости.
КУБОК ГОРДОНА БЕННЕТА. Автомобильные гонки за приз владельца газеты «Нью-Йорк Геральд» Дж. Гордона Беннета состоялись шесть раз — с 1900 по 1905 годы. Их особенностью было то, что от каждого национального автоклуба допускалось не более трех автомобилей. Причем все детали машины должны были быть изготовлены в той стране, которая выставляет их на состязания. Дистанция гонок составляла 550—650км. Трижды она пролегала между разными городами (Париж—Лион, Париж—Бордо, Париж—Инсбрук) и трижды по замкнутому маршруту (Ирландия, Таунус, Овернь). Наибольшего успеха добились здесь французы — по два раза побеждали «Панар-Левассор» и «Бразье». Однажды первенствовали австрийский «Непир» и немецкий «Мерседес».
ЛОНДОН-СИДНЕЙ — первый ралли-марафон, организованный в 1968 году. Его дистанция протяженностью 16 тысяч километров проходила по дорогам Европы, Азии и Австралии. Среди 98 машин, стартовавших в Лондоне, были и четыре советских «Москвича-412». До финиша в Сиднее добрались лишь 56 автомобилей. В том числе и все советские «москвичи». В абсолютном зачете лучший результат среди наших раллистов показали С. Тенишев и В. Кислых, занявшие 20-е место. Победу одержал экипаж Э. Коуэн — Б Койль — К Малкин, выступавший на автомобиле «Хиллман-Хантер» с рабочим объемом двигателя 1725 см1 и мощностью 102 л. с. В командном зачете первенствовал австралийский филиал «Форда» (на машинах «Форд-фалькон-ГТ»). Заводская команда АЗЛК заняла четвертое место. В ее составе были экипажи: С. Тенишев — В. Кислых, А. Ипатенко — А. Терехин — Э. Баженов, В. Щавелев — Э. Лифшиц — В. Широченное.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО КАРТИНГУ (СИК) — составная часть ФИА/ФИСА. Регулирует международную спортивную деятельность в области картинга и обладает для этого необходимой автономией. Основана в 1962 году. Руководство комиссией И осуществляют президент, генеральная ассамблея, исполнительный комитет Президент избирается сроком на четыре года на пленарной конференции ФИСА по рекомендации генеральной ассамблеи СИК. За время существования комиссию возглавляли четверо президентов: Ж.-М. Балестр (Франция), П. Юже (Бельгия), Ш. Дефранческо (Швейцария) и с 1978 года Э. Бю-зер (Швейцария). Ежегодно под эгидой СИК проходят четыре чемпионата мира, шесть европейских первенств и другие континентальные соревнования, а также Кубок мира среди юниоров. Сейчас в СИК входят более 50 стран.
НОРТОН — британская марка мотоциклов с давними и славными спортивными традициями. Только с 1912 по 1922 год гонщик О'Донован установил на мотоцикле «Нортон» 112 рекордов скорости. Наибольшие успехи фирмы связаны с кольцевыми гонками, в которых она завоевала 62 больших приза и девять титулов чемпионов мира среди марок. Победы «Нортона» связаны с именами таких известных гонщиков, как Д. Дьюк, Э. Оливер, С. Смит. Во второй половине 50-х годов фирма потеряла интерес к спортивным состязаниям. Однако в конце минувшего года на конгрессе ФИМ было объявлено, что «Нортон» после 16-летнего перерыва решил вернуться на спортивные трассы. Предпочтение при этом будет отдано классу 500 см3, а также «супербайкам».
ПЕЖО — французская автомобильная фирма. Основана в 1876 году. Производство автомобилей начато в 1889. На машине «Пежо» в 1894 году было выиграно первое в мире автомобильное состязание по маршруту Париж—Руан—Париж. Компания стала одной из первых, которая начала изготовление специальных спортивных конструкций. В начале века в активе «Пежо» победы в пятисотмильных гонках в Индианаполисе (1913, 1916), Большом призе США (1915), в соревнованиях за «Кубок Вандербильда» (1915), «Тарга-Флорио» (1919) и других. Сегодня компания более половины своих новых модификаций выставляет в различных соревнованиях. Ее цвета защищали известные мастера автоспорта А. Ватанен, Д. Икс, П. Тамбэ, Ю. Канккунен, Б. Саби, Т. Салонен. Но в последнее время наибольших успехов «Пежо» добилась в ралли. Фирма дважды (1985, 1986) побеждала в чемпионате мира среди марок. А Т. Салонен в 1985 и Ю. Канккунен в 1986 году стали победителя-м и мирового первенства в личном зачете, выступая на машинах «Пежо». Громкие победы одержаны на автомобилях этой фирмы в марафоне «Париж—Дакар», где они оказались практически вне конкуренции. Интересно, что некоторые из этих «дакаровских» экземпляров после финиша гонки были проданы частным лицам по цене около полутора миллионов франков.
САША — гоночный автомобиль фирмы «Аустро-Даймлер» модели АДС, названный в честь заводского спортсмена-испытателя, чеха Александра Ко-ловрата. Построенная в 1922 году, эта машина задумывалась как основа для будущего массового автомобиля. Однако затея эта провалилась, и дело ограничилось лишь постройкой нескольких экземпляров. «Саша» участвовал в известной гонке «Тар-га-Флорио» в 1922 году. Автомобиль был оснащен верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 42 л. с. и развивал максимальную скорость 100 км/ч. слик — шины с гладкой поверхностью протектора из мягких сортов резины. Дают наибольшее сцепление колеса с дорогой. Однако пригодны только для сухой трассы. На мокром покрытии шины «слик» скользят по водяной пленке и полностью лишают автомобиль управляемости.
СТАР РИДЕРС ТРОФИ. Под таким названием в 1929 году Ассоциация британских организаторов трековых мотогонок совместно с редакцией лондонской газеты «Стар» провела чемпионат по спидвею. В нем участвовали сильнейшие гонщики того времени. Победителем стал Ф. Артур из Австралии. Эти состязания проходили до 1935 года. Их успех привел к рождению в 1936 году чемпионата мира по спидвею — первого в истории мотоспорта официального мирового первенства.
ЧЕМПИОНАТ АМЕРИКАНСКИХ ГОНОЧНЫХ КОМАНД (КАРТ). Эти соревнования проходят ежегодно и состоят, как правило, из 15—17 этапов, которые организуются обычно в разных городах США и Канады. Наиболее известные из отдельных состязаний, входящих в программу чемпионата,— «Индианаполис 500», «Лонг-Бич», «Детройт». Автомобили формулы КАРТ,или, как ее еще называют, формулы «Инди»., внешне напоминают машины формулы 1. Среди участников соревнований не только гонщики США, но и многие сильные пилоты других стран. Так, скажем, в прошлом году победителем чемпионата стал бразилец Э. Фиттипальди.
ЧЗ (аббревиатура чешского названия «Ческа збройовка»). Компания основана в 1919 году под названием «Южночешский оружейный завод» в городе Страконице. Производство мотоциклов начато в 30-х годах. Марка «ЧЗ» широко известна в мире мотоспорта. Ее украшают семь званий чемпионов мира. Наибольшие успехи чехословацкой фирмы связаны с мотокроссом в 60-е и 70-е годы. На ее мотоциклах в мировых чемпионатах побеждали бельгиец Ж. Робер, советский гонщик В. Арбеков, П. Фридрихе из ГДР. Нельзя не упомянуть и имена других известных мотокроссменов, выступавших на мотоциклах 43,— Р. де Костер, Г. Моисеев, Й. Фалта. В 1966 году чехословацкие машины принесли победу сборной Великобритании в «Кроссе наций», а в 1975 — команде Чехословакии. В 50-е годы мотоциклы ЧЗ с успехом стартовали в Международных шестидневных соревнованиях ФИМ. Гораздо скромнее результаты чехословацкой марки в шоссейно-кольцевых гонках. В 1964 году С. Малина занял 4-е место в состязаниях «Турист Трофи». В последнее время мотоциклы ЧЗ редкие гости на трассах престижных международных соревнований, но выпуск спортивных машин продолжается.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990