ВЫМПЕЛ. Мотобольная команда из Полтавы. Основана в 1964 году. В чемпионатах страны выступает с 1966 года. Чемпион СССР 1973 года. Серебряный призер 1974 года, бронзовый — 1972, 1975, 1979, 1983, 1984, 1985, 1987 годов. Обладатель Кубка СССР 1973 года. В чемпионате страны прошлого года «Вымпел» занял 9-е место. Лучшие игроки команды за все время существования: В. Кудинов, Ю. Алексинский, В. Захаров, В. Мороховец, В. Калинин, И. Булавацкий, В. Зеленский, В. Баруздин. Матчи проводит на мототреке полтавского областного спортивно-технического клуба ДОСААФ, который вмещает 15 тысяч зрителей.
ВСЕМИРНЫЙ ТРОФЕЙ — главный приз шестидневных мотосоревнований ФИМ. Разыгрывается с 1913 года. Прежде назывался «Международным трофеем». До начала 70-х годов борьбу за него вели только команды тех стран, которые могли выступать на мотоциклах собственного производства. Однако в дальнейшем это правило отменили. Сборная СССР дважды (1962 и 1964) становилась бронзовым призером в розыгрыше «Всемирного трофея», выступая на мотоциклах ижевского и ковровского заводов.
ГОМОЛОГАЦИЯ. Регистрация в международной или национальной федерации спортивных машин, моторов, шин и т. п., подтверждающая, что они выпускаются серийно. Только после этого разрешается их использование в официальных соревнованиях.
ДКВ. Мотоциклетная фирма, основанная в 20-х годах датчанином Йоргеном Расмунссеном в немецком городе Цшопау (ныне ГДР). В 1923 году появился на свет первый шоссейно-гоночный мотоцикл ДКВ класса 175 см3. А в 1928 году фирма стала самым крупным производителем мотоциклов в мире. Ежедневно с ее конвейера сходило около 300 машин. После второй мировой войны, уже в рамках фирмы «Ауто-Унион», выпуск мотоциклов марки ДКВ продолжался в ФРГ. В 1958 году мотопроизводство на заводах «Ауто-Униона» было прекращено. Самое крупное достижение марки ДКВ в шоссейно-кольцевых мотогонках — победа в Большом призе ФРГ в 1952 году в классе 250 см3. Любопытно, что к тому времени фирма уже не занималась специально спортивным конструированием.
ЗОЛОТОЙ ШЛЕМ. Традиционные международные соревнования по спидвею, которые проводятся в Чехословакии с 1929 года. До 1963 года они проходили на травяном покрытии ипподрома в Хухле, а затем — на классической гаревой дорожке в Пардуби-це. Наиболее успешно здесь выступал датчанин Оле Оль-сен. На его счету семь побед. Дважды — в 1964 и 1966 годах «Золотой шлем» выигрывал наш И. Плеханов. Еще по разу успех сопутствовал другим советским гонщикам — Ф. Шайнурову (1965) и Г. Куриленко (1969).
ИНДИАНАПОЛИС 500. Одна из самых престижных автогонок в США. Проводится на треке длиной 4 километра. В 1988 году все покрытие автодрома было реконструировано, и теперь автомобили развивают тут скорости свыше 350 км/ч. Рекордное число участников было зафиксировано в 1984 году, когда на старт вышло 117 спортсменов. Одновременно соревнования, как правило, наблюдают около 300 тысяч зрителей. Высокие премии за победы привлекают на «Инди-500», как сокращенно называют эти соревнования, весь цвет американского автоспорта и многих сильных гонщиков Старого света. Так, в прошлом году победитель — бразилец Э. Фиттипальди получил первый приз 1 001 604 доллара.
КРОСС НАЦИЙ. Старейшее официальное международное соревнование по мотокроссу. Проводится с 1947 года как командная гонка в классе 500 см3. В 1977 году Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) возвела «Кросс наций» в ранг командного чемпионата мира. Наиболее успешно выступают тут гонщики Англии и Бельгии. Дважды — в 1968 и 1978 годах эти соревнования выигрывали советские спортсмены, и еще два раза сборная СССР становилась бронзовым призером.
ЛИЦЕНЗИЯ. 1. Документ, выдаваемый спортсмену международной или национальной федерацией и дающий право участвовать в соответствующих соревнованиях. 2. Паспорт трассы, утвержденный международной или национальной федерацией, без наличия которого на ней запрещается проведение официальных соревнований.
ЛОНГ-БИЧ — трасса для шоссейно-кольцевых автогонок в США, штат Флорида, длиной 3,2 км. Была проложена по улицам и набережной города Лонг-Бич. С 1976 по 1983 годы здесь проходили этапы чемпионата мира формулы 1. Первым победителем стал К. Регац-цони на «Феррари», а в последний раз выиграл Дж. Уотсон на «Мак-Ларене». После этого ФИСА запретила проводить крупные соревнования по улицам городов, оставив как исключение лишь гонки в Монте-Карло и Аделаиде (Австралия).
МИТРОПЫ КУБОК. Чемпионат Центральной Европы по ралли. Состоит из нескольких этапов, которые проводятся в ФРГ, Австрии, Италии и Чехословакии. Причем каждая страна организует, как правило, по два соревнования. В Чехословакии, например, это обычно ралли «Барум» и «Шкода». Среди победителей есть известные имена. Так, в 1971 году здесь первенствовал итальянец Мунари. В этапах Кубка выступал и экс-чемпион мира В. Рерль из ФРГ.
НАДДУВ. Эффективное средство повышения мощности двигателя подачей горючей смеси в цилиндры нагнетателем, который приводится в действие от самого мотора. Такие двигатели нашли широкое применение в автомобилях для спорта. Скажем, моторы машин формулы 1 рабочим объемом 1500 см3 с наддувом развивали мощность свыше 1000 л. с. Давление наддува, а следовательно, и их мощность гонщик может регулировать по своему усмотрению. Правда, с увеличением наддува падает надежность мотора. Чтобы прекратить безудержный рост мощности моторов, снизить расходы на их создание, а главное — для повышения безопасности спортсменов и зрителей, Международная федерация автоспорта (ФИСА) с 1989 года запретила использовать наддув для двигателей формулы 1.
НЬЮ-ЙОРК — ПАРИЖ — трансконтинентальный автомобильный пробег, организованный французской газетой «Матэн» совместно с «Нью-Йорк Таймс» в 1908 году. Его трасса протяженностью около 20 тысяч километров пролегала от Нью-Йорка до Парижа через Чикаго, Сан-Франциско, Сиэтл, Аляску, далее Владивосток, Иркутск, Москву и Берлин. Принять участие в этих состязаниях были приглашены четыре экипажа из Франции на машинах «Де Дион», «Сизэр и Нодин», «Мотоблок», «Вернер», по одному от Германии («Протос»), Италии («Бриксия-Зюст»), США («То-мас-Флайер»). Однако уже к Сан-Франциско из всех стартовавших добрались только четыре экипажа на автомобилях «Протос», «Зюст», «Томас» и «Де Дион». Из-за больших сугробов на Аляске в ходе гонки пришлось изменять маршрут. Победителем в итоге был провозглашен экипаж, выступавший на автомобиле «Томас-Флайер».
ПОРТУГАЛЬСКОЕ РАЛЛИ (ралли «Виньу ду Порту»). Традиционные соревнования, трасса которых проходит в основном по грунтовым, проселочным дорогам центральных и горных районов Португалии. В течение нескольких лет входит в программу чемпионатов мира как среди водителей, так и среди марок. В последнее время снискало недобрую славу. В 1986 и 1987 годах здесь в результате аварий погибло несколько зрителей, а в прошлом сезоне разбился португальский гонщик А. Мендеша. В свое время серия трагедий на этапах чемпионата мира, в том числе и в Португалии, заставила руководителей ФИСА всерьез задуматься об ограничении мощности двигателей раллийных машин. Это в конечном счете привело к исключению из программы мировых первенств сверхскоростных машин группы В.
СУПЕРКАРТ. Так называют микроавтомобили карт международной формулы Е рабочим объемом 250 см3. Эти машины, снабженные обтекателями, развивают скорость свыше 200 км/ч и по облику напоминают машины формулы 1 в миниатюре. Состязания на суперкартах, как правило, проходят не на обычных картодромах, а на трассах, предназначенных для заездов больших гоночных автомобилей.
ТУРИСТ ТРОФИ. Самые старые из всех сохранившихся до наших дней соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Они проходят с 1907 года на острове Мэн в Ирландском море. Эти состязания отличает очень сложная трасса с большой протяженностью одного круга. Раньше она составляла 60 километров, а сейчас — около 24. Многие спортсмены называют это кольцо «трассой смерти». И не без оснований. За все время проведения мотогонок здесь погиб 151 человек — спортсмены и зрители. Последними жертвами стали в прошлом году англичане С. Хеншоум и его напарник Ф. Мекллор, разбившиеся на мощном мотоцикле (рабочий объем двигателя 1300 см3) с коляской.
ТРОФЕЙ НАЦИЙ — официальное командное международное соревнование по мотокроссу в классе 250 см3. В 1977 году ФИМ возвела эти состязания в ранг командного чемпионата мира. Советские кроссмены выигрывали «Трофей наций» в 1979 году. Кроме того, в активе сборной СССР два вторых и два третьих места. Из зарубежных команд наиболее успешно выступала здесь команда Бельгии.
ХАРЛЕЙ ДАВИДСОН. Марка мотоциклов, ставшая своего рода символом машин с двигателем большого рабочего объема. Фирму основали американцы — два брата Давидсон в 1903 году. Из-за серьезных финансовых затруднений в 1969 году влилась в концерн АМФ. Звездный час фирмы в спортивных состязаниях пришелся на середину 70-х годов, когда на ее мотоциклах было выиграно 28 Больших призов в шоссейно-кольцевых гонках, а В. Вилла завоевал четыре титула чемпиона мира. Сейчас «Харлей Давидсон» потерял интерес к соревнованиям.
ШТУТЦ. Эта американская фирма начала свою деятельность в 1911 году с производства спортивных автомобилей. Причем ее модель 1914 года «Биркэт» считалась самой лучшей спортивной машиной США своего времени. Однако на европейских трассах наибольшего успеха добилась модель «Блэк хоук». В 1928 году она стала второй в 24-часовых гонках в Ле-Мане. Но уже в следующем сезоне не смогла подняться выше пятого места. Интересно, что затем эти автомобили, правда, чуть большей мощности, получили имя «Биркэт» в память о той первой знаменитой машине. Однако это не спасло фирму «Штутц» от финансового краха. 1934 год стал последним, когда из ворот компании выкатились новые машины. Впрочем, было их всего шесть.
ЭСТОНИЯ-9. Гоночный автомобиль производства таллиннского опытного авторемонтного завода, выпускавшийся с 1966 по 1973 год. Всего таких машин было построено около 150. «Эстония-9» с кузовом из стеклопластика была оснащена двухтактным двигателем «Вартбург» (ГДР) с водяным охлаждением мощностью 85 л.с. и развивала скорость до 190 км/ч. На этом автомобиле и его модификации, получившей индекс «М», в чемпионатах страны было завоевано шесть золотых, семь серебряных и пять бронзовых медалей.
ЯМАХА. История ныне известной японской мотоциклетной фирмы началась в 1887 году, когда 36-летний Торакусу Ямаха получил заказ на починку... музыкального органа. Десять лет спустя была основана фабрика по производству органов, роялей и гармоник, эмблемой которой стали три камертона. Мотоциклетное производство началось в 1957 году с модели Я-1 (рабочий объем двигателя 123 см3), почти точной копии немецкого ДКВ РТ 125. В 1961 году мотоциклы «Ямаха» вышли на международную спортивную арену. Сегодня эта японская фирма — одна из самых титулованных в шоссейно-кольцевых гонках. На ее счету около 400 побед в соревнованиях Гран при. Славу «Ямахе» принесли известные спортсмены К. Такахаши, П. Рид, Й. Сааринен, Дж. Цекотто, К. Робертс, Э. Лоусон, Р. Би-ланд и другие. Активно работают специалисты фирмы и в области мотокросса. Н. Хадсон, X. Миккола, Ж. Вимон — имена этих чемпионов мира тесно связаны с маркой «Ямаха».
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990