Между тем, согласно требованиям ФИСА и ФИМ, стать участником международных соревнований можно, лишь получив в национальной федерации специальную водительскую лицензию и медицинский сертификат. Порядок их выдачи для автоспортсменов определяет постановление Президиума ФАС СССР от 22 декабря 1989 года. В нем, в частности, говорится:
1. Водительские лицензии и медицинские сертификаты выдаются ФАС СССР спортсменам (водителям и штурманам) — членам сборных команд СССР по автомобильному спорту на основании постановления об участии сборных команд СССР в международных соревнованиях и утвержденных списков составов спортивных делегаций (для выезда за рубеж) или списков-допусков к международным соревнования, проводимым на территории СССР.
2. Лицензии и сертификаты спортсменам — не членам сборных команд СССР могут быть выданы любому юридическому или физическому лицу на основании его запроса, подтвержденного местной Федерацией автомобильного спорта.
В запросе должны быть указаны следующие данные на каждого спортсмена: фамилия, имя, отчество, год рождения; спортивная квалификация и результаты, показанные за два предыдущих года.
К запросу прилагаются: справки соответствующего медицинского учреждения о годности по состоянию здоровья участвовать в соревнованиях по автомобильному спорту (форма № 227); положение о соревнованиях; полный состав делегации (для выезда за рубеж); копия приглашения на соревнования за рубежом; квитанция об оплате стоимости лицензии.
Запрос должен поступить в ФАС СССР не позднее чем за два месяца до соревнований.
3. Выдача международных спортивных документов производится только по решению Бюро Президиума ФАС СССР.
4. Общим критерием для допуска на международные соревнования спортсменов — не членов сборных команд СССР является действующая квалификация «Мастер спорта СССР» в том виде соревнований, на который испрашивается лицензия. Квалификация должна быть подтверждена в соответствии с требованиями ЕВСК, если звание присвоено более чем два года назад. Для участия в соревнованиях, не культивируемых в СССР, и в других случаях, не предусмотренных настоящим Постановлением, решение о выдаче водительских лицензий, медицинских сертификатов, а также разрешений на участие принимается Бюро Президиума ФАС СССР.
5. Организации, направляющие спортсменов на международные соревнования, несут полную ответственность за знание и соблюдение этими спортсменами требований Международного спортивного кодекса и регламента соревнований.
6. Ежегодно ФАС СССР устанавливает критерии допуска спортсменов к международным соревнованиям различного ранга и утверждает списки спортсменов, удовлетворяющих требованиям этих критериев. Квалификация каждого спортсмена определяется по результатам, показанным за два предыдущих года (на 1990 год — по результатам 1988 и 1989 гг.).
На сезон 1990 года утверждены следующие критерии допуска спортсменов к международным соревнованиям различного ранга.
Кросс
1) Международные соревнования (за исключением официальных, проводимых под эгидой ФИА): члены сборной команды СССР по кроссу; спортсмены, попавшие в 50 % лучших зачетных участников на чемпионате СССР по кроссу на легковых автомобилях I зачетной группы и СКА IV зачетной группы, а также на Кубке СССР на СКА V зачетной группы; спортсмены, занявшие 1—6-е места в чемпионате СССР по кроссу на легковых автомобилях 11 зачетной группы; призеры (1—3-е места) чемпионата СССР по кроссу на автомобилях остальных зачетных групп; призеры (1 — 3-е места) чемпионатов союзных республик по кроссу в I зачетной группе легковых автомобилей и в IV и V зачетных группах СКА.
2) Официальные соревнования, проводимые под эгидой ФИА: спортсмены, удовлетворяющие требованиям п. 1, имеющие следующие результаты в предшествующем сезоне: занявшие по итогам года в официальных международных соревнованиях места не ниже 15-го (на этапе не ниже 10-го); занявшие в других международных соревнованиях места не ниже 5-го в группе автомобилей; призеры (1—3-е места) чемпионата СССР по кроссу в I зачетной группе легковых автомобилей и IV зачетной группе СКА, а также Кубка СССР на СКА V зачетной группы.
Кольцевые гонки
1) Официальные соревнования, проводимые под эгидой ФИА: члены сборной команды СССР по КГ.
2) Другие международные соревнования: члены сборной команды СССР; спортсмены, попавшие в 50 % лучших зачетных участников на чемпионате СССР по КГ в международных формулах и классах автомобилей; спортсмены, занявшие 1—5-е места в чемпионате СССР по КГ в других формулах и классах автомобилей; призеры (1—3-е места) чемпионатов союзных республик, проведенных по лиге А в международных формулах, классах автомобилей; чемпионы союзных республик по КГ в других классах, формулах автомобилей (при условии проведения чемпионатов по лиге А).
Картинг
1) Для участия в официальных соревнованиях лицензии выдаются в соответствии с требованиями СИК/ФИСА.
2) Другие международные соревнования: члены сборной команды СССР по картингу; спортсмены, занявшие места с 1-го по 20-е в личном чемпионате СССР в классе Ц; спортсмены, занявшие 1—6-е места в чемпионате СССР в классах картов «Союзный-A» и «Союзный-Б»; спортсмены, занявшие 1—6-е места в Кубке СССР; чемпионы союзных республик по картингу в классе Ц (при условии проведения чемпионатов по лиге А).
Ралли
1) Чемпионат мира и чемпионат Европы ФИА (этапы с коэффициентом 10 и 20): члены сборной команды СССР по ралли.
2) Чемпионат Европы ФИА (этапы с коэффициентом 2 и 5): члены сборной команды СССР по ралли; спортсмены, занявшие 1—5-е места в чемпионате СССР по ралли.
3) Другие международные соревнования: спортсмены, вошедшие в 30 % лучших от числа стартовавших в чемпионате СССР по ралли; призеры (1—3-е места) чемпионатов союзных республик, проведенных по лиге А; чемпионы союзных республик по ралли (при проведении чемпионатов по лиге Б).
Квалификационный уровень экипажа для выдачи международных спортивных документов считается по первому водителю.
7. По окончании соревнований в десятидневный срок протоколы соревнований и отчеты организации, направлявшей участников, должны быть представлены в ФАС СССР. ВЛ и МС сдаются в ФАС СССР по окончании спортивного сезона. Невыполнившим это требование спортивные документы впредь выдаваться не будут.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1.01.1990 г.».
Условные сокращения: СКА — спортивные кроссовые автомобили, КГ — кольцевые гонки.
Аналогичное постановление для мотоспортсменов было принято Президиумом ФМС СССР. Право на получение международной лицензии имеют следующие мотоспортсмены:
а) члены сборных команд СССР.
б) все другие спортсмены, показавшие в последнем чемпионате СССР такие результаты:
ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ: 1—6-е места в каждом классе;
МОТОКРОСС: 1—8-е места в каждом классе;
ЭНДУРО: 1—8-е места в каждом классе;
ТРИАЛ: 1—3-е места в каждом классе;
СПИДВЕЙ И ГОНКИ по ДЛИННОМУ ТРЕКУ: финалисты личных чемпионатов СССР и РСФСР по спидвею;
команды и члены команд, занявшие 1—3-е места в командном чемпионате СССР по спидвею в высшей лиге при участии не менее чем в 70 % встреч;
1—3-е места в чемпионатах республик по спидвею;
1—3-е места в Кубке СССР по спидвею среди пар;
1—10-е места в чемпионате СССР по гонкам на длинном треке (класс 500 см3);
ГОНКИ ПО ЛЬДУ: финалисты личных чемпионатов СССР и РСФСР; призеры командного чемпионата СССР;
МОТОБОЛ: первые три команды в чемпионате СССР в высшей лиге;
финалисты Кубка СССР.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990