БЛЮ-ФЛЕИМ («Голубое пламя) — рекордный автомобиль, на котором в 1970 году американец Гарри Габелич установил абсолютный рекорд скорости — 1014,66 км/ч. Ракетный двигатель машины развил силу тяги 10 000 кгс или 58 000 л. с., но для заездов Габелича она была снижена до 5900 кгс/3400 л.с. В качестве горючего использовался природный газ, а окислителя — перекись водорода. Спереди автомобиль имел два установленных рядом колеса, подвешенные на рычагах, а сзади два колеса, жестко соединенные с кузовом, на вынесенных в стороны опорных фермах. Для торможения служили два парашюта и дисковые тормоза на задних колесах.
ВПРЫСК — система подачи бензина непосредственно в цилиндры двигателя или во впускной трубопроьод. Меньшее гидравлическое сопротивление из-за отсутствия карбюратора, а также ряд других преимуществ позволяют повысить наполнение цилиндров мотора, а значит и его мощность. Это предопределило широкое использование впрыска в двигателях спортивных и гоночных автомобилей. Скажем, в формуле 1 все команды используют моторы с впрыском.
ГАЗ-А-СПОРТ — спортивный автомобиль на базе двигателя, трансмиссии, подвески и других агрегатов легковых машин ГАЗ-А и ГАЗ-M1. Конструктор А. Гирель дважды улучшал на нем всесоюзный рекорд скорости. В 1937 году он прошел километр с хода со средней скоростью 127,4 км/ч. Мощность двигателя — около 55 л. с. при 2800 об/мин.
ДЖАЙРОНАУТ — американский рекордный мотоцикл. Имел сигарообразный кузов с вертикальным стабилизатором в хвостовой части. Два двигателя «Триумф» рабочим объемом 650 см3 каждый были установлены за сиденьем гонщика. Их коленчатые валы соединялись цепной передачей. Суммарная мощность — около 140 л. с при 7500 об/ мин. Коробка передач четырехступенчатая. Рама сварная из хромомолибденовых труб. Заднее колесо имело дисковый тормоз с гидроприводом. На «Джайронауте» Р. Леппан установил в 1966 году рекорд США — 395,17 км/ч.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ КУБОК — мотоциклетные шоссейные гонки, проходившие в 1904— 1906 годах по предложению Мотоциклетного клуба Франции. Согласно регламенту, к соревнованиям допускали ограниченное количество участников от каждой страны. Причем гонщики должны были выступать на мотоциклах массой до 50 кг, полностью изготовленных отечественной промышленностью. Любопытно, что первая гонка состоялась во Франции, а в следующие годы а той стране, представитель которой выиграл предыдущие соревнования. Победителями «Интернационального кубка» были француз Л. Деместр на «Гриффоне», а также австрийцы В. Вондрих («Лаурин-Клемент») и Э. Никодем («Пух»).
КУБОК ФИМ — соревнования по мотогонкам на льду, учрежденные Международной мотоциклетной федерацией в 1963 году. Они состояли из 10 гонок — 5 в СССР и 5 в Швеции, в которых выступали спортсмену Советского Союза, Швеции и Финляндии. Во время соревнований в Уфе советская федерация за счет своей квоты пригласила принять участие гонщиков Австрии и Монголии. Победитель определялся по результатам шести лучших этапов (по три в каждой стране). Кубок ФИМ выиграл наш Самородов. Успех этих соревнований побудил международную федерацию поднять уровень турнира в 1964 году до ранга чемпионата Европы.
ЛОНДОН—МЕХИКО — сверхмарафонское ралли, организованное английской газетой «Дейли Миррор» в 1970 году. Посвящено оно было началу футбольного чемпионата мира в Мексике. 19 апреля в Лондоне на стадионе «Уэмбли» в присутствии более 50 тысяч зрителей стартовали 96 экипажей 40 различных марок. Среди них и пять советских «москвичей-412». Дистанция ралли протяженностью 26 тысяч километров пролегала по дорогам 25 стран Европы, Южной и Центральной Америки. Испытания сверхмарафона смогли выдержать только 23 автомобиля, в том числе и трио «москвичей». Наша команда стала одной из трех, сумевших к финишу сохранить зачетный состав. В личном первенстве победил финн X. Миккола на двухлитровом «форд-эскорте». Наш экипаж в составе Л. Потапчик — Ю. Лесовский — Э. Баженов занял 12-е место, Г. Хольм — В. Бубнов — К. Гирдаускас — 17-е, С. Тени-шев — В. Кислых — В. Широ-ченков — 20-е. Не дошли до финиша И. Астафьев — A. Сафонов — Г. Гаркуша и B. Щавелев — Э. Лифшиц.
МАТЧЛЕСС — британская мотоциклетная фирма, основанная братьями Гарри и Чарли Коллиер в Лондоне. Их первый мотоцикл имел V-образный мотор ЖАП-1000. На нем сам Ч. Коллиер трижды улучшал абсолютный рекорд скорости и довел его до 147 км/ч (1911). Любопытно, что в 1926 году Л. Лерхе на аналогичном мотоцикле установил рекорд СССР: 1 км с хода за 26,2 с — 137 км/ч. Самой известной конструкцией был мотоцикл модели «Сильвер-Хоук» объем 600 см3. «Матч-лесс» никогда не занимался созданием специальных гоночных машин. Тем не менее на мотоциклах фирмы в 1961 и 1962 годах были одержаны три победы в Гран при в классе 500 см3.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ МОТОБОЛЬНЫХ КЛУБОВ (УИКМБ) — основан в 1963 году руководителями мотобола Франции, ФРГ, Голландии, Бельгии. Союз разработал единые международные правила игры, организовал официальный турнир на Кубок Европы, первым обладателем которого стали французы. Возросшая популярность мотобола привела к тому, что на конгрессе ФИМ в Москве в 1965 году по предложению советской делегации мотобол был принят под эгиду этой федерации.
НАРЕКС — чехословацкая спасательная команда для автомобильных соревнований. Белокрасные скоростные машины «Нарекса» можно увидеть на многих трассах Европы. Обычно это легковые «Татры-613», оснащенные средствами пожаротушения и специальным инструментом для вызволения из поврежденных автомобилей пострадавших — гидравлическими растяжками, ножницами и т. п. Приезжали чехословацкие спасатели и в нашу страну на состязания Кубка дружбы по кольцевым автогонкам. «Нарекс» обслуживал даже этапы чемпионата мира формулы 1. Не так давно спасатели расширили сферу -своей деятельности и на автокросс. Для этого были оборудованы две «Нивы». А всего в распоряжении «Нарекса» около тридцати автомобилей.
ПАТРИОТ — ленинградское производственное объединение ДОСААФ. Его история началась в 1930 году, когда постановлением Совнаркома СССР был создан завод Осоавиахим. Выпускал он в ту пору наглядные пособия для школ и кружков оборонного Общества, снаряжение для сандружин и т. п. После войны завод специализировался на малом судостроении. С 1968 года здесь впервые в стране было начато серийное производство микроавтомо-билей карт модели АК-1. В 1976 году на базе завода было создано производственное объединение «Патриот», в которое вошли также механический завод в пригороде Ленинграда — Ломоносове и швейная фабрика, где делают специальные комбинезоны для картингистов и мотогонщиков. Сегодня ЛПО «Патриот» выпускает около семи тысяч картов ежегодно. Из них большая часть модели АКУ-83 для массового спорта, а также модели КС для сборной страны, которая зарегистрирована в Международной комиссии по картингу (СИК).
РУССКАЯ ЗИМА — международное ралли, проводившееся в Советском Союзе, обычно по дорогам Подмосковья, с перерывами с 1 965 по 1983 год. С 1973 года традиционно входило в программу многоэтапного розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран. Первыми победителями этих состязаний стали финские раллисты Э. Риали — В. Инкалайнен на «Волво-544С». Чаще других «Русскую зиму» выигрывали советские гонщики — семь раз. Среди них дважды успеха здесь добивались экипажи Н. Больших — И. Больших и В. Гольцов — С. Штин.
ФЛАГИ СИГНАЛЬНЫЕ. Во время соревнований по автомотоспорту судьи подают участникам официальные сигналы флагами, которые обычно имеют следующие цвета и значения:
1. Флаг СССР, флаг союзной республики или флаг организации (спортивного общества) — старт.
2. Красный флаг — немедленно остановиться всем участникам.
3. Черный флаг с номером — остановиться участнику, чей номер показан.
4. Черный флаг с оранжевым кругом — показывается вместе с табличкой с номером участника, которому предписывается немедленно остановиться из-за технической неисправности.
5. Желтый флаг — внимание, опасность!
6. Желтый флаг с вертикальными красными полосами — осторожно! Впереди место, где уменьшено сцепление колес с дорогой. Например, пролито масло.
7. Желтый флаг с двумя черными диагоналями — участнику остается пройти последний круг.
8. Зеленый флаг — опасность миновала.
9. Белый флаг — на трассе медленно движущийся автомобиль.
10. Голубой флаг — вас обгоняет соперник.
11. Белый флаг с красным кругом — устанавливается в том месте, где ведется хронометраж.
12. Черно-белый флаг, разделенный по диагонали,— последнее предупреждение участника за нарушение правил соревнований.
13. Зеленый флаг с белой горизонтальной полосой — предупреждение участнику, наехавшему на краевую линию трассы.
14. Зеленый флаг с желтым шевроном — фальстарт.
15. Флаг в белую и черную клетку — финиш.
ХАРЬКОВ-Л2 — рекордный автомобиль конструкции Э. Лорента. На протяжении двух с лишним десятков лет на нем устанавливались двигатели четырех классов рабочим объемом от 239 до 569 см3. Силовой агрегат располагался сзади. Машину отличали шестеренчатый привод распределительных валов, водяное охлаждение, лопаточный нагнетатель горючей смеси, система смазки с сухим картером, независимая торсионная подвеска всех колес. Кузов из алюминиевого сплава. Э. Лорентом и В. Лорентом на «Харькове-Л2» установлено 27 всесоюзных рекордов скорости, из которых 14 превышали международные.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990