Оставив после впечатляющих побед арену формулы 1, компания обратила свои взоры к состязаниям спортивных прототипов. И поначалу четы-рехлистнику сопутствовала удача: 1975 и 1977 годы принесли фирме два звания чемпионов мира. Однако в последнее время «Альфа-Ромео» заметно сдала позиции. Были попытки вернуться в мир формулы 1, создать машину для гонок «Инди», но они не увенчались успехом. А вот моторы фирмы спортсмены охотно используют для машин формулы 3.
БРУКЛЕНДС — первый в мире специальный трек для авто- и мотогонок с наклонными виражами, которые позволяли развивать скорости свыше 200 км/ч. Построен в 1907 году в окрестностях Лондона. Именно этот 4,5-километро-вый трек многие гонщики избирали местом для рекордных заездов, в том числе и на длинные дистанции. Например, с 1909 по 1923 год только абсолютных мировых рекордов скорости для мотоциклов здесь было установлено четырнадцать. Во многом благодаря наличию этого трека центр мотоспорта после первой мировой войны переместился из Франции в Англию. Проводились на «Бруклендсе» и автогонки за Большой приз Великобритании.
Во время второй мировой войны трек был частично разрушен. Однако восстанавливать его не стали из-за солидных затрат.
ГГРАУНДЭФФЕКТ — увеличение вертикальной нагрузки на колеса автомобиля с целью улучшить сцепление с дорогой за счет разрежения под кузовом. Впервые в спорте эта идея была осуществлена на американском автомобиле «Чаппараль» для гонок «Кан-Ам» конструктора Дж. Холла, где воздух отсасывался из-под кузова двумя вентиляторами с приводом от вспомогательного двигателя мощностью около 50 л. с. Подкузовное пространство герметизировалось специальными шторками, которые не доходили до поверхности дороги на 5—15 мм. Их еще называли мини-юбками. Подобная конструкция была использована в автомобиле Ф1 команды «Брэбхэм» в 1978 году. Однако после первой победы Н. Лауды на этой машине в Гран при Швеции ФИА запретила использование вентилятора. Между тем годом раньше К. Чапмен начал эксперименты с целью достичь подобного эффекта лишь за счет организации воздушного потока под кузовом. Так его «Лотос-78» стал образцом для подражания всех команд Ф1. Подобные конструкции просуществовали недолго. С 1983 года ФИА запретила применение любых юбок, указав при этом, что днище автомобиля не должно иметь выступов или ребер. Вызвано это было соображениями безопасности. Дело в том, что при попадании грязи, камешков юбка зависала. При этом автомобиль внезапно как бы «отлипал» от дороги, что не раз приводило к трагическим последствиям.
ИНДИАН — марка американских мотоциклов, на которых было установлено семь абсолютных рекордов скорости. Впервые высшее достижение показал на «Индиане» с двухцилиндровым мотором рабочим объемом 994 см в 194 году гонщик из США Дж. де Розе— 140,59 км/ч. Десять лет спустя англичанин Г. Ле Вакк довел рекорд до 173,04 км/ч. Кстати, сам Ле Вакк был одним из самых удачливых рекордсменов. С 1920 по 1929 год на машинах разных марок он семь раз улучшал высшие достижения.
ЛЕ-МАН — разновидность старта в автомотогонках, при котором участникй заезда до подачи стартового сигнала находятся на специально размеченных позициях в удалении от своих автомобилей. В момент подачи стартовой команды спортсмены подбегают к машинам, заводят моторы и только тогда устремляются на трассу. Сейчас в автомобильных гонках по соображениям безопасности старт «Ле-Ман» не применяется.
МВ АГУСТА — итальянская фирма, основанная в 1907 году Джованни Агустой. До второй мировой войны специализировалась на производстве самолетов. С 1945 года приступила к выпуску мотоциклов под маркой MB («Мекканика Верджера»). Шефом компании стал текстильный магнат Доминико Агуста. В 1958—1960 годах фирма установила удивительный рекорд — ее машины первенствовали на чемпионатах мира по кольцевым гонкам во всех одиночных классах. На машинах MB «Агуста» завоевано 275 Больших призов и 37 титулов чемпионов мира среди марок. Все мотоциклы этой фирмы были четырехтактными. На них выступали знаменитые гонщики — Убиалли, Сертиз, Хоккинг, Хейлвуд, Агостини, Рид. С 1975 года фирма прекратила участие в соревнованиях.
НЕВСКОЕ КОЛЬЦО — трасса для кольцевых гонок, расположенная вокруг чаши стадиона имени С. Кирова в Ленинграде, длиной 3,36 км и шириной 12 м. Соревнования начали проводить на ней с 1958 года. Здесь же в 1961 году состоялись первые в СССР международные кольцевые автогонки. Победу тогда на машинах формулы «Юниор» одержал финн К. Линкольн («Купер»). Главная особенность «Невского кольца» в том, что оно состоит в основном из левых поворотов. В конце 70-х годов из-за реконструкции стадиона, связанной с подготовкой к олимпийскому футбольному турниру, трасса была закрыта. С тех пор гонки тут не проводятся.
ОБЖЕКТИВ СЮД — единственный внедорожный рейд только для грузовых автомобилей. Проводился в 1989 году. Дистанция длиной около 9 тысяч километров проходила через Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Биссау, Гвинею, Сьерра-Леоне. На старт в Клермон-Ферране вышли 20 экипажей на «мерседесах», «униках», «ивеко», «татрах», «унимогах», а также три советских КамАЗа, подготовленные на заводе в Набережных Челнах. Все два десятка машин финишировали во Фритауне. Победу одержало французское трио Э. Пели-ше — Ж. Пелише — А. Кольмероэ на «Мерседесе». Вторыми стали наши спортсмены: Й. Таммека — Э. Пиирсалу — А. Кулгевее, третьими также советские гонщики: В. Гольцов — Ф. Кабиров — В. Каблуков.
ПИОНЕР-2. На этом автомобиле конструктором и гонщиком И. Тихомировым было установлено 14 всесоюзных рекордов скорости, в том числе и абсолютный, который не побит до сих пор,— 311 км/ч. Большая часть этих достижений превышала международные рекорды. Шасси и кузов «Пионера», существовавшего в трех модификациях («1», «2», «2м»), заимствованы от рекордного автомобиля «Харьков-Л1» конструкции Э. Лорента. На машине было установлено два газотурбинных двигателя. На модификации «Пионер-2М» мощность каждого из них достигла 68 л. с. Среди особенностей машины — независимая торсионная подвеска всех колес, алюминиевый кузов, два бортовых воздухозаборника. Сейчас «Пионер» экспонируется в Рижском автомобильном музее.
ПСЕВДОНИМ. В международных соревнованиях спортсмены по личному желанию могут выступать под псевдонимом, который заносится в лицензию вместо фамилии. Гонщик, зарегистрированный в национальной федерации под псевдонимом, не может выступать в соревновании под своим именем. Раньше этим правом в основном пользовались отпрыски аристократических семей. Но и сегодня кое-кто из спортсменов предпочитает по разным причинам скрывать свою фамилию. Например, не так давно в состязаниях по ралли не без успеха выступала француженка «Биш», что в переводе означает «Лань».
РЕКОРД. Международные автомобильная и мотоциклетная федерации считают рекордом скорость, которая превышает наивысшую из ранее достигнутых не менее чем на один процент. Существуют рекорды мировые — без учета класса, группы, категории машин; международные — для класса, группы, категории; национальные — абсолютный или в классе, установленный в соответствии с правилами данной страны; местные — достигнутые в пределах административной единицы согласно территориальному делению государства, а также на отдельной трассе. Рекорды регистрируются либо по времени — на 1, 6, 12, 24 часа, либо — на дистанции, начиная с полукилометра. Максимальная дистанция в мотоспорте — 1000 км, в автоспорте — 100 000 км.
СУПЕРБАЙК — класс четырехтактных спортивных мотоциклов, стартующих в шоссейнокольцевых гонках. По техническому регламенту ФИМ к участию в соревнованиях допускаются мотоциклы, выпускаемые серийно и поступающие в свободную продажу. Для двухцилиндровых машин рабочий объем двигателей ограничен 1000 см3, а при трех или четырех цилиндрах — 750 см3. Сначала супербайки появились на внутренних, а затем и международных состязаниях. В конце 80-х годов такие гонки получили статус чемпионатов мира и Европы и успели завоевать 6 льшую популярность. В прошлом ГОДУ эти чемпионаты включали по 14 этапов.
ТРОФЕЙ ЗАВОДОВ — приз, учрежденный редакцией журнала «За рулем», для предприятий автомобильной промышленности, чьи машины и гонщики покажут лучшие результаты на чемпионатах страны в течение одного года. Разыгрывался с 1971 года. Первые два сезона его завоевывал АЗЛК. Затем Трофей неизменно доставался спортсменам ВАЗа, чье превосходство к концу 70-х годов стало неоспоримым. Определение лучшего автозавода оказалось формальностью, и «Трофей заводов» был передан на хранение в Тольятти.
УАЙТ ТРИПЛЕКС. Этот автомобиль, постройку которого финансировал Дж. Уайт из Филадельфии, принято считать самым громоздким среди тех, на которых пытались установить рекорд скорости. Трехосная машина весила 4,06 т и приводилась в движение тремя авиационными двигателями «Либерти-V12»с общим объемом цилиндров 81 188 см3. В 1928 году Р. Кич установил на ней абсолютный мировой рекорд — 333,94 км/ ч. 13 марта 1929 года во время попытки улучшить высшее достижение в Дайтоне fCLUA) «Уайт триплекс» потерпел аварию.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991