«БРИТИШ РЭСИНГ МОТОРЗ» (БРМ). Английская команда формулы 1. Основана в 1951 году несколькими крупными британскими промышленниками: Алфредом Оуэном, Антони Вендеруэллом, Бернардом Скоттом. В финансировании БРМ на первых порах принимали участие почти шесть десятков фирм. Первый БРМ был самым мощным и быстрым автомобилем Ф1, но и самым ненадежным. За 23 сезона выступлений — с 1951 по 1977 год (с перерывом) команда завоевала титул чемпиона мира (Грэм Хилл, 1962 год), Кубок конструкторов в том же году. На машинах БРМ одержано 17 побед в Гран при. За БРМ выступали такие гранды автоспорта, как С. Мосс, Дж. Стюарт, Н. Лауда и многие другие.
ДЕСМОДРОМНЫЙ МЕХАНИЗМ. Тип конструкции клапанного механизма с принудительным (без применения пружин) движением клапанов в обе стороны. Этот механизм позволяет работать клапану с большими ускорениями. Самый известный пример применения десмодромного механизма в спорте — конструкция фирмы «Мерседес-Бенц» на автомобилях с непосредственным впрыском топлива. На них были одержаны победы в чемпионатах мира 1954 и 1955 годов. Вместе с тем сегодня почти все гоночные двигатели имеют пружинные клапанные механизмы.
КРОССИНГ. Судейский термин, означающий обгон с пересечением траектории обгоняемого автомобиля, что мешает движению последнего. За этот маневр судьи вправе наказать обгоняющего и исключить его из зачета в заезде.
«ЛИНТО». Марка мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок. Была основана шефом гоночного отдела фирмы «Бенелли» Лино Тонти. В 1969 году в классе 500 см3 на двухцилиндровом мотоцикле «Линто» итальянец А. Пагани выиграл Большой приз Италии в Имоле.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС. Документ, выпускаемый как ФИА, так и ФИМ. Согласно ему проводятся международные соревнования на «справедливой и беспристрастной основе». Это своего рода международные правила.
«НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ РАЛЛИ». Один из двух (вместе с «Австралийским ралли») самых удаленных этапов чемпионата мира. Входит в программу мирового первенства с 1977 года (с перерывами в 1978 и 1981 годах). Первым победителем стал итальянский экипаж в составе Бачелли и Росетти на «ФИАТ-абарт-131». Любопытно, что ни одному раллисту, кроме финна Т. Салонена, не удавалось дважды выигрывать новозеландский этап чемпионата. Великолепные лесные дороги, ровные и быстрые спецучастки, безукоризненная организация и, конечно, роскошные пейзажи Океании — основные отличительные черты ралли «Новая Зеландия». Близость к Японии определяет особый интерес к этим соревнованиям автомобильных фирм Страны восходящего солнца. Они частые гости здесь и доставляют немало хлопот европейским соперникам. Однако преимущество в победах на этом этапе чемпионата мира пока на стороне компаний Старого света. Они выиграли 8 ралли из 12. К сожалению, с 1987 года ФИСА из-за больших транспортных расходов исключила соревнования в Новой Зеландии из зачета марок, оставив лишь в программе первенства пилотов, что тут же сказалось на представительстве сильнейших раллийных «конюшен». Местные организаторы с нетерпением ждут реформы чемпионата мира, в проекте которой предусмотрено обязательное участие ведущих команд во всех этапах.
«ХАРТ». Небольшая английская фирма, занимающаяся конструированием, доводкой и настройкой гоночных двигателей. Основана инженером Брайаном Хартом в конце 70-х годов. В 80-х на моторах фирмы достигнуты заметные успехи в гоночных формулах 2, 3. Шесть сезонов их использовали даже в формуле 1. Четырехцилиндровыми турбонаддувными двигателями «Харт» оснащались машины команд «Тоулмен», РАМ, «Спирит». Лучшим достижением мотора «Харт» стало первое место на старте Большого приза ФРГ 1985 года (Т. Фаби, «Тоулмен-Т185-Харт»). Любопытно, что двукратный чемпион мира А. Сенна впервые обратил на себя внимание специалистов, выступая на «Тоулмене» с мотором «Харт» — в 1984 году он был вторым в Гран при Монако.
«ЭСТОНИЯ-15». Гоночный автомобиль, сконструированный на Таллиннском опытном авторемонтном заводе (ТОАРЗ). Был оснащен двухцилиндровым двигателем мощностью около 30 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач «ИЖ-Юпитер». Передняя и задняя подвески независимые. Тормоза всех колес дисковые, главная передача цепная. Кузов изготовлялся из стеклопластика. Автомобиль существовал в двух вариантах: «Эстония-15» (1968 год) и «Эстония-15М» (1970). Всего было выпущено свыше 200 таких машин, на которых с 1968 по 1978 год завоевано по десять золотых, серебряных и бронзовых медалей чемпионатов СССР.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991