«ДРУЖБЫ НАРОДОВ КУБОК». Первый международный турнир по мотогонкам на льду. Проходил в 1960 году на стадионах Москвы и Уфы, состоял из пяти этапов. В соревнованиях участвовали спортсмены Швеции, Финляндии, Чехословакии и Советского Союза. Первые два места заняли гонщики «Тре крунур» — Б. Кнутссон и Б. Андерссон. Третьим был наш Ф. Шайнуров. Успех соревнований во многом предопределил решение ФИМ о начале проведения чемпионата Европы по ледовому спидвею.
КЛАПАН МОЩНОСТИ. Любая система, которая при помощи механического, электрического, гидравлического или иного привода может изменять нормальную фазу выпуска или нормальный путь движения выхлопных газов в любой точке между поршнем и выходом отработавших газов в атмосферу во время работы двухтактного двигателя.
«МОЛОДЕЖНАЯ». Национальная гоночная формула, введенная в нашей стране в 1977 году. Стала преемницей так называемой формулы 4. Такие автомобили оснащались одним двигателем воздушного охлаждения серийного производства рабочим объемом 350 см . За скромные скоростные показатели и капризный характер эти машины спортсмены прозвали «чахотками». По изначальной идее, формула «Молодежная» должна была выполнять роль своеобразного мостика для молодых гонщиков от карта до «больших», формул. Увы, на деле этого не случилось. И начиная с 1980 года чемпионаты СССР в этой формуле не проводились. Последним победителем состязаний стал эстонец Э. Юримаа.
ПРОТЕСТ. Официальное письменное заявление на имя главного судьи соревнований против действий судей или соперников, повлекших за собой неправильное определение результатов. Протест подают только в письменном виде, обязательно с указанием параграфов и пунктов правил, технических требований или положения, которые протестующий считает нарушенными.
«РОТМАНС КИПРУС РАЛЛИ». Традиционные соревнования на острове Кипр. Впервые состоялись в 1970 году Со следующего сезона обрели статус международных. Ныне проходят как этап чемпионата Европы с максимальным коэффициентом 20 и под патронажем табачной фирмы «Ротманс». В 1974 и 1975 годах состязания отменяли из-за турецкого вторжения на остров. По своим дорожным условиям соревнования на Кипре напоминают «Акропо-лис». Среди победителей ралли немало известных мастеров — С. Бломквист, Ш. Мехта, Р. Кларк, А. Ватанен. Частые гости на острове и наши спортсмены. Наивысшего успеха добились там тольяттинцы С. Алясов и А. Левитан, занявшие в 1990 году третье место в абсолютном зачете на ВАЗ-21083.
СТАРТОВЫЙ НОМЕР. Каждый автомобиль или мотоцикл, участвующий в соревнованиях, должен иметь стартовые номера. В мотоспорте каждому международному классу машин присвоены свои цвета стартовых номеров Например, класс 125 см — черный фон, белые цифры, 250 — зеленый фон, белые цифры, 500 с коляской — желтый фон, черные цифры. В автомобильных состязаниях, кроме картинга, стартовые номера, как правило, должны быть написаны черной краской в белых прямоугольниках Стартовые номера присваиваются обычно по жребию. Но бывают и исключения. Скажем, в ралли на международных соревнованиях первые по порядку номера получают наиболее сильные гонщики, имеющие так называемый приоритет ФИА. В некоторых других видах, в том числе в формуле 1, шоссейно-кольцевых мотогонках мирового первенства, номер «один» украшает машину чемпиона мира минувшего года.
Гонщики — народ суеверный, поэтому очень редко в состязаниях можно увидеть машину с номером «13».
«ФОРД-ЭСКОРТ-ТС». Одна из самых знаменитых машин, когда-либо выступавших в авторалли. «Эскорт-ТС», пришедший на смену модели «Форд-кортина-Лотос», дебютировал сенсационно. Р. Кларк и Дж. Портер, что называется, с первого захода выиграли «Акрополис» в 1968 году. Причем опередили бесспорных лидеров — два «Порше-911», за рулем одного из которых сидел будущий чемпион Европы П. Тойвонен. В том же году молодой X. Миккола победил на «Эскорте-ТС» в ралли «1000 озер», а Седерстрем — в ралли «Австрийские Альпы». На счету этой модели победы в «Ралли тюльпанов», «Сафари», Королевского автоклуба в Англии и других. Но наивысший успех сопутствовал ей в ралли-марафоне «Лондон — Мехико» в 1970 году. Тогда победу на двухлитровом «Форде-эскорт-ТС» одержал Миккола.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992