Сергей чаще других возглавлял список снайперов высшей лиги. Впервые, кстати, я увидел Часовских в деле в теперь уже далеком 1979 году, а наша последняя встреча состоялась в сентябре 1990 года на уютном видновском стадионе сразу после окончания матча «Металлурга» с извечными соперниками — мотобол истами «Ковровца». Как обычно, встреча эта проходила в упорнейшей борьбе. Открыв в начале второго периода счет, гости были полны решимости взять верх, однако (уже который раз!) их надежды перечеркнула блестящая игра Часовских. Забив три гола-красавца, Сергей помог одержать партнерам важную победу. Тем не менее мне показалось, что манера игры главного бомбардира с возрастом изменилась.
— Все правильно, с годами я стал больше тяготеть к созидательной игре. Сейчас мне, признаюсь, приятнее организовать голевую ситуацию для партнера, нежели забить самому,— рассказывает Сергей Часовских.— Тем более, что у нас появились молодые, честолюбивые, в лучшем смысле слова, мастера. К тому же теперь в интересах команды я чаще играю в защите. Смена амплуа, похоже, прошла безболезненно. Во всяком случае игра «Металлурга» не потускнела.
— И все же, голов вы по-прежнему забиваете больше других. Кстати, давно хотел выяснить — схожи ли задачи форвардов в футболе и мотоболе?
— Общее у них, разумеется, есть. И там и тут необходимо обладать голевым чутьем, хорошо видеть поле, прицельно бить по воротам. Однако на этом сравнения, пожалуй, и заканчиваются. Иные правила плюс особенности технического вида спорта... Короче, сравнивать сложно. Замечу лишь, что мотобол более коллективная игра. Не случайно в результате сольного прохода поразить ворота у нас удается гораздо реже, чем на футбольном поле.
— В таком случае, что прежде всего обязан уметь нападающий-мотобол ист?
— Во-первых, он должен досконально разбираться в своей машине. Затем своевременно включать нужную передачу, моментально просчитывать варианты отскока мяча после удара, владеть искусством короткого и длинного паса, быть готовым в любой момент проскочить в узкий коридор между игроками команды-соперника, умело преодолевать виражи. Словом, всего и не перечислишь.
Однако все эти качества могут и не помочь, если откровенно слаба техника. В то же время в нашем чемпионате участники выступают на отечественных машинах...
— ... которые значительно уступают японским мотоциклам марок «Ямаха», «Хонда» и другим. Вы это хотели сказать? Все действительно так. Увы, в ближайшем будущем положение здесь вряд ли изменится, и потому участники чемпионата страны по-прежнему будут выступать на машинах «Ковровец-170» и «Ковровец-175». Разумеется, каждый мотоболист доводит свою машину, как говорится, до ума. Что же до игроков сборной СССР, то специально для нас делают десять мотоциклов «Ковровец-250», которые на порядок выше. В нашем виде спорта техническое оснащение имеет нередко решающее значение. Располагая более совершенными машинами, соперники, и прежде всего мотоболисты ФРГ, которым за последние пять лет мы дважды уступали «золото» на первенстве континента, в том числе в 1990 году, добились значительных успехов. Чтобы достойно выступать на международных соревнованиях и в дальнейшем, советским мастерам необходимо не отставать в этом важном компоненте. И тут, надеюсь, свое веское слово скажут, наконец, наши ведущие специалисты, которые, на мой взгляд, вполне могут изготавливать качественные спортивные мотоциклы. Конечно, при условии, что им будут созданы нормальные условия для работы.
— От проблем отечественного мотобола предлагаю перейти к более приятной теме. Расскажите, например, о самом памятном своем голе.
— Признаться, никогда об этом не задумывался. Самый памятный гол? Пожалуй, тот, что забил в ворота элистинского «Автомобилиста» лет десять назад. Было так. Я сильно пробил по воротам метров с двадцати. Мяч угодил в перекладину и отскочил в поле. Первым к нему поспел Александр Рассолов. Он сделал мне головой передачу, и со второй попытки я отправил-таки мяч в сетку.
— Человек, впервые оказавшийся на матче мото-болистов, не может отделаться от ощущения, что травмы в вашем виде спорта неизбежны. А как на самом деле?
— Уверяю вас, они редкость. Что касается меня, то за все время серьезно повредил ногу лишь однажды. Между прочим, буквально через день предстояла очень важная встреча в споре за первое место. Зная о том, что у меня нога в гипсе, наш тренер Валерий Нифантьев планировал перемены в составе. Но я попросил разрешения выйти на поле. Сначала он не соглашался ни в какую, но после часа уговоров все же сдался. В том матче я, естественно, старался избежать серьезных столкновений. Тем не менее свой гол забить удалось. А самое главное, тот матч «Металлург» выиграл. И еще один подобный малоприятный эпизод произошел в нынешнем сезоне, когда я одну игру провел с переломом запястья. Вновь уговорил Нифантьева выставить меня на игру, правда, поразить ворота уже не удалось. Вот, собственно, и все мои травмы за 17 лет занятий мотоболом.
— Выходит, вы занимаетесь им ровно половину жизни! А как и где начинали?
— Родился и вырос я в городе Шахтерске Донецкой области. Спортом начал заниматься с двенадцати лет. Тогда моим главным увлечением была вольная борьба. Отец иногда разрешал мне покататься на его мотоцикле. И еще я всегда обожал все новое. Поэтому, когда узнал о создании в Шахтерске мотобольной команды, решил непременно попробовать себя в диковинном виде спорта. Было мне тогда шестнадцать лет, и тренер Иван Молчанов включил меня в молодежную команду. Через год уже выступал за основной состав на первенство Украины. В 1977 году переехал в Москву, стал студентом института физкультуры. Тогда же начал выступать за «Металлург». В первом своем сезоне удалось забить 22 гола и войти в тройку лучших бомбардиров чемпионата страны. А с 1978 года выступаю и за сборную СССР.
— Что и говорить, стаж у вас солидный. Он позволяет объективно взглянуть на нынешнее состояние дел в советском мотоболе. Насколько популярен ваш вид спорта в стране и в городе Видное, в частности?
— Поверьте, интерес к нашему виду спорта растет год от года, особенно на Кубани. А в Видном мотобол — просто спорт номер один. Нашей команде здорово помогает областной спортивнотехнический клуб ДОСААФ и главный спонсор — Московский коксогазовый завод. Для 12-летних мальчишек открыты двери мотобольного отделения детско-юношеской спортивно-технической школы ДОСААФ. Самые талантливые из воспитанников школы попадают в молодежную команду «Металлурга». Так что, считаю, условия для быстрого роста молодых мастеров у нас неплохие.
— Наблюдая, Сергей, как лихо вы уноситесь от соперников во время матча, я невольно подумал, что, скорее всего, бомбардиры обожают быструю езду и на личном четырехколесном транспорте.
— Нет, здесь вы ошиблись: на своей шестой модели «Жигулей» я предпочитаю ездить не нарушая правил в любых обстоятельствах. Возможно поэтому до сих пор и удалось избегать серьезных аварий.
— Желаю вам придерживаться этого золотого правила и дальше, ибо в этом случае вы наверняка сможете играть еще не один сезон.
— Спасибо на добром слове, тем более, что я действительно собираюсь выступать до 40 лет. В мотоболе, кстати, это не такая уж редкость, однако решающее значение здесь будет иметь моя готовность к каждому конкретному сезону. Пока чувствую в себе силы и желание забивать голы как и раньше. Похоже, довольны мной и наставники команды. А самое главное — «Металлург» продолжает задавать тон на всесоюзной арене.
Беседу вел В. РАДЖАБЛИ. Фото А. ГУРЕВИЧА
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990