— Коротко я бы сказал так: картинг — это кислород для всего автоспорта. Он открывает превосходную возможность приобщить к моторному спорту молодежь. Важно и то, что, помимо глубоких знаний техники, он развивает также прекрасные водительские навыки. Не случайно среди сильнейших пилотов формулы 1 более двадцати в прошлом картингисты. Я даже считаю, что именно они во многом определили современный стиль вождения «формул».
— Какие проблемы как президента СИК вас больше всего заботят сегодня?
— Главная задача — сохранить доступность картинга для самых широких слоев любителей автоспорта. Для этого необходимо сдерживать рост цен на технику с помощью совершенствования правил. Приведу такой пример. Сейчас шинные фирмы производят, я бы сказал, очень «быстрые» покрышки с отличными сцепными свойствами. Но высокое качество достигается в ущерб долговечности. В итоге такие покрышки едва выдерживают лишь один заезд, и спортсмены несут при этом большие расходы. Мы приняли решение разрешить использовать на каждом соревновании только один комплект шин. Таким образом, изготовители вынуждены налаживать выпуск более долговечной резины, пусть даже в какой-то степени за счет снижения сцепных свойств.
— Советские спортсмены на международной арене выступают в соревнованиях таль Ц» и формулы Ц. Интересно, планируются ли в бли-жайшем будущем какие-либо изменения в этих категориях машин?
— Нас, признаюсь, очень беспокоит высокая цена двигателей для этих классов картов, что сужает круг участников соревнований. Мы хотели бы придать новый импульс развитию машин категории «Интерконтиненталь Ц», сделав их более доступными. Добиться этого можно, например, вернувшись к использованию здесь двигателей от серийных дорожных мотоциклов. Но это пока дело будущего.
— Картинг, действительно, пожалуй, самый экономически доступный вид авто-спорта. Этим во многом объясняется его большая популярность в мире. Сколько же стран входит сейчас в СИК?
— Признаюсь, меня особенно радует, что популярность картинга постоянно растет. Так, к примеру, в 1978 году, когда я стал президентом, в СИК входило 15 национальных федераций. Сегодня ее членами являются 54 страны всех континентов. Ежегодно мы проводим четыре чемпионата мира, первенства Европы, Азии, Африки, Америки, Кубок СИК среди юниоров и множество других соревнований.
— А сколько всего в мире занимающихся картингом?
— Точную цифру назвать не берусь. Могу лишь сказать, что тех гонщиков, которые имеют спортивную лицензию, около 67 тысяч. Но, это, повторяю, лишь те, кто располагает международной лицензией. На самом деле картингистов на планете гораздо больше. Только в вашей стране, как мне стало известно, этим видом спорта увлекается около 100 тысяч человек.
— Как вы оцениваете перспективы участия советских картингистов в международных соревнованиях?
— Я дважды был в вашей стране и убедился, что у вас есть все для того, чтобы не только развивать массовый картинг, но и успешно выступать в чемпионатах мира и Европы. Но нельзя научиться плавать не входя в воду. Советским спортсменам надо чаще участвовать в международных соревнованиях, которые помогут приобрести необходимый опыт, дадут возможность обменяться знаниями с ведущими гонщиками мира. В этом смысле трудно переоценить проведение в прошлом году состязаний «Трофея СИК» в Полтаве, которые, замечу, были организованы на исключительно высоком уровне. Что касается техники, то я бы пожелал вам не быть зависимыми от зарубежных производителей. Сейчас у вас есть хорошее шасси КС, зарегистрированное в СИК. Дело за двигателями. Гонщики такой страны, как Советский Союз, могут и должны выступать на отечественной технике. Кстати, я прежде даже не подозревал, что в СССР в год выпускается около десяти тысяч картов. Это солидная цифра.
— Любопытно узнать, сколько картов ежегодно производится в Европе?
— Самая крупная компания — «Свисс Этлесс». Ее годовая программа — восемь тысяч машин. Еще четыре фирмы выпускают более 1500 картов. Это — итальянские «Кали карт», «Бирель», «Тони», «Текно».
— В Советском Союзе и во многих других странах мира большой популярностью пользуются детские соревнования на картах классов от 50 до 80 см'. Как вы смотрите на организацию чемпионата Европы для самых маленьких любителей автоспорта?
— Я знаю, что у вас, как, скажем, и в Италии, картингом можно заниматься с девятилетнего возраста. Во Франции и Великобритании мальчишки выступают в соревнованиях с восьми лет. И это прекрасно. Пусть учатся, набираются водительских премудростей. Но я против введения официальных соревнований уровня европейского чемпионата. Зачем искусственно форсировать этот процесс. Вряд ли ранняя погоня за престижным титулом пошла бы детям на пользу. Кстати, именно поэтому мы не торопимся возводить Кубок СИК среди юниоров, где выступают ребята в возрасте 14—16 лет, в ранг чемпионата мира. Всему свое время.
— Интересно, господин Бюзер, а сами вы в каком возрасте впервые сели за руль карта?
— О, это было очень давно. Сначала я занимался водными лыжами. Увы, серьезная травма ноги помешала этому увлечению. Тогда-то и настал черед картинга. Он меня сразу очаровал. Первую свою машину мы купили с приятелем в складчину. Это было самое счастливое время в моей жизни. Но добиться серьезных успехов мне помешал солидный вес. Однако побороть в себе эту страсть оказался не в силах. Так я стал сначала президентом регионального карт-клуба, потом Швейцарской федерации и, наконец, двенадцать лет назад — президентом СИК.
— Если не секрет, кто вы по профессии?
— По диплому — я коммерсант. Работаю на фирме, выпускающей пластмассовую оргтехнику. Находится она во франкоязычной части Швейцарии и имеет тесные связи с Францией. Но в последние годы, в связи с деятельностью в СИК, на основную работу остается минимум времени.
— И последний вопрос, господин Бюзер. Есть ли у вас, как у руководителя СИК, сокровенная мечта?
— Конечно. Причем не одна. Но есть такая примета — не говорить вслух о загаданном желании, иначе оно не сбудется. А вообще, на мой взгляд, тот, кто не мечтает, никогда не сможет ничего совершить в жизни.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990