— К сожалению, из-за запрета мы потеряли грузовики не только для кросса, впрочем — об этих состязаниях я скажу особо — но и для всего автоспорта. Так что, если не возражаете, я бы поставил вопрос несколько иначе: зачем заводу нужен автоспорт?
— Договорились.
— Я не стану останавливаться на очевидной, как мне кажется, истине о его пользе для повышения водительского мастерства, а значит, и безопасности движения. Для нас на заводе автоспорт — это в первую очередь отличный полигон для комплексных испытаний автомобиля, когда в экстремальных условиях проверяются новые конструкторские разработки, которые затем будут применены на серийных машинах. Вот свежий пример. Мы сейчас испытываем полноприводные автомобили с межколесной блокировкой. Но решили не ограничиваться лишь проверкой на стендах и полигоне. Поставили новый узел на «дакаровские» КамАЗы.
Теперь, что касается кросса. Как вы знаете, ныне старый запрет отменен. Тем не менее мы решили отказаться в дальнейшем от участия в подобных состязаниях именно потому, что изменения, которые неизбежно надо будет вносить в конструкцию машины, никак не используешь в серийных автомобилях. Ведь КамАЗы не предназначены для езды по полному бездорожью в таких режимах.
Кроме проверки новых конструкторских решений, участвуя в гонках, мы преследуем и еще одну цель — рекламу нашей продукции. Например, после победы в своем классе в ралли-марафоне «Обжектив Сюд» в прошлом году мы получили два серьезных заказа на наши полноприводные машины от западных стран. А валюта нам сейчас очень нужна и для перевооружения нашего Производства, и для обеспечения научно-технических разработок, и для спорта тоже. И тут участие в соревнованиях открывает еще одну возможность заработать. К нам стали обращаться зарубежные фирмы с просьбой разместить на наших спортивных машинах рекламу. Не бесплатно конечно. А, скажем, во время ралли «Париж — Дакар» нашим спонсором была такая известная фирма, как «Шелл», которая обеспечивала КамАЗы топливом и маслом. А деньги это, замечу, немалые. Выходит, в нас поверили. Ведь бизнесмены не будут бросать доллары на ветер.
— У того запрета десятилетней давности была и другая сторона. Он оставил не у дел очень многих спортсменов.
— К счастью, мы в ту пору не ограничивались только соревнованиями на грузовиках. Так что те, кто отдавал предпочтение этому виду состязаний, имели возможность пересесть на легковые машины, чтобы участвовать в кроссе, ипподромных гонках, ралли.
— Признаюсь, мне не приходилось слышать о впечатляющих успехах камазовских раллистов.
— Что верно, то верно. Здесь нам особо похвалиться нечем. Хотя одно время мы выставляли на всесоюзные и всероссийские соревнования до восьми экипажей. Однако скоро поняли, что нам не под силу на равных соперничать с заводами по производству легковых автомобилей. В первую очередь с ВАЗом. У них гораздо больше возможностей заниматься ралли, а мы обречены на то, чтобы постоянно догонять законодателей мод, поеторять их разработки. Ну а любая копия всегда хуже оригинала. Так что три года назад вовсе отказались от ралли на легковых автомобилях. Мы и ипподромные гонки развиваем постольку, поскольку они помогают нашим спортсменам зимой поддерживать необходимую форму. Пожалуй, только Ка-биров всерьез увлекся этим видом, регулярно участвует в соревнованиях, вплоть до чемпионатов страны и России. Остальные же, как правило, выходят на старт двухтрех состязаний в сезоне. Однако ипподромные гонки нам нужны и потому, что это еще и увлекательное зрелище, которым мы можем порадовать своих земляков.
— Иначе говоря, вы считаете, что если уж браться за дело, то имея на прицеле лишь самые высокие цели!
— У нас есть приоритетное направление — грузовой автоспорт. Что касается остальных видов, то мы склоняемся именно к такому максималистскому подходу. Да, автоспорт требует денег, много денег. Поневоле от чего-то приходится отказываться. Зато если чувствуем, что игра, как говорится, стоит свеч, то тут уж ни сил, ни средств нельзя жалеть. Так вышло у нас с кроссом на багги. С самого начала подобрались на заводе толковые конструкторы, талантливые спортсмены, которые не пошли проторенным путем, а принялись за разработку своей конструкторской концепции. Теперь наши баггисты одни из сильнейших в стране, всерьез заявили о себе на международной арене.
С охотой мы развиваем картинг. Во-первых, чтобы дать мальчишкам Набережных Челнов увлекательное дело. Во-вторых, картинг — это первая ступень на пути к вершинам автоспорта. А мы заинтересованы в том, чтобы растить собственную смену нашим признанным лидерам. Создали специальный участок по производству картов класса «Пионер» на заводе по ремонту двигателей. На этих машинах, к слову, наши ребята ездили в США. И знаете, американцам приглянулись камазовские карты. Мы даже получили предложение продать небольшую партию.
— Если не секрет, какому виду автоспорта вы сами отдаете предпочтение! Наверное, у вас есть свои симпатии.
— А как же! Ведь я сам еще не так давно выступал в соревнованиях. Доводилось сидеть за рулем багги. Признаюсь, до сих пор обидно, что на чемпионате России за круг до финиша сломался двигатель. А ведь я почти треть финального заезда шел первым. Потом меня, правда, обошли двое соперников. Но третье место было, как говорится, почти в кармане. Однако больше всего мне по душе зимние ипподромные гонки. Это что касается симпатий. А предпочтение, как вы понимаете, я отдаю соревнованиям на грузовиках.
— Давайте вспомним, как возрождался грузовой автоспорт на КамАЗе.
— Было это в 1987 году. Тогда мы услышали о том, что минчане впервые отважились выступить в кольцевых гонках на своих МАЗах. Именно это известие и подтолкнуло нас к тому, чтобы всерьез заняться автоспортом на грузовиках. Честно говоря, у этой затеи поначалу было немало противников. К счастью, нас поддержал Николай Иванович Вех, наш генеральный директор.
Начали мы с кольцевых гонок. Дебют КамАЗа в Венгрии оказался успешным — в гонке Гран при одна из машин финишировала четвертой. В том же 1988 году мы попробовали силы и в ралли. И вновь удача — Гольцов сумел на соревнованиях в Польше занять второе место. Тогда-то мы поняли, что дело это стоящее.
— Однако после первых успехов вам пришлось изведать и горечь неудач. Впервые выступая в ралли «Париж — Дакар» ни один из КамАЗов не дошел до финиша.
— По правде сказать, мы рассчитывали на более успешное выступление. Но «Дакар» — есть «Дакар». С первого раза добиться здесь успеха просто невозможно. Машины для суровых испытаний африканского сверхмарафона нужно готовить годами. Да и гонщики должны обрести опыт участия именно в этих состязаниях. У нас же времени было в обрез. Приглашение выступить в «Париж — Дакар» пришло неожиданно. Ведь, как известно, еще в прошлом году грузовикам было запрещено участвовать в нем. Многое из того, что задумывали, не успели осуществить. К примеру, не удалось провести полную дефектоскопическую экспертизу агрегатов и узлов машин, что в итоге и сказалось на нашем выступлении. Тем не менее мы не теряем оптимизма. Я по-прежнему уверен, что КамАЗам по силам соперничать с машинами ведущих зарубежных фирм.
— После выступления в ралли «Париж — Дакар» прошло немало времени. Сегодня спортсмены КамАЗа, надо полагать, живут не столько воспоминаниями о неудаче, сколько заботами о предстоящих стартах.
— Разумеется. Тем более, что во всех начинаниях нас поддерживают Минавто-сельхозмаш и «Автоэкспорт» Мы не собираемся ограничиваться выступлениями в ралли-рейдах. Думаем всерьез взяться за кольцевые гонки и в будущем участвовать в европейском чемпионате по полной программе. Сейчас КамАЗы стабильно занимают места в первой десятке на отдельных этапах. Чтобы думать о победах, нужно резко поднять мощность двигателя. Сил эдак до 700. Это непросто. Пока сумели достичь 480. В этом деле нам обещал помочь неоднократный победитель чемпионатов Европы по кольцевым гонкам на грузовиках англичанин Родни Чапмен. Причем он заявил, что, если машина получится достаточно резвой, Чапмен сам готов выступать на КамАЗе. Для нас это и отличная реклама, и уникальная возможность перенять его богатейший опыт.
Будем участвовать и в так называемых пляжных гонках, которые проводят телевизионные компании США и Голландии Зрелище это, должен сказать, удивительно красочное, настоящее автошоу. Привлекает оно сотни тысяч болельщиков.
Ну а главной, стратегической целью для нас остается «Париж — Дакар», в котором мы мечтаем победить.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990