— Прежде всего, господин президент, мы бы хотели от имени многочисленных советских почитателей мотоспорта поздравить вас с избранием на высокий пост и пожелать успеха на этом ответственном и почетном поприще. Между прочим, весьма любопытное совпадение: Йос Вассен как президент ФИМ и наш журнал почти ровесники...
— Мне очень приятно, что в вашей стране, роль которой в мировом мотоспорте давно уже признана, увидело свет подобное издание. Я убежден, что с его помощью в СССР появится еще больше поклонников нашего вида спорта. Во всяком случае хотел бы пожелать вам удачи на этом пути.
— Господин Вассен, если не возражаете, несколько вопросов личного что ли плана. Какой ваш любимый вид мотоспорта?
— На этот вопрос ответить очень легко. До недавнего времени я был президентом комиссии трековых гонок. Думаю, этим все сказано: трековые гонки, в частности, гонки по льду.
— Хотелось бы знать, какие качества вы более всего цените у спортсменов?
— В первую очередь — честность в спортивной борьбе и уважительное отношение не только к соперникам, но и ко всем, кто имеет отношение к организации соревнований.
— Как в связи с этим вы отнеслись к инциденту на прошлогоднем командном чемпионате мира в Ассене, когда,как утверждали, советские гонщики отдали чехословацким очки в совместном заезде, и это позволило тем занять призовое место, оставив без наград финнов. Кстати/ годом раньше то же сделали шведы, но в пользу финнов.
— Это очень огорчительное событие, которое, скажу откровенно, омрачило праздник, каким стал финал чемпионата мира в Ассене. Я уже имел возможность высказывать свою точку зрения на этот счет, и она совпала с оценкой инцидента в спортивной прессе ряда стран.
Авторитет советских гонщиков в ледовом спидвее огромен. Им во многом обязан этот вид своёй популярностью, своему расцвету в мире. Сколько замечательных спортсменов дал Советский Союз. Их любят во всех странах за смелость, за отвагу, за мастерство и просто за то, что они такие симпатичные парни. Думаю, их неспортивный поступок — отголосок того, уходящего в прошлое времени, когда, к спорту примешивалось совершенно ему чуждое — политические мотивы. Высшим принципом в спорте должны быть честность, дух товарищеского соперничества. То, что произошло в Ассене, я считаю досадным случаем, и пусть это останется навсегда в прошлом.
— Кого бы из нынешних мотогонщиков вы могли привести в пример как истинного спортсмена-джентльмена?
— Признаюсь, на меня огромное впечатление произвел своим благородным поступком Феррари, выступающий в шоссейно-кольцевых гонках в классе 250 см3. На трассе в западногерманском городе Хоккенхайме он не раздумывая прекратил заезд и бросился оказывать первую помощь гонщику Палаццезе, который упал и получил тяжелейшую травму. Примером настоящего джентльмена может служить, как мне кажется, и большой мастер спидвея Ханс Ниль.сен. Его честность и корректность проявляются прежде всего на дорожке, но не только: в контактах с прессой, в комиссии трековых гонок, членом которой он является, и в жизни вообще.
— А теперь, господин Вассен, несколько вопросов, связанных с вашим избранием на высокий пост. Каким будет курс Международной мотоциклетной федерации при новом президенте и какие проблемы в деятельности ФИМ вы считаете наиболее важными?
— Я сторонник того, чтобы изменить Устав Федерации: наделить ее Административный совет такими правами, чтобы он мог работать (если допустимо подобное сравнение) как правительство и при необходимости оперативно принимать решения. Нынешнее положение этого руководящего органа ФИМ в период между Генеральными ассамблеями обрекает его на медлительность. Требует, на мой взгляд, корректировки деятельность вице-президентов. Она должна быть очерчена определенным конкретным кругом задач, за которые каждый из них будет отвечать. Полагаю также, что следует наделить большими полномочиями президентов комиссий. Далее, я сторонник того, чтобы и в Административном совете и в комиссиях ФИМ было обеспечено представительство всех континентов. Это даст дополнительные возможности осваивать новые страны и регионы для мотоциклетного спорта. Наряду с этим, мне кажется, очень важно иметь программу содействия национальным федерациям тех стран, где наш спорт делает первые шаги.
— Если можно, чуть подробнее о том, каким образом намечаете вы дать дополнительные импульсы мотоспорту в Азии, Африке и Южной Америке, там,где он еще не может поспорить в популярности с Европой и США.
— Причины популярности или непопулярности нашего вида спорта кроются в уровне экономического и научно-технического прогресса в тех или иных странах, в традициях, наконец. Но когда складываются подходящие условия для становления мотоспорта, необходимо иметь и определенные организационные структуры. Без этого просто не обойтись.
Я уже сказал о представительстве континентов в Административном совете и комиссиях Федерации. Но этого еще мало. Считаю правильным, чтобы от каждого континента был вице-президент ФИМ, который бы имел непосредственную связь с национальными федерациями и через которого можно было бы осуществлять более тесное сотрудничество с ними, подразумевающее не в последнюю очередь оказание помощи. Но для этого ФИМ предстоит решить и вопросы дополнительного поступления финансовых средств.
— Существуют ли у вас проблемы с теми или иными видами мотоциклетного спорта?
— Само собой разумеется, время от времени они возникают. Но, наверное, более всего в шоссейно-кольцевых гонках — не только самых престижных (в этом смысле их можно сравнить с формулой 1 в автоспорте), но и самых сложных в спортивном и коммерческом планах, где завязаны интересы многих сторон: промышленности, спорта, рекламы и т. д. В Советском Союзе не проходят этапы чемпионата мира по кольцу, поэтому у вас не представляют всей сложности организации таких соревнований, куда съезжается по 100—130 тысяч зрителей. В Голландии, в Ассене круглогодично работает бюро «ТТ», чтобы провести по существу один такой этап чемпионата мира. Поэтому крайне важно путем постоянных консультаций и выработки взаимоприемлемых решений загодя решать возникающие здесь проблемы.
— Что вы можете сказать о роли советской Федерации в развитии мирового мотоспорта?
— Ваша страна, как я уже сказал, внесла и вносит очень большой вклад в развитие мотогонок по льду и, добавлю еще, мотобола. Известна деятельность ФМС в кроссе, в последнее время, к сожалению, несколько сократившаяся. Я был приятно удивлен, когда услышал о ваших инициативах в шоссейнокольцевых гонках.
— В конце нашей беседы хотелось бы вернуться к вопросам личного характера. Пост президента ФИМ — должность общественная, но, тем не менее, требующая немалых затрат времени. Как вам удается совмещать ее с вашей служебной деятельностью?
— Путем тщательного планирования времени. В сутках— 24 часа, из которых в среднем семь уходит на сон. Из оставшегося времени десять часов занимает служба. Остальные семь в рабочие дни приходится делить между семьей и мотоспортом. Но ведь есть еще и выходные...
— А как же относятся в семье к вашему хобби — работе в ФИМ, а теперь еще и в роли президента?
— Без поддержки моей семьи мне невозможно было бы выполнять общественные обязанности в Федерации, и прежде всего без помощи моей жены Марианн, которая отдает этому делу многомного часов.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990