Сегодня наш собеседник Виталий Александрович Ершов.
— Виталий Александрович, помнится в 60-е годы среди московских раллистов очень неплохо выступал Ершов. Он вам не родственник?
— Нет. И даже не однофамилец— это я и есть. Теперь уже мало кто помнит наше поколение автоспортсменов, в большинстве своем из таксомоторных парков. На нас, можно сказать, держался спорт — ралли, гонки. Начинал я еще водителем 6-го таксомоторного парка в Москве с очень популярных в те годы соревнований по автомногоборью. Ну а ралли появились немного позднее: хорошо помню московские «Москвич», «Снежинка» тех времен, ралли в Литве, Латвии, на Украине,— поездил немало. И так, понимаете, вжился в это, что не мог уже без спорта. Не бросил его и тогда, когда перешел на руководящую работу в 11-й парк.
— Откровенно говоря, зная, какую хлопотную должность занимаете, трудно представить, как вам удалось заниматься автоспортом?
— Конечно, это трудно. Когда я был замом директора в 11-м таксопарке, времени хватало лишь на участие в трех-четырех ралли в год, а потом, в 1973 году пришлось оставить соревнования. Тогда я, конечно же, не мог предположить, что через пятнадцать лет выйду на старт в авторалли «Директор», да еще и смогу победить в нем.
— Всего два года прошло, как родилась идея таких соревнований, а их популярности могут позавидовать и более престижные ралли. В чем тут секрет?
— Да, все удивляются, как это раньше никому не пришла в голову подобная затея. А теперь уже проведены и директорские ралли России. Трасса — около 700 километров по дорогам Подмосковья, много дополнительных состязаний — дорожных гонок с перекрытием движения на этих участках. Разумеется, пункты контроля времени — КВ, жесткие нормы времени — в общем, все как в самом настоящем ралли. Поверьте, участникам здорово пришлось попотеть — борьба шла до самого финиша.
Надо иметь в виду, что обязательное условие «Директора» — водителем в экипаже должен быть руководитель автохозяйства, его заместитель или главный инженер. Так что здесь нельзя спрятаться за спину опытного спортсмена — все зависит от тебя самого.
— Виталий Александрович, а как, например, в вашем экипаже обстоит дело с подготовкой автомобиля к ралли? Наверное, тут нет проблем?
— Как сказать... Теперь я не могу уделять этому столько времени, как раньше, когда активно занимался спортом. Да и от физических нагрузок, связанных с подготовкой техники, напарник по экипажу старается меня уберечь — считает, что годы у меня не те уже. Может он и прав. Но это не значит, что я отстранен от всего. Обсуждаем со штурманом, какие стоит внести изменения в конструкцию, что взять на вооружение в техническом плане. А потом всегда надо что-то раздобыть, попросту, купить запчасти или там, к примеру, импортные свечи, масло — ведь на «стандарте» далеко не уедешь. В общем-то, львиную долю нагрузки берет на себя штурман — Виктор Еремин. Мы выступаем в одном экипаже на «Волге» ГАЗ-24.
— Ну а как у вас с взаимодействием экипажа в ходе ралли?
— Поначалу не обошлось без шероховатостей, возникали психологические трения. Виктор Еремин — мастер спорта высокого класса, на чемпионате страны и других соревнованиях он давно выступает в роли водителя и, как я думаю, невольно сопоставляет мои действия в различных ситуациях с тем, как действовал бы он сам, будь на левом сиденье. Согласитесь, это дополнительная эмоциональная и психологическая нагрузка. Однако нам удалось с этим справиться — мы быстро нашли общий язык.
— Приходится иной раз слышать, что автоспорт-де слишком дорогое удовольствие и вряд ли имеет перспективы развития на автотранспортных предприятиях, в особенности в условиях самоокупаемости. Что вы по этому поводу думаете?
— Видите ли, не всякий положительный эффект можно непосредственно оценить в рублях или, скажем, как раньше, в тонно-километрах. У нас в Мосавтолегтрансе на каждое автохозяйство специально для занятий спортом выделяем в среднем три автомобиля — всего около семидесяти. Несложно подсчитать прибыль, которую можно получить, отправляя эти машины работать на линию. Но мы идем на эти потери сознательнно. Потому что, кроме прибыли, есть еще и нечто другое. Воспитание у людей уважительного отношения к своей профессии, к своему предприятию, желание совершенствоваться. Если бы знали вы, как много водителей приходят на соревнования, где участвуют спортсмены автокомбината или парка, поболеть за своих, как ценят возможность заниматься у себя спортом, с какой жадностью читают спортивную информацию в «Московском автотранспортнике». Если вдуматься, то все это с лихвой покрывает расходы на спорт.
— И ралли «Директор» здесь не исключение?
— Ни в коем случае. Когда водители видят, что их руководитель способен за рулем успешно преодолеть трудности ралли или трековой гонки, то, думаю, его авторитет растет, значит, он профессионал, водитель высокого класса, а не чиновник, протирающий штаны в кабинете. В то же время руководитель, увлеченный автоспортом, как показывает опыт, будет содействовать тому, чтобы на его предприятии он жил и развивался. Тот факт, что ралли «Директор» собирали так много участников, говорит сам за себя: интерес к автоспорту растет во многих автохозяйствах. Мало того, «директорскими» соревнованиями сейчас заинтересовались не только в странах Восточной Европы, но и в Финляндии, Швеции.
— Со всем этим нельзя не согласиться. Но как это соотнести с разговорами о том, что за последние годы интерес зрителей к соревнованиям автомобилистов несколько ослабевает?
— Я не согласен с этим. Посмотрите на переполненные трибуны стадиона в Крылатском, который по большому счету никак не назовешь «автомобильным». Там всегда полным-полно народа. Дело не в том, что популярность автоспорта падает, просто время требует иного уровня организации соревнований. Зрителям нужно дать полную информацию об участниках гонки, с тем чтобы они могли непрерывно следить за ходом спортивной борьбы. А комфорт для людей, собравшихся отдохнуть на стадионе? Где удобные трибуны, возможность без очереди выпить горячий кофе, съесть бутерброд. Во всяком случае, в этом году на Московском ипподроме ничего этого не было. Видимо, кардинально решить все эти проблемы удастся, если в Москве или ее окрестностях появится специальный автомобильный спортивный комплекс. В московской прессе уже были сообщения о переговорах с иностранными фирмами по поводу строительства трассы для проведения таких престижных соревнований, как автогонки формулы 1. Но, похоже, до сих пор никакого решения не принято. Очень жаль. По-моему, не только мы, Мосавтолегтранс, но и многие другие организации согласятся принять долевое участие в таком нужном деле. Только бы его начать.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990