Он впервые вышел на гоночную трассу, когда многие из нынешних пилотов формул только-только учились ходить. Но и сегодня в свои 45 лет он также мечтает о победах, его по-прежнему числят в фаворитах. Икс, словно пришелец из тех романтических времен, когда, как нам сейчас кажется, асы гоночных трасс, чуждые мирской суете, были сплошь настоящими рыцарями, спаянными мужским братством. Помните, киногероев «Большого приза» и «Мужчины и женщины»!
Для болельщиков со стажем каждая новея встреча с «последним джентльменом автогонок», как часто называют Икса, будто свидание с единственным из оставшихся друзей юности — радостная и одновременно грустная.
В последние годы главной страстью Икса стали ралли-рейды типа «Париж — Дакар». Во время одного из подобных состязаний — ралли «Тунис-90» — мы беседовали с Джекки Иксом под назойливое жужжание гайковертов механиков команды «Лада-Пок», чьи спортивные цвета он сейчас защищает.
— Господин Икс, вы долгие годы выступали в формуле 1. Сейчас отдаете предпочтение ралли-рейдам. Почему вы поменяли свое спортивное пристрастие?
— Всему свое время. Сейчас я по-настоящему влюблен в африканские ралли-рейды. Здесь все по-другому: техника, трасса, люди. Иной мир. Каждый километр чему-нибудь учит. Это замечательное испытание для пилотов, которые уже попробовали себя в других видах автоспорта.
— На ваш взгляд, ралли «Париж — Дакар» — это большое приключение или большие гонки, или, может быть, что-то иное?
— Без сомнения, «Дакар» задумывался как большое приключение, где царит дух первопроходцев. Но с годами здесь все меньше остается места для романтики дальних странствий. И все же благодаря ралли «Париж — Дакар» я узнал и полюбил Африку.
— Во время предпоследнего ралли «Париж — Дакар» вы имели все шансы во второй раз покорить заветную вершину. Во всяком случае от лидера Ари Ватане-на, выступавшего также на «Пежо», в ходе гонки вас отделяли мгновения по меркам этого марафона. Однако спортивный директор «Пежо» Жан Тодт неожиданно решил прекратить это соперничество. Он подбросил десятифранковую монетку, и слепой жребий вывел в победители Ватанена. Как вы относитесь к подобным методам разрешения спортивного спора?
— Это входит в правила игры. Я их принимаю. Мы ехали все быстрее и быстрее, дуэль с Ари нельзя было продолжать без риска потерять обе машины «Пежо». Так что решение Тодта было вполне оправданным. Я не первый раз в своей спортивной карьере сталкиваюсь с подобной ситуацией. Правда, раньше удача чаще улыбалась мне.
— Вы участвовали в «Дакаре» на самых разных машинах. Могли бы вы сравнить, скажем, «Пежо» и «Ладу-Самару-ТЗ», на которой вы теперь выступаете?
— Цель проекта «Самара-ТЗ» — встать вровень с автомобилями — победителями «Дакара». Такими как «Пежо». Думаю, к новому старту африканского марафона мы будем иметь машину, способную бороться с «Ситроеном», который придет на смену «Пежо». Но, я думаю, чтобы добиться победы, нам не обойтись без заинтересованной поддержки завода в Тольятти,
— Что вас интересует в жизни, кроме автоспорта?
— Для меня автогонки — профессия вот уже двадцать пять лет. В них я прежде всего нахожу удовольствие. Все остальное время занимает личная жизнь, на которую, впрочем, остается очень мало времени.
— А если бы автоспорта не существовало. Какую профессию вы бы выбрали?
— Затрудняюсь ответить. То, что произошло,— уже случилось. Но, признаюсь, с удовольствием занялся бы каким-нибудь делом, более близким к природе.
— Могли бы вы назвать имя идеального, с вашей точки зрения, пилота?
— Я думаю, что таких гонщиков не существует вовсе. У всех есть свои достоинства и недостатки. Но у некоторых, а таких, поверьте, совсем немного, достоинства преобладают. И все же в моей жизни был гонщик, которого я выделяю среди прочих,— Джим Кларк. Это был сначала настоящий джентльмен, а потом уже замечательный спортсмен.
— Любите ли вы смотреть автогонки с трибун, как зритель?
— Нет. Согласитесь, никогда актер не сможет получить такое же удовольствие от созерцания театрального действа, как от собственной игры на сцене.
— Есть ли у вас сокровенные желания?
— Честно говоря, никогда не задумывался над этим. То, чем я занимаюсь в жизни, считаю подарком судьбы. Я вполне удовлетворен тем, что достиг в деле, о котором мечтал.
— Боитесь ли вы того момента, когда придется оставить большой спорт?
— Вовсе нет. Я уже пробовал бросить гонки лет пять назад. И, знаете, у меня из этого ничего не вышло.
— Вам уже приходилось бывать в нашей стране. Как вы думаете, смогут ли советские любители автоспорта увидеть гонщика Икса на трассе у нас в стране?
— Сейчас много говорят о проведении ралли-рейда «Париж — Москва — Пекин». Если задумка станет реальностью, я обязательно приму участие в этих состязаниях.
— И последний вопрос, господин Икс. Почему вы, в отличие от своих коллег-гонщиков, предпочитаете управлять раллийным автомобилем на скорости 200 км/ч не в огнестойком комбинезоне, а в брюках и рубашке с короткими рукавами?
— Это дань присущей мне элегантности,— улыбнулся на прощание Джекки Икс.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990