— Семен Николаевич, насколько я знаю, сами вы, кажется, никогда и не собирались посвятить себя карьере автоспортсмена. Зато вашей активности в организации спорта могут позавидовать и профессиональные функционеры...
— Здесь нет ничего удивительного. Автомобили стали моей любовью с детства. А после окончания Московского автодорожного института с ними прочно связана вся моя жизнь. Немало поработал на автотранспортных предприятиях. Недавно защитил диссертацию, и, как вы догадываетесь наверное, также по автомобильной теме... Ну, а какого настоящего автомобилиста может оставить равнодушным автомобильный спорт?
— Честно говоря, зная, какую хлопотную должность вы занимаете, сколько длится ваш рабочий день, в котором автомобили, автомобили и их проблемы, — просто диву даешься, когда и в выходные видишь вас то на трибунах ипи в закрытом парке столичных зимних треков, или на гонках в других городах страны. Не надоедает!
— Возможно, это прозвучит резко по отношению к некоторым моим коллегам, но, признаюсь, я не очень-то верю в профессиональных автомобилистов, которых вообще не интересует автомобильный спорт. Ну пусть не спортивная сторона. Но техника. Ведь и в нашем спорте тоже появляется, проходит обкатку что-то новое и необычное...
— Семен Николаевич, а нет ли здесь преувеличения, если речь идет об отечественном автоспорте, где стартовать нашим гонщикам приходится, как правило, на давно знакомых машинах?
— Думаю, нет, потому что именно в спортивных автомобилях, которые продолжают совершенствоваться несмотря ни на что, проявляются технические способности, одаренность, если хотите, наших спортсменов и механиков. Они намного опередили, переросли технику, которой располагают, и, поверьте, у них есть чему поучиться, что взять на вооружение. Разумеется, наши спортсмены не смогут сегодня дать полезный совет конструкторам «Лянчи» или «Мерседса». Но применительно к нашей жизни... Понимаю, что приведу банальный пример и все же: у нас в объединении специалисты из цехов — частые гости автоспортсменов. Помнится, на первых «самарах» попросту не ремонтировались коробки передач. Не было технологии. Подсказали ее спортсмены. Так было и с задними мостами. В общем, их опыт, особенно при нынешнем дефиците запчастей, может помочь производству, хотя я не сторонник рассматривать спорт лишь с точки зрения чисто технической категории «улучшения породы» и так далее. В конце концов, гонки — это просто интересно, захватывающе и, черт побери, красиво. А в жизни наших людей, сегодня в особенности, так мало красивого.
— Как родилась команда объединения! Что сегодня представляет собой этот коллектив?
— Я и до работы в нынешней должности старался оказывать поддержку автоспортсменам, скажем, когда был главным инженером 23-й автобазы Мосхлебтранса Здесь же, в техцентре на Варшавском шоссе все началось в середине 70-х, когда Алексей Григорьев буквально из старых железок смастерил свой первый автомобиль. Во многом благодаря ему и начал у нас набирать обороты спорт. Его успехи на «кольце» вдохновили и остальных. Правда, поначалу мы приглашали в команду достаточно известных спортсменов. Но по-настоящему дело пошло, когда решили готовить своих гонщиков. Именно у нас выросли в мастеров и Лесков, и Козан-ков, и Журавлев. В этом заслуга тренера и руководителя команды Григорьева. А теперь команда обрела в объединении официальный статус. На ее базе создано бюро по испытанию и доводке двигателей со штатом в двенадцать сотрудников. Сегодня для успеха нужен основательный инженерный подход к технике. Ну, а вокруг лидеров всегда группа молодых людей, которые учатся, перенимают опыт. От товарищей по команде у нас секретов нет.
— Вы упомянули Виктора Козанкова. Недавно неоднократный чемпион страны по «кольцу» перешел в другую команду. Как вы к этому отнеслись!
— Это вполне нормальная ситуация в спорте. У нас Виктор, что называется, достиг потолка. Большего мы ему, к сожалению, дать не могли. А там появилась перспектива участия в престижном чемпионате Британии, да еще и на хорошей машине формулы 3. Правда, насколько я знаю, Виктору пришлось пропустить почти половину сезона. Стартовал он в итоге не в лучшей форме.
— Если не возражаете, теперь вопрос на другую, я бы сказал, банальную тему. Как вы думаете, не забеспокоятся ли владельцы автомобилей, узнав, что при нынешнем дефиците кое-какие запчасти могут уйти со склада не к потребителю, а для спортивных целей!
— Могу их успокоить. Нашим гонщикам требуется в основном то, что на серийном автомобиле не применить. Например, широкие четырнадцатидюймовые магниевые диски колес для «Самары», специальные распредвалы с широкими фазами, редукторы главной передачи, блокировки, длин-ноходные коленвалы... Даже стойки подвески, амортизаторы, поршни, свечи, масло и многое другое — импортное или специального изготовления. Да и самих автомобилей всего двенадцать. Из них четыре — багги, одна — «формула», а к остальным, специально подготовленным на базе серийных, отношение бережное. Они служат уже не один год. Ну, а тот минимум серийных деталей, которые требуются, наших проблем не решит. Да и они не достаются бесплатно, а приобретаются. Это приходится учитывать в годовом бюджете команды, который составляет около 150 тысяч рублей.
— Как я понимаю, средства на спорт идут из прибыли объединения. Не считают ли его работники автоспорт лишней для себя обузой!
— К счастью, нет. Скажу больше: в коллективном трудовом договоре даже есть пункт, по которому гонщик, ставший призером чемпионата, получает право на внеочередное приобретение личного автомобиля из фонда предприятий. Ни у кого это не вызвало возражений. Да и расходы мы соизмеряем с доходом объединения, который в нынешнем году составит около 40 миллионов рублей, а оборот капитала почти миллиард. Кстати, мы поддерживаем не только автоспортсменов. Проводим и футбольный турнир. Наша хоккейная команда побеждала в столичном первенстве трудовых коллективов. На это тоже нужны средства. Но ведь ни одной же работой живет человек. Мы понимаем, что со стороны никто не придет организовать наш досуг, делать жизнь интереснее. И вполне естественно, что на таком предприятии, как наше, чисто автомобильного профиля, в понятие «интересней» входит и автоспорт. Побывали бы вы на наших состязаниях на личных автомобилях, где и участники, и организаторы, и судьи — все работники нашего объединения. Да что там говорить, вы же, наверно, видели наши «фирменные» зимние гонки в Крылатском с участием сильнейших столичных спортсменов. Приезжают семьями. Каждая из станций техобслуживания нашего объединения учреждает свой приз.
— Семен Николаевич, до сих пор ваши спортсмены отличались в кольцевых и зимних трековых гонках, в автокроссе. Каковы, как принято спрашивать, планы на будущее?
— Трудности, которые переживает спорт, заставляют нас переориентироваться. Главные силы сосредоточить на более доступном и перспективном автокроссе, где у нас в общем-то неплохие традиции. Здесь надежды мы возлагаем на перспективного гонщика Романа Колесникова. В этом году он впервые стартовал в чемпионате СССР на багги международного класса 1600 см3 и стал бронзовым призером. На «кольце» же планируем свернуть выступления на гоночных автомобилях. А на спортивных, видимо, выйдет на старт Александр Алексейченко. Но лишь он один. Ныне выиграть у Волжского автозавода, где на порядок выше, чем у нас и других, можно готовить технику, нереально. К сожалению (хотя хотел бы ошибиться), по этой причине интерес к союзному первенству на легковых автомобилях группы А будет падать. Именно поэтому наш наиболее перспективный гонщик на «кольце» Владимир Журавлев пересел за руль раллийной «Самары». В одном экипаже с Алексейченко он уже попробовал силы на международных соревнованиях в Бельгии.
— Признаюсь, никогда не думал, что в авторалли проще обойти заводских гонщиков. Да и затрат на обеспечение экипажа понадобится гораздо больше, чем на «кольце»...
— Немалую роль в таком выборе сыграло желание самого гонщика. Разве можно не принимать этого в расчет? А в перспективе есть у нас идея о покупке зарубежной раллийной машины. Ведь теперь на ней можно будет стартовать и в одной из зачетных групп чемпионата страны. Впрочем, не будем забегать вперед — пока зто планы на будущее.
— Мы говорим с вами о планах на будущее, а между тем все чаще приходится слышать, что, мол, автоспорт — дело дорогое и нам при сегодняшней бедности он не по карману. Дескать, не стоит ли подождать лучших времен?
— В том-то и дело, что мы не настолько богаты, чтобы остановиться и разваливать даже то немногое, что имеем. Разрушить просто. А каково возродить? И можно ли? Ведь уйдут люди, нарушится преемственность, традиции, связи. Сколько будет утеряно опыта, знаний. А главное, станем ли мы при этом жить лучше? Решим ли хоть одну из проблем в стране? Уверен — нет. А вот жизнь наша без автоспорта, который приносит радость многим, станет еще беднее. В том-то и дело, что пора строить, а не разрушать.
Беседу вел С. Осокин Фото В. Князева
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991