— Ну, ко мне этот упрек не относится. Я с юношеских лет занимался мотокроссом, спидвеем. Был чемпионом России и бронзовым призером первенства СССР по мотогонкам на льду, выступая за армейский клуб. Так что знаю проблемы спорта не понаслышке.
— Из армейского спорта вы перешли, как говорится, в систему ДОСААФ, где дослужились до высокого поста заместителя начальника Управления технических и военно-прикладных видов спорта.
И вдруг по своей воле перешли в Центральный клуб — вроде бы спустились на ступеньку ниже по административной лестнице. Чем пришлась не по нутру столь престижная должность!
— Честно говоря, по складу характера работа в управлении мне не очень подходила. Слишком много там бумаг, часто лишних, малозначительных. Знаете, направил письмо — ждешь ответа У меня же душа больше лежит к чему-то более конкретному, живому. К тому же раньше я уже работал в ЦАМКе заместителем по технической части, потом по спорту. Уже тогда у меня появлялись идеи, как перестроить его деятельность. Все это и определило мой выбор.
— Может быть, в таком случае спортивное управление вообще некая отжившая структура!
— Я вижу управление в качестве координирующего органа с небольшим штатом. Скажем, автомотоспортом, на мой взгляд, занимаются два человека — не больше. И решать они должны не текущие, а перспективные вопросы развития спорта, не вязнуть в мелочах.
— Олег Павлович, вернувшись год назад после перерыва в ЦАМК, каким вы нашли клуб!
— Ну, я бы не сказал, что, работая в управлении, находился в неведении относительно положения дел в клубе. И меня, признаюсь, всегда удивляла безынициативность, стремление работать только по планам и инструкциям, как говорится, от сих до сих. Имея солидную материальную базу — только автомобилей в клубном гараже около сотни,— ЦАМК практически не вел никакой хозрасчетной деятельности. Что дадут свыше, то и ладно — техническая база не наращивалась. По нынешним временам это непозволительная роскошь. Может быть, не за горами то время, когда придется рассчитывать только на свои силы. Конечно, мы специально не будем отказываться от централизованного финансирования, но, кто знает, что ждет нас впереди, ситуация меняется стремительно.
— И как же вы собираетесь пополнять казну клуба!
— Планов немало. Скажем, создать совместно с американской фирмой «Дюпон» хозрасчетный цех по покраске кузовов легковых автомобилей. Собираемся открыть мастерскую по обслуживанию личных машин. Доходы от этой деятельности пойдут на спорт. Мы уже сформировали специальный коммерческий отдел, который занят поиском спонсоров, выгодных контрактов, организацией коммерческих соревнований. Заручились поддержкой крупных отечественных предприятий — «Светотехника» из Саранска, НИИШП. Черкесское производственное объединение «/у\онолит» взяло на себя заботу о сборной страны по спидвею, «Запорожтранс-форматор» помогает нашим автокроссменам. Есть у нас спонсорские контракты с зарубежными фирмами: «Каст-роль», «Мотюль», «Бриджстоун». Не так давно подписали соглашение с японской «Мицубиси» и «Сов интерспортом» о проведении ралли-рейда «Париж—Пекин» в 1991 году. Все хлопоты по организации соревнований на территории нашей страны берем на себя.
— Выходит, клуб занялся и внешнеэкономической деятельностью. Не перебегаете ли вы тем самым дорогу «Совтехноспорту» — подразделению ЦК ДОСААФ, которое специализируется в этой сфере!
— С точки зрения юридической, клуб и СТС ничем не отличаются один от другого. И мы и они имеем валютный счет и соответствующее разрешение для выхода на зарубежный рынок. Вот только сотрудники «Совтех-носпорта» менее искушенны в самом автомотоспорте. Из-за этого порой принимаются непродуманные решения. Вот пример — соглашение о проведении в минувшем году ралли «Москва — Владивосток», или «Мовлад», которое так и не состоялось. Те, кто заключал контракт с зарубежными партнерами, просто не представляли себе всей трудности организации такого рода соревнований. К тому же у самого СТС нет ни сил, ни средств для проведения столь масштабного мероприятия. Значит практическая сторона дела была бы все равно поручена нам. Но клуб может обойтись и без посредников.
Еще одна немаловажная деталь. У нас уже давно налажены связи в мире зарубежного спортивного бизнеса, нас знают. А «Совтехно-спорт» на этом рынке пока новичок. Между тем в коммерции личные контакты, согласитесь, играют не последнюю роль. Я бы посоветовал СТС искать приложение сил не там, где уже другими проторены тропинки.
— Автомотоспорт — дело дорогое. И при всех ваших усилиях в ближайшем будущем вряд ли удастся заработать столько денег, чтобы этого хватило в достатке на все виды. Может быть, стоит определить приоритетные дисциплины — те, где советские спортсмены с наибольшим успехом смогут выступать на международной арене!
— Вопрос, что называется, в точку. Мы действительно собираемся как бы разделить все виды на три категории. К приоритетным, как вы их назвали, будут отнесены те, где уже достигнуты впечатляющие победы или где успехи вполне реальны при соответствующей финансовой поддержке. Это, например, мотогонки на льду, спидвей, мотобол, автокросс, картинг. Другое дело, скажем, авторалли. Ясно, что всерьез рассчитывать здесь на призовые места в чемпионате мира не приходится. Зато именно этот вид спорта может здорово помочь зарабатывать валюту.
Я уже упоминал контракт с «Мицубиси». Наконец, те некоммерческие виды, в которых достижение высоких результатов весьма проблематично. Во всяком случае пока. Например, триал, мотомногодневка, авто- и мотокольцевые гонки.
— Получается, что ведущим нашим спортсменам в этих видах спорта и рассчитывать не на что!
— Поймите правильно: мы не собираемся, как говорится, закрывать вовсе эти дисциплины. Но содержать здесь мы сможем одного-двух перспективных спортсменов. Увы, по одежке протягивай ножки.
— А не стоит ли передать заботы о таких видах, скажем, заводам или другим заинтересованным организациям! Тем более, что опыт подобного сотрудничества у ЦАМКа есть. Взять к примеру автокросс на легковых автомобилях, который сейчас не без успеха развивается за счет средств ВАЗа и в меньшей степени АЗЛК.
— Я считаю, что сотрудничество с заводами только на пользу. И мы строим его на четкой договорной основе. К примеру, клуб уже заключил соглашение с Ирбитским мотозаводом и ВНИИ-мотопромом о совместной подготовке сборной страны по кроссу на мотоциклах с коляской. ЦАМК закупит импортные двигатели, а наши партнеры взялись изготовить экипажную часть. Заинтересован в развитии мотомногодневки Ижевский завод. Кстати, новый многодневный ИЖ получился очень неплохим. Выступая после долгого перерыва на шестидневке ФИМ, все наши ИЖи дошли до финиша. Это несомненный успех. Словом, клуб будет помогать всем, кто искренне заинтересован работать на спорт, на престиж страны. Но не тем, кто занят поисками личной выгоды, желая прикрыться флагом национальной сборной. Увы, и такие примеры тоже есть.
— Вы говорили о приумножении материальной базы клуба, но ни словом не обмолвились собственно о спортивных объектах. Их как не было у ЦАМКа, так и нет...
— Что ж, тут спорить не приходится. Все верно. Конечно, у Центрального клуба своя спортивная база должна быть. Ее создание — одна из главных наших задач. Мы собираемся взять на себя содержание городского карто-дрома, который оказался в плачевном состоянии. Будем его реконструировать. Поблизости от Зеленограда, где расположен наш клуб, планируем создать трассу для мото- и автокросса. Подобное сооружение строится с нашим участием и в подмосковном Подольске. Есть у меня сокровенная мечта — возвести в городе стадион с искусственной ледовой дорожкой, где можно было бы проводить соревнования по спидвею зимой и летом по мотоболу.
— Между тем пока нередко приходится слышать разговоры о том, что Центральный клуб, мол, не больше, чем автохозяйство, обеспечивающее транспортом выезды сборных команд.
— Те, кто так говорит, вольно или невольно оскорбляют тренеров сборных страны и России, которые работают в нашем клубе и отдают всю душу любимому делу. Стоит ли объяснять, как нелегок тренерский хлеб. Ведь у нас сегодня наставник сборной, увы, это и «доставала», и «толкач», и «писарь». Чем только не приходится заниматься ему. Я уж не говорю о том, что многие из них больше полугода проводят в командировках.
Но вообще-то, думаю, что ЦАМК должен стать настоящим клубом в изначальном смысле этого слова. Уже есть и проект устава такого клуба, членом которого мог бы стать любой желающий. Для этого надо будет лишь заплатить годовой взнос.
— Любопытно, какими правами будут пользоваться члены клуба!
— Вместе со значком и удостоверением они получат право бесплатного посещения соревновании, проводимых ЦАМКом, при желании участвовать в работе совета клуба. Думаем устроить прямо в нашем здании кафе, где бы любители спорта могли общаться друг с другом, побеседовать с тренерами, гонщиками, посмотреть видеозапись различных состязаний. И наконец, члены клуба смогут вне очереди пользоваться нашей станцией техобслуживания, отремонтировать свои личные автомобили.
— Ничего не скажешь, заманчивая перспектива. У меня хоть и нет своего автомобиля, обязательно стану членом такого клуба.
— Милости просим. Будем рады видеть у себя всех почитателей автомотоспорта.
Вел беседу С. Нечаюк
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991