Поводом пригласить Георгия Суркова на нашу гостевую трибуну послужил не только его профессионализм. Дело в том, что Сурков — один из немногих ведущих спортивного раздела программы «Время», кто всерьез занимается моторными видами спорта. Вот мы и решили поговорить с человеком, от которого зависит, будет ли наконец удовлетворен интерес телезрителей — любителей авто- и мотогонок.
— Георгий Анатольевич, наверное, уже трудно припомнить, когда впервые в журналистской практике вам пришлось столкнуться с автомотоспортом?
— Напротив. Такое не забывается. Готовилось международное ралли «Русская зима», и к нам на телевидение пришло письмо с просьбой сделать получасовой сюжет. Как ни странно, поручили это дело именно мне, человеку, не имевшему ни водительских прав, ни, естественно, автомобиля, а самое главное — не представлявшему вообще, что такое ралли и с чем его едят. Обосновались мы со съемочной группой в мотеле «Солнечный» вместе со спортсменами примерно за неделю до старта. Начали снимать тренировки. И так увлеклись, что Владислав Микоша, оператор, с которым я работаю и по сей день, истратил еще до соревнований аж 1000 метров пленки. По времени это примерно полуторачасовой фильм. Забегая вперед, скажу, что в эфир оттуда мы взяли, может быть, минуту, а то и меньше.
Главная работа началась во время самой гонки. Я разослал на разные скоростные участки несколько бригад, каждая из которых отсняла свой десятиминутный сюжет. Кому-то повезло — попал на интересное место, кому-то не очень, важно, что в результате мы получили полную картину событий плюс один просто сногсшибательный эпизод. Представляете, из поворота вылетает машина тогдашнего лидера сборной СССР Владимира Гольцова, цепляет сугроб, переворачивается и на крыше скользит прямо под ноги оператору. Зрители выскакивают на трассу и пытаются поставить машину на колеса. У них долго ничего не получается... В этот момент, не тратя время зря> штурман Володи старается собрать разлетевшиеся по всему салону свои бумаги. В конце концов автомобиль оказывается в нормальном положении — колесами вниз (хотя тогда я уже стал сомневаться, что для ралли это нормальное его положение). Как ни в чем не бывало запускается двигатель, а через секунду Гольцов уже скрывается за следующим поворотом.
И этот почти десятиминутный отрывок сохранился полностью в фильме, которым не грех было и похвастаться перед коллегами. На монтаж сбежалось полтелевидения. Три раза мы выходили в эфир, а чуть позже получили третий приз на международном фестивале телевизионных спортивных программ в Швейцарии. Правда, Владимир Гольцов год со мной не здоровался — он, пожалуй, был единственным, кому наш фильм не понравился.
— Такая удача могла, наверное, повлиять на вашу специализацию. Вам не хотелось все бросить и заняться только автоспортом?
— Ну это было бы, мне кажется, чересчур. Бросить лыжи, биатлон, греблю... Страшно даже подумать. Однако именно тогда я понял, что и без автомобиля мне не жить. Очень скоро, получив несколько чудотворных уроков вождения у Николая Больших, я сдал экзамен, получил права и летом всей семьей уехал отдыхать в Прибалтику. А через десять лет даже стал участником ралли журналистов...
— ...Которые, к величайшему сожалению, очень мало уделяют внимания моторным видам спорта. Кстати, упрек этот во многом касается и телевидения. Честное слово, трудно понять, когда на экране мелькают сюжеты о каких-то третьестепенных соревнованиях, в то время как проходит интереснейший этап чемпионата мира в формуле 1 или ралли «Париж — Дакар». Трансляции с них по западному телевидению идут часами, а у нас, дай Бог, телерепортаж в 30 секунд в программе «Время».
— Не привык отвечать на вопрос вопросом, но что делать,если по-другому нельзя. Первое — кто будет платить за трансляции из Монте-Карло или Австралии? А это стоит очень дорого, аккредитация — еще дороже. Второе — показ соревнований, что проходят у нас, тоже, хоть пока в рублях, стоит прилично (аренда съемочного оборудования, монтажных и прочее). Третье — и самое главное — очень остро стоит проблема журналистских кадров, которые бы могли заниматься моторными видами постоянно и, конечно, профессионально.
— Так что, в ближайшем будущем нам всерьез об автоспорте на телевидении и не мечтать?
— Почему? Мечтать можно. Вспомните шум, поднятый вокруг строительства супертрассы для кольцевых гонок в 'Москве. Тогда фирма из Лихтенштейна «Дорна» вроде бы готова была горы свернуть. Естественно, фирмачи побывали и на ЦТ. Предлагали предоставить любые фильмы и программы с условием размещения рекламы; на каждый час восемь минут. Не сговорились... Посчитали — дорого.
Если интересует лично моя позиция, то я давно вынашиваю идею создания первой спортивно-технической передачи. Называться она будет «В мире моторов» и охватывать самые популярные моторные соревнования: тут и наземные,и водные «формулы», кроссы и ралли — в общем все, что так или иначе связано с техническими видами спорта.
— Протягивая будущей передаче руку, гарантируем от журнала «Автомотоспорт» всяческую поддержку и творческое сотрудничество. Было бы только поменьше противников среди больших шефов ЦТ. Кстати, а как Леонид Петрович Кравченко относится к вашей идее?
— В былые времена, при Кравченко же, на телевидении препятствий такого рода передачам и я не припомню. Потом ведь есть серьезная аргументация в защиту этой спортивной темы на ТВ: количество положительных откликов на трансляции тех же этапов формулы 1 из Венгрии, с Хунгароринга, — 150 писем на разовую программу. Для сравнения, в «футбольное обозрение» приходит 400—500 за месяц.
— Георгий Анатольевич, ну вот так, положа руку на сердце: авто- и мотогонки весьма и весьма зрелищные соревнования. Можно согласиться, что, скажем, спортивное ориентирование или спортивную рыбалку трудно эффектно подать на экране. Здесь же и краски, и чаще всего захватывающие сюжеты. Неужели нельзя как-то решить денежные проблемы ради такой желаемой сегодня программы?
— Для телевидения — и это не секрет — есть легкие и сложные виды спорта. Все, что можно снять в зале или на замкнутом стадионе,— легко и дешево. Любые же «незамкнутые в пространстве» соревнования так или иначе связаны со многими трудностями. Другое дело, что трудности надо преодолевать и, больше того, насыщать передачу «вкусной», так называемой околоспортивной информацией, которая очень нравится зрителям. Иначе даже самое азартное зрелище настолько приестся, что и смотреть никто не будет. Возьмите историю с фигурным катанием. Люди собирались у телевизоров семьями и часами не отрывались от экрана, в секции фигурного катания пришли миллионы детей.
А сейчас бум прошел. Почему? Потому что не дали программе никакого развития. Как двадцать лет назад показывали, так и показывают сейчас. Припоминаю, как однажды на чемпионате мира по гребле в Австралии вместе с Владиславом Микошей мы четыре вечера не могли пойти поужинать, потому что по телевизору анонсировали очередной этап формулы 1. То, действительно, было шоу. Зрительский азарт за неделю «подогревали» всевозможными способами.
И хотя в тот же самый уик-энд мы должны были работать на гребле, Владислав всерьез уговаривал меня все бросить и ехать снимать на трассу в Аделаиду. Вот так должно подаваться каждое спортивное событие.
— Кто же против этого? Давайте начнем хотя бы с пропаганды внутрисоюзных соревнований.
— Знаете, в чем разница между пропагандой и рекламой? Пропаганда — слово бесплатное. Прошли те времена, когда мы жили на дармовщинку. Теперь за все надо платить, а значит искать спонсоров, рекламодателей, выражаясь на спортивном сленге — «богатых пап». Кстати, дело отнюдь не безнадежное. Возьмите прошедшее ралли «Ялта-90». «Совтехноспорт» заключил с нами договор, все оплатил, предоставил вертолет для съемок, и мы, со своей стороны, работали засучив рукава: днем снимали, ночью монтировали и оперативно выходили в эфир. В нынешнем году, я надеюсь, все будет еще лучше — попробуем устроить из «Ялты-91» настоящий праздник.
— Заканчивая наш разговор на такой оптимистической ноте, по обыкновению надо было бы пожелать вам творческих успехов. Но редакция вместе со своими пожеланиями хотела бы сделать, похоже, самому занятому спортивному комментатору один памятный подарок. Мы возвращаем вашу шапку-ушанку, потерянную на съемках ралли «Русская зима», как раз в тот год, когда вы впервые столкнулись с автомотоспортом. Ее бережно сохранил бывший работник Центрального автомотоклуба, а ныне наш корреспондент. Хотелось бы, чтобы у вас и впредь было такое желание работать на автомотоспорт, что не грех и шапку потерять.
Беседу вел С. НИКОЛЬСКИЙ
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991