— Во-первых, мы сумели пройти процедуру официальной регистрации в министерстве юстиции России, сформировали рабочий орган — совет, в составе 11 человек, а также ряд комитетов РАФ. А главное, в короткий срок да еще в нынешних сложных условиях нам удалось составить и утвердить календарь чемпионатов и кубков России по автоспорту
— У любителей спорта на памяти долгие споры вокруг создания российского футбольного союза, когда за право взять под свое крыло отечественный футбол спор вели сразу три организации. Были ли конкуренты у инициаторов создания РАФ?
— Тех, кто бы хотел взять на себя ответственность за судьбу российского автоспорта, не было. Зато объявились желающие по-прежнему командовать тренерами, спортсменами, клубами. Очень уж не хотелось выпускать власть из рук чиновникам от спорта в бывшем ДОСААФ и функционерам прежней ФАС СССР, которая, кстати, никогда не была официально зарегистрирована, не имела даже своего расчетного счета. А ныне вообще никого не представляет.
— Простите, но ведь и ваши оппоненты могут настаивать на том, что именно создатели РАФ рвутся к власти. Что придает вам и вашим коллегам уверенность в своей правоте?
— То, что мы во всем следуем закону и при этом нас широко поддерживает спортивная общественность. На нашу учредительную конференцию, например, собрались 139 делегатов из 39 территорий, большинства автозаводов. Все они были избраны от своих коллективов и имели поручение признать за создаваемой федерацией соответствующие права и полномочия. Был на той конференции и председатель ФАС СССР господин Коновалов. Кстати, именно при его участии создавался оргкомитет РАФ. Он, а не кто-нибудь другой объявил в своем выступлении на конференции нашу федерацию единственной законной спортивной властью на территории России. Но вдруг в начале нынешнего года тот же Коновалов собственноручно подписал депешу в адрес ФИА, в которой настаивал на передаче всех полномочий бывшей ФАС СССР... бывшему Центральному автомотоклубу ДОСААФ СССР. Почему ЦАМКу? Кто уполномочивал Коновалова принимать такое решение! Во всяком случае, не Российская автофедерация. К слову, и я, как вице-президент бывшей ФАС СССР, не слыхивал, чтобы этот вопрос открыто обсуждался на президиуме. Так у всех за спиной несколько человек решили прибрать к рукам российский автоспорт.
— Надо полагать, вы и ваши коллеги не собираетесь, что называется, командовать?
— Ни в коем случае! РАФ — это законодательный орган. Своего рода спортивный парламент. Его дело — разработка нормативных документов, выработка стратегии развития отечественного автоспорта, поиск партнеров для проведения в жизнь различных целевых программ, координация работы спортивных организаций России.
— В таком случае, кто же может стать членом РАФ?
— Любая организация, действительно имеющая отношение к спорту, туризму или, скажем, занимающаяся проблемами экологии,— ведь мы не чисто спортивная, но в широком смысле автомобильная федерация. Это так называемые коллективные члены РАФ. С ними в основном и будет взаимодействовать совет федерации. Они же, в свою очередь, вольны выбирать любую форму ре боты со своими индивидуальными членами. К слову, из взносов коллективных членов будет главным образом формироваться бюджет РАФ.
— Намерена ли федерация финансировать из своих фондов проведение соревнований? Тех же чемпионатов России.
— Только в крайнем случае и в самых минимальных пределах. Другое дело, что РАФ может помочь организаторам найти спонсоров, рекламодателей. Кстати, все чемпионаты России нынешнего года будут проводиться за счет конкретных организаторов. Например, этапы раллийного первенства совмещены с традиционными российскими ралли. Думаем, это одновременно поднимет и престиж местных состязаний.
— Интересно, сохранятся ли в привычном виде национальные сборные России?
— Очевидно, нет. Любой спортсмен достаточно высокой квалификации, купив международную лицензию, сможет выступать за рубежом. Если, конечно, у него или у его клуба найдутся на это средства.
— Но ведь есть и командные чемпионаты Европы. Например, в кроссе, где мы не без успеха выступаем. Кому как не национальной федерации заботиться об обеспечении российской сборной?
— Разумеется. Но мы, скорее всего, пойдем по пути заключения соглашений с наиболее сильными командами, занимающимися тем или иным видом спорта, о совместной подготовке национальных сборных.
В прежние годы большинство спортивных автомобилей в стране распределялось из фондов ЦК ДОСААФ СССР. Кто теперь возьмет на себя эти хлопоты?
— Надо свыкаться с мыслью, что ныне никаких фондов на спорт не будет вовсе. И распределять просто будет нечего. Но, думаю, наиболее сильным гонщикам мы найдем возможности помочь.
— Как вы относитесь к идее проведения чемпионатов СНГ?
— Я против того, чтоб замыкаться лишь в рамках Содружества. Мне больше по душе идея проведения восточноевропейских кубков наподобие прежних Кубков дружбы с участием не только бывших союзных республик, но и восточноевропейских стран. Ведь уровень подготовки гонщиков и техники в наших государствах очень близок, мы развиваем похожие классы и формулы. К слову, на конгрессе ФИА в конце минувшего года готовность сотрудничать в этом направлении высказали представители Польши, Болгарии, Чехословакии.
— Уже прошло два чемпионата России нынешнего года. Увы, ни на одном из них победителям не вручались медали...
— Новых медалей пока еще нет. Но мы ни в коем случае не останемся в долгу перед спортсменами. Думаем вручать медали призерам всех чемпионатов России раз в году после окончания сезона. Причем обставить эту церемонию собираемся как можно торжественнее с привлечением телевидения, приглашением спонсоров, представителей автозаводов.
— Андрей Андреевич, вы не только президент РАФ, но еще и главный редактор журналов «За рулем» и «Автомотоспорт». Может статься, что нам, журналистам, придется критиковать вашу работу как президента или ваших коллег...
— Честно говоря, вы меня и как главного редактора частенько критикуете. Тем не менее даю слово, что никакого противодействия с моей стороны не будет.
Беседу вел С. Нечаюк Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992