Обычно спортивные комиссары дают интервью неохотно: не положено предвосхищать свое мнение о турнире, которое он должен изложить в докладе трековой комиссии ФИМ. Но для разговора с ним мы избрали более общую тему о дальнейшей судьбе мирового мотобола, и, наверное, поэтому для корреспондента АМС он сделал исключение.
— Господин Боомен, каковы, на ваш взгляд, перспективы развития мотобола&
— Очень сложный вопрос. Начну с того, что в 1986 году, когда Москва принимала участников первых Игр доброй воли, ваши спортивные руководители совершили великое дело, включив в их программу мотобол. Благодаря телевидению с этим видом спорта познакомился весь мир. Честно говоря, мы ожидали последующего всплеска интереса к нему в тех странах, где мотоспорт достаточно развит. К сожалению, этого не произошло. К числу участников чемпионата Европы прибавилась лишь команда Испании, и то ненадолго. В чем причина? На мой взгляд, она в финансовых трудностях. Надеюсь, не обижу вас, если скажу, что гуманитарная помощь, которую сейчас оказывают бывшим республикам СССР многие страны Запада, не означает отсутствие у них собственных проблем. И одна из них — мизерная поддержка государственных структур спорту, тем более такому дорогостоящему, как мотоциклетный. К примеру, у нас в Голландии недавно было не менее двадцати шоссейно-кольцевых трасс. Сейчас осталось только три. Такое же положение с мотокроссом. Клубы, которые имели эти спортсооружения, разорились, не сумев найти спонсоров и заключить выгодные контракты с рекламодателями, телевидением.
Что касается мотобола, то его беды усугубляются тем, что этот вид спорта — удел маленьких городов, поселков, а то и деревень. Средств на существование команды здесь найти еще труднее. Вырученных денег от проданных билетов не хватает для выплаты более чем скромных гонораров мотоболистам, не говоря уже о покупке мотоциклов, экипировке, содержании стадиона. Этим объясняется, что на чемпионатах Европы команды Англии, Бельгии, Испании — редкие гости. Хотя мотобол там жив.
Похожая ситуация и у нас в Голландии. Все наши мотоболисты — чистой воды любители. Мотоциклы и спорт-форму они приобретают на свои деньги, матчи проходят только по воскресеньям. Это обстоятельство, а также скудный выбор сильных игроков — в стране только шесть клубов — объясняют роль аутсайдера сборной команды Голландии на чемпионатах. Завидую белой завистью вашим спортсменам, которые таких проблем не знают, более того, за то, что они играют в мотобол, получают зарплату. Собираясь сюда, все мои соотечественники взяли отпуска, но денег на поездку не хватало. Удалось получить от федерации пятьдесят тысяч гульденов, чтобы оплатить нанятый автобус и ночевку в Польше. К примеру, немцы и французы воспользовались самолетом, что значительно дороже.
— Вы нарисовали такую картину, что впору говорить о кризисе мотобола. Неужели все действительно так мрачно и нет ни единого повода для оптимизма?
— Как ни парадоксально, но надежду дают мне недавние изменения политической карты Европы. С одной стороны, после объединения Германии мы потеряли интересную, самобытную команду ГДР, с другой — распад СССР на отдельные независимые государства сулит нам, наверное, уже в будущем году прибавку в мотобольной семье сборных Украины, Белоруссии, Литвы. Надеюсь, возродится этот вид спорта и в Латвии. Интерес к мотоболу проявляют и в Италии. У меня нет сомнений, что будущие чемпионаты Европы станут более представительными. Жаль только, что мои соотечественники, видимо, не попадут на турнир в группе сильнейших. Сообщу также приятную новость: достигнута договоренность с президентом ФИМ господином Вассеном о том, что часть средств, получаемая федерацией от датского телевидения за эксклюзивную трансляцию этапов чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, пойдет на помощь развитию мотобола.
— Впервые в истории мотобола игры на чемпионате Европы в Видном проводились на искусственном резино-битумном поле. Каково ваше мнение о таких полях?
— Честно говоря, еще перед началом чемпионата я больше всего опасался множества травм у спортсменов и того, что гости, никогда прежде не игравшие на таком жестком покрытии, не смогут привыкнуть к необычным условиям. Но страшного не произошло. Уже в первом матче Россия—Германия немцы ни в чем не уступали хозяевам, а в технике езды даже имели некоторое превосходство. Я убедился в практичности резинобитумных полей, длительное время они не нуждаются в тщательном уходе. Хотя, признаюсь, скептически отношусь к перспективам их широкого распространения. Сооружение их очень дорого, и такую роскошь, думаю, могут себе позволить не более двух самых состоятельных клуба Германии.
— Господин Боомен, как член трековой комиссии Международной мотоциклетной федерации, арбитр высшей категории, вы часто ездите по различным странам. Это общественная работа, а основная!
— Я один из президентов голландской автомобильной фирмы ДАФ. Занимался, например, подготовкой наших автомобилей к участию в ралли-рейдах типа «Париж—Дакар».
— И последний вопрос: ваша сокровенная мечта?
— Я возглавляю в ФИМ рабочую группу представителей тех национальных федераций, которые культивируют мотобол, и ко мне поступает вся информация о каждом чемпионате. Ваша страна не раз проводила первенства Европы, и, говорю с полной уверенностью, вы бесспорные лидеры не только по игре, но и в организации мотобольных турниров. Я мечтаю, чтобы будущие устроители чемпионатов брали с вас пример, а уровень мастерства всех команд был сродни русскому.
Беседу вел Б. Логинов. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992