— В моем случае ничего похожего. Моя страсть к Ф1 неизменна. Обстоятельства заставили меня на время расстаться с ней. Однако уже тогда я ни минуты не сомневался, что вернусь. Мне теперь кажется, что этого перерыва и не было вовсе.
— С того мгновения вы стремились сесть за руль «Вильямс-Рено»?
— Речь не шла о какой-то стратегической цели. Жизнь — не шахматная партия. Если я усаживаюсь в кресло гоночного автомобиля— значит его владелец этого хочет. Что касается меня лично, то я решил, что это непременно будет либо «Вильямс», либо «Мак-Ларен».
— Сейчас вы выглядите словно испорченный ребенок, пристроенный по блату на теплое местечко. «Вильямс-Рено» бросил к ногам Проста ковер из роз, чтобы вы заполучили в руки титул чемпиона мира 1993 года.
— Я не понимаю, как можно так думать й тем более писать. У моей команды есть хозяин — Фрэнк Вильямс. Все решает он. Начиная с 1982 года я разговариваю с Фрэнком по телефону раз в месяц точно, если не каждую неделю. Вот уже 10 лет, как он держит для меня дверь открытой. У меня нет ощущения, что я посторонний в его команде. В 1991 году в конце ноября, после моего разрыва с «Феррари», Вильямс позвал меня к себе в тот же день — об этом я никогда прежде не рассказывал — и сказал, что готов держать для меня место, если будет возможность, уже в 1992 году. Я никого не насиловал, подписав контракт с «Вильямсом».
Конечно, я имел контакты с «Рено» и ЭЛФом, что вполне нормально. Но у меня не было необходимости в их покровительстве. Неверно полагать, что спонсор может протолкнуть своего подопечного в серьезную богатую «конюшню», такую, как «Вильямс», предприятие, где работает 200 человек. Главная цель Фрэнка — выиграть чемпионат мира, а не заработать деньги. Я же никогда бы не решился подписать контракт с командой, в которой не хотели бы работать со мной. После того, что я пережил в «Феррари», я хочу на этот раз попасть в спокойную обстановку.
Говорят, для того, чтобы оказаться в «Вильямсе», я занимался интригами... Утверждать такое, значит не понимать мир формулы 1. Нельзя усесться за руль, не имея за душой мастерства и технических навыков самого высокого уровня. В этой истории я ни у кого не украл чье-то место.
— Поговорим о Мэнселле. Ален Прост настаивал на уходе британского чемпиона мира?
— Сам факт того, что Мэнселл объявил о своем уходе, зачитав коммюнике, заготовленное заранее, а уже три дня спустя все узнали о его контракте в американском чемпионате, говорит за то, что решение британца было принято давно и осознанно. Это всех оправдывает. «Рено» и Фрэнк Вильямс сделали все, чтобы удержать Мэнселла, я удивлен, что их пытаются атаковать с этой стороны. В минувшем сезоне они все пустили в дело, чтобы он стал чемпионом мира, а впоследствии остался и в 1993 году. Я всегда говорил, что согласен ездить вместе с Мэнселлом. Я был даже готов уступить часть моего гонорара, чтобы Найджелу заплатили больше. То, в чем сейчас меня пытаются обвинить, невероятно. А говорить, что Мэнселл покинул «Вильямс» ради денег — неправда.
— Выходит, Мэнселл ушел, не желая работать рядом с Простом?
— Возможно. Кто знает? Помнится, когда мы вдвоем ездили за «Феррари», я постоянно был впереди него и в итоге набрал вдвое больше очков. В начале сезона-92 я как-то прочел в прессе: «Мэнселл наложил вето на приход Проста в «Вильямс». Потом сам Мэнселл заявил: «Не хочу видеть Проста в моей команде». Впрочем, Мэнселл быстро меняет свое мнение. Я же, повторяю, был готов ездить рядом с ним.
— Что касается вашего сотрудничества с Сенной. Тут уже вы наложили вето?
— Все было не так. Невозможно видеть Проста и Сенну в одной «конюшне». Кстати, Рон Деннис, хозяин «Мак-Ларена», в течение года несколько раз предлагал мне вернуться к нему. На место Сенны. Это для информации. Так что и Деннис не представляет себе, что мы можем ездить вместе.
Как можно рассчитывать на спокойную атмосферу, пригласив в одну команду Сенну и Проста? Между тем мы делаем очень точную техническую работу. Она требует сосредоточенности. Это выше личностей Проста и Сенны: в формуле 1 нельзя иметь в одной команде двух таких пилотов, как мы. Это дестабилизирующе действует на коллектив. По правде говоря, я в один момент сказал себе: «После всего, что произошло между нами, может быть, все-таки я смогу снова ездить с ним вместе». Потом, поразмышляв над чисто техническими проблемами, а также о том, какой шум поднимет пресса, я решил: «В таком случае лучше остаться дома» Фрэнк принял решение в мою пользу, причем я никак не обнаруживал к тому времени своего отказа выступать вместе с Сенной.
— Тем не менее о вас идет спава как о неуживчивом человеке. Вы покинули «Рено», «Мак-Ларен» и «Феррари» со скандалом...
— Это неправда. С «Рено» мы немного «поссорились», но это продолжалось недолго. С «Мак-Лареном» не было проблем. С «Хондой» — да. Когда они Стали покровительствовать Сенне. «Феррари»? Через неделю после моего ухода те, кто настаивал на этом, изменили свое мнение. И даже просили меня вернуться. Я бываю недоволен, когда «конюшня», мотористы плохо работают. Я спортсмен и хочу побеждать. Однако никогда не веду бесполезных разговоров, вмешиваюсь только, когда речь идет о технических вопросах, чтобы дело продвигалось вперед.
— Создается впечатление, что ваш»: новые хозяева — «Вильямс», «Гено», ЭЛФ решили оставить вас в одиночестве — некоего отрицательного героя очередной саги формулы 1...
— На меня часто вешают различные ярлыки.
— В данном случае ярлык злодея.
— Ярлык «шустрого политика». Кто бы мне объяснил, что такое «политика» в формуле 1.
— Вы могли бы относиться к этому с юмором..
— Нет. Я принимаю все близко к сердцу и не могу этим забавляться. Допускаю, что перед лицом этих сбивающих с толку атак я выгляжу неловко.
— Мэнселл ушел, если еще и Сенна не поедет в следующем сезоне, вас будут считать ответственным за ослабление состава участников формулы 1.
— Три года назад Сенна заявил, что хочет выступать за «Вильямс» Однако остался в «Мак-Ларене», а его поведение заставило Вильямса тогда дать от ворот поворот Алези, которого Фрэнк собирался пригласить. Если Сенна уйдет, это его дело.
— Ваши скандалы снимают блеск с имиджа Проста. Вас это печалит!
— Меня ранит эта несправедливость.
— Как вы считаете, «Мак-Лапен получит в будущем году мотор «Рено»?
— Не знаю. По правде сказать, мне все равно. Я выступаю за «Вильямс».
— Вы бы хотели, чтобы ваш товарищ по команде был оолее податливым, безобидным и Прост оказался один впереди?
— Вы меня, наверное, плохо поняли. Повторяю, я никого не выбираю себе в партнеры. У меня ни с кем из пилотов, кроме Сенны, нет никаких проблем. Кстати, думаю, Мэнселл победил бы Сенну, выступай тот на «Вильямсе». Проблема в том, что эти склоки портят мне удовольствие от езды. Если бы в одной команде со мной был Сенна, то я не смог быть до конца счастлив.
— Теперь за вами будут наблюдать, сравнивая с Мэнселлом, с Сенной...
— Меня это не тревожит.
— Как только вы сели за руль «Вильямса», сразу начали кри иковать ФИСА. Вы настоящий ворчун!
— Кое-кто считает, что я собираюсь тащить с собой Жан-Мари Балестра. Но он сам заявил, что не намерен возвращаться к руководству ФИСА. Хотя прежде мы вместе с ним немало сделали для безопасности гонщиков. Сейчас все встало. В Эшториле Макс Мосли, новый хозяин ФИСА, уехал с трассы, когда до финиша оставалось еще восемь кругов. И некому было сделать хотя бы простое замечание Бергеру, который отправил Патрезе к облакам Тут я действительно ворчун.
— Деньги правят формулой 1, безопасность уходит на второй план.
— Но это не значит, что надо молчать. Особенно если ты чемпион мира.
— Вам не приходилось манипулировать друзьями-журналистами, чтобы спровоцировать ответную реакцию соперника?
— Никогда. Это очень опасно. Потому что ситуация потом быстро выходит из-под контроля. Мне кажется, я всегда был честен в своих намерениях, но каждый раз получал молотком по голове. Еще я знаю, что в гоночных боксах очень много фальшивых людей: они улыбаются вам в лицо, а за спиной держат кинжал. К счастью, у меня есть семья, дети. По крайней мере они-то меня не предадут.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993