— Грег, в 1991 году о вас говорили: «Быстрый, но сумасшедший».
— Здесь нет ничего удивительного. Прежде я старался ехать быстрее всех, но зачастую превышал собственные возможности. Отсюда падения и травмы. А после падения приходится бороться изо всех сил, чтобы наверстать упущенное, а это рождает новые ошибки и новые падения. Поэтому я решил успокоиться и постараться побольше думать. Удовлетвориться пятым результатом в тренировке, вместо того, чтобы попасть в аварию в борьбе за первое время. Теперь я уже повзрослел и понимаю, что лучше выиграть чемпионат, чем выигрывать этапы.
— А когда мысль стать чемпионом мира впервые пришла вам в голову?
— Когда я стал пятикратным чемпионом своей страны. С восьми лет мы с братом мечтали о мотоцикле. Это считалось высшим шиком, все наши друзья ездили на настоящих кроссовых машинах. И мы в конце концов уговорили отца. В 1985 (мне было тогда двенадцать) и в 1986 годах я выиграл национальный чемпионат в классе 80 см3, в следующем — в 100 см3, а в 1988-м и 1989-м был лучшим в классе 125 см3. Дома я добился всего, что было возможно, поэтому, как только получил приглашение от торгового представителя «Кавасаки» в Бельгии, недолго думая бросил колледж и отправился в Европу. В конце 1989 года я уже ездил суперкроссы вместе с Джеффом Стэнтоном, Дамоном Бредшо, Жан-Мишелем Бэйлем. А ведь они были моими кумирами!
— Почему же вы в таком случае не отправились в Америку, а выбрали Европу?
— А кто меня туда звал? В ЮАР мотокросс — занятие для богатых, то же самое в Штатах. А у меня не было денег, чтобы колесить по Америке. Хотя тамошние трассы больше похожи на южноафриканские — сложные, «технические», они, в отличие от «плоских» европейских, очень быстро отбирают мужчин из мальчиков. Но мне пришлось выбирать не то, что нравится, а то, что предлагали.
В 1990 году, в первом своем профессиональном сезоне, я ездил за того же дилера «Кавасаки». В первом Гран-при, в котором участвовал, в Италии, очков не привез, но уже в Нидерландах был пятым и шестым, а в Чехословакии упал и сломал ногу. К концу того сезона у меня был уже некоторый выбор, хотя по-прежнему — ничего выдающегося. Сильвайн Гебоерс из «Сузуки-Бельгия» не заинтересовался мной. Были предложения о переходе в класс 250 см3, но я не торопился — мне предстояло еще многому учиться.
— А что изменила ваша первая победа в Гран-при, в начале сезона, в Испании?
— Для журналистов это был, думаю, настоящий шок. Но не для меня. Знаете, может кто-то сочтет Альбер-тийна хвастуном, но я просто открытый человек. Душа у меня нараспашку — как у американцев. Так вот, еще перед началом сезона я был уверен, что финиширую в тройке, и даже подумывал о титуле. В начале года у меня была пара аварий, во Франции проколол шину, в Швеции отказала свеча. Все это стоило очков и нервов. Но я все время повторял себе, что смогу быть чемпионом мира, что это мне по силам. Таким образом, я вселял в себя уверенность. И помогло!
— Кто были вашими основными соперниками?
— Педро Трагтер и Дейв Стрийбос. Опасался я только их. Джон ван дер Берк, Ив Демариа, Петер Байрер, Иоаким Карлссон и Таллон Воланд могут выигрывать этапы, но в борьбе за титул они все же не были соперниками.
— Итак, все у чемпиона в прошедшем сезоне было относительно гладко, он всем доволен?
— Действительно, у меня был отличный мотоцикл, хорошая команда. Однако класс 125 см3, к сожалению, очень мало интересует мотоциклетные фирмы. Так, в этом сезоне у нас была отличная подвеска, разработанная самой «Хондой», однако остальные части приходилось покупать самим. А вот в классе 250 см3 «Хонда» снабжает свою команду бесплатно. Так что прекрасно, конечно, что я стал чемпионом мира, но в 1993 году поеду в новом классе 250 см3 — эти соревнования посерьезней: гонщики, реклама, деньги, престиж, все на порядок выше.
— Вы стремитесь попасть в заводскую команду?
— Вовсе нет. Я очень доволен той обстановкой, что сложилась у нас сейчас. И, даже сомневаясь, сможет ли бюджет моего шефа Яна де Гроота выдержать чемпиона мира, я не исключаю, что не променяю мою «Датч JHK/ван Бокхонен» на заводскую команду. Не все решают деньги.
— И все же, раз уж речь зашла о деньгах, разве не манят вас гонорары участников суперкроссов?
— Конечно, в суперкроссе деньги большие. Но и в чемпионате мира они есть, во всяком случае я не жалуюсь. Тут другое дело — забавно гоняться на стадионе перед большой толпой, которую ты развлекаешь хорошим представлением. И мне это очень нравится. Чемпионат мира — это чуточку консервативно. А мне нужно, чтобы от моих прыжков люди сходили с ума, кричали, свистели, срывались с мест. Так что, вполне вероятно, что я попаду в Америку. Только для этого нужно еще подучиться.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993