— Александр, вы бывший раллист, тяжело ли было привыкать к «грузовому кольцу»?
— Признаюсь, многое здесь было мне в диковинку. К примеру, старт с хода. Когда загорается зеленый сигнал светофора, грузовики, и мой ЗИЛ тоже, набирают скорость до ста километров в час за пять с половиной секунд. Тело со страшной силой вдавливается в кресло. Мощная пятитонная машина словно плывет по асфальту. Трудно найти лазейки для обгона. И не только из-за солидных габаритов грузовиков. Как правило, обгон возможен при входе или на выходе из поворотов. Но именно здесь нужно включать подачу воды под давлением через форсунки для охлаждения дисков тормозов. Их температура в этот момент достигает тысячи двухсот градусов. Мгновенно все окутывается плотным паром. Видимости практически никакой. Наверное, со стороны это зрелище очень эффектное.
— Любопытно, люди каких профессий приходят в кольцевые гонки грузовиков?
— Кого тут только нет! Бывшие профессионалы-раллисты, самый именитый из них чемпион мира швед Стиг Бломквист, кольцевики, но больше всего — водителей дальних перевозок, для которых седельный тягач — дом родной. Есть журналисты, даже главные редакторы, предприниматели... Кстати, на втором ЗИЛе, который мы предоставили Крису Ходжу, в минувшем сезоне по очереди выступали Хита Бейлли, она теперь больше занята гонками в третьей формуле, Каролина Хой, инструктор на трассе Брандс-Хэтч, Робби Стерлинг, не раз пробовавший силы в двадцатичетырехчасовых гонках в Ле-Мане Есть среди участников и немецкий барон, но это, как известно, не профессия.
— Много ли зрителей собирают гонки на грузовиках?
— Трибуны всюду забиты до отказа. Кроме того, что само по себе это зрелище захватывающее, организаторы этапов проводят наши соревнования как праздник, с фейерверками и другими шумными атрибутами. Потом, не забывайте, мы выступаем в основном на трассах формулы 1, к которым публика привыкла. Правда, на укороченных их вариантах.
— Расскажите, как сложился для вас прошлогодний розыгрыш Кубка?
— В Англии, где стартовал Кубок, никак не мог привыкнуть к автоматической коробке передач, правая рука все время искала рычаг, которого нет, ноги путали педали. В итоге — «баранка». На втором освоился и из последнего ряда выбрался к финишу шестым. Дальше дела пошли лучше, не раз попадал в суперфинал, в котором разыгрывают призы лучшие гонщики из всех трех классов. Еще большую уверенность почувствовал, когда мой ЗИЛ «обули» в шины «Континенталь». Стал уже наступать на пятки лидерам, подумывал и о четвертом месте в итоговой таблице. Но в Бельгии на предпоследнем этапе случилась беда. В первом заезде, когда я шел третьим, вдруг заклинило двигатель. Естественно, после случившегося мы были обескуражены: в следующее воскресенье старт в Англии на коммерческих гонках, а еще через неделю — заключительный этап в Испании. А запасного двигателя-то нет... Между тем директор бельгийского отделения «Катерпиллер а» (мотор-то хоть и американский, но собирают его в Европе) посоветовал нам спокойно отправляться в Лондон. На третий день, в среду, мы получили там готовый к бою мотор. Оказывается, бельгиец сразу же позвонил в США своему шефу и объяснил ситуацию. Он знал, что в Англию из-за океана на соревнования летят, чтобы посмотреть выступление ЗИЛа, около ста работников «Катерпиллера». Если мотора не будет, поездка теряла смысл. Я, как мог, отблагодарил за заботу: был в своем классе вторым и в суперфинале — седьмым.
На последнем этапе в Испании не рисковал. Шедшего впереди меня на четвертой позиции в общем зачете хозяина трассы Мануэля Сантоса (МАН) обойти уже не мог и поэтому главное внимание уделил немцу Рихарду Хигерманну («Мерседес-Бенц»), который мог отыграть разделявшие нас шесть очков. Я без особых усилий сохранил за собой пятое место.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1993