Асфальтовые дорожки, аккуратные домики казарм, грязно-зеленые штабные "фольксвагены", "мерседесы" с тарелками антенн на крышах, МАНы-топливозаправщики, небольшие таблички: "Внимание! Военный объект. Фотографировать запрещается!". "Шепотом" прокравшись по улицам военного городка, мы выехали наконец на взлетное поле...
Впрочем, не буду больше интриговать читателя — прибыли мы сюда вовсе не по заданию российской разведки. А чтобы своими глазами увидеть, как выступает в чемпионате Германии по автоспорту команда "Гонки для России".
Состязания эти — явление очень своеобразное, с какой стороны ни взгляни. Чемпионаты первенства и кубки в шести-семи классах автомобилей проходят с апреля по октябрь на самых разных трассах Бельгии, Австрии, Голландии и, разумеется, Германии. Среди них знаменитая Спа-Франкоршам, принимающая Гран-при формулы 1, и не менее известные AVUS, Цольдер и Зандфоорт, видевшие великих Фанхио, Аскари, Лауду, Фиттипальди. Но, может быть, самое необычное место проведения этапа немецкого чемпионата — так называемый "Флюгплацреннен Вюнсторф".
Вюнсторф — небольшая деревня, одна из полдюжины таких же аккуратных населенных пунктов, которые и язык-то не поворачивается назвать деревнями, расположенных в нескольких километрах к северо-западу от Ганновера. На ее окраине, укрытый негустым лесочком, обосновался аэродром военно-воздушных сил Германии. Раз в год его рулежные дорожки и взлетные полосы превращаются в трассу для автогонок. А территория военного объекта — в шумный лагерь с многосотенным "местным населением" и тысячными толпами болельщиков.
Нужно сказать, зрелище, действительно, запоминающееся. По площади гоночный палаточный городок значительно превосходит паддок, скажем, формулы 1.
К тому же, в отличие от своего более чопорного старшего брата, он завораживает совершенно непринужденной обстановкой, напоминающей нечто среднее между шумной ярмаркой и днем открытых дверей на кондитерской фабрике.
В субботу и воскресенье, с девяти утра и до пяти-шести вечера по улочкам и полянкам паддока, образованным огромными грузовиками гоночных команд, автобусами поставщиков и организаторов бесчисленными киосками, торгующими разными разностями, вышагивают степенные бюргеры с фотоаппаратами, носятся стайки мальчишек, заглядывающих в любую щель, фланируют обнявшиеся парочки, прогуливаются группы солдат с веселыми и немного недоуменными лицами. Здесь можно вволю насмотреться на гоночные машины, наслушаться леденящего душу воя и утробного рокота спортивных моторов, нащупаться подвесок и коробок, шин и антикрыльев, полуосей и кокпитов. Здесь можно даже напиться пива десятка два разных сортов и наесться сосисок и пиццы (за порядком почти незаметно присмотрят предупредительные полицейские, приветливые военные и строгие служащие немецкого автоклуба). Здесь можно купить все что угодно — от шапочки "Бенеттон" до гоночного автомобиля формулы 3. И наконец тут можно запросто встретить и даже пожелать удачи, попросить автограф или узнать, как дела у Тьерри Бутсена, Ивана Капелли, Эммануэла Пирро, Ханса-Йоахима Штука, Михаэла Бартельса, Джонни Секотто, Марка Зурера, Йоахима Винкельхока, тех самых знаменитостей, лица которых в другое время можно увидеть лишь на жране телевизора да страницах журналов.
Эта шумная карусель захватывает с первых же минут. И все же приехал я сюда не для того, чтобы поглядеть на бывших и настоящих "звезд" автоспорта. Моя цель — "звезда" будущая.
Сергею Леонову повезло с самого начала. Он родился в первый день нового, 1976 года в городе Слуцке Минской области в семье военного и заядлого автомобилиста. В три года папа впервые позволил Сереже взяться за руль, а в шестилетнем возрасте малыш уже вполне сносно управлял отцовским автомобилем. С тех самых пор будущее Леонова-младшего было решено, и в тринадцать лет Сергей пришел в секцию картинга районной СДЮСТШ Москвы (в 1985 году семья переехала в столицу). Так он поступил, можно сказать, в первый автогоночный класс.
Леонов успел стать чемпионом Москвы по зимнему картингу, когда осенью прошлого года совместное предприятие "JAK-Автомобильные технологии" объявило конкурс на участие русского гонщика в чемпионате Германи-ии формулы "Юниор". Предварительный конкурс прошли трое, а весной во Франции состоялись отборочные заезды, где предстояло двоих отсеять. И Леонов покорил экзаменаторов своим водительским мастерством...
— Ничего подобного! — охладил мою фантазию менеджер команды Александр Синкевич. — Нам вовсе не нужен был лихой гонщик. Первое задание было таким — проехать круг на шести тысячах оборотов коленвала. Сергей проехал аккуратно и чисто. Следующий круг — на шести с половиной. Потом — на семи. Леонов дисциплинированно выполнял все, что от него требовали. А другие ребята стремились показать свое "гонщицкое" мастерство.
Вот так. А мне казалось...
— Сергей приглянулся нам сразу, — продолжал Синкевич. — Еще до начала заездов, пока остальные занимались своими делами, он пешочком обошел трассу, поглядел, где что. На следующий день утром — физподго-товка. Я предложил ребятам пробежать кросс. Смотрю, после первого круга Леонов — впереди. Язык, конечно, на плечо, но ничего, бежит дальше. А Алик Акопов пешком идет—зачем, дескать, гонщику кросс?
Такими оказались вступительные экзамены во второй класс. Потом пошли тренировки, гонки...
— Вовсе нет, — Сергей застенчиво улыбается. — Потом я засел за учебник немецкого языка. Да и то — вечерами, в свободное время. Днем я — механик. Рабочий день гоночной команды начинается в восемь.
Потренироваться за рулем удается, к сожалению, крайне редко — ведь за аренду трассы нужно платить. А главное, чего мне сейчас не хватает — знания машины, привычки к ней.
В справедливости слов москвича я убедился в ходе квалификационных заездов. Пятница — десять кругов, суббота — и того меньше. В двадцати метрах от нас, на стартовой прямой потерпел аварию один из немецких гонщиков, вдребезги разбив автомобиль и изрядно покорежив стальные барьеры ограждения. К счастью, 19-летний пилот отделался испугом (правда, думаю, отнюдь не "легким"), но тренировку на этом прервали.В результате же у Леонова оказалось лишь 24-е время из 25 участников и громадное, 14,5-секундное отставание от лидера квалификации.
"Сейчас последуют оргвыводы", — подумал я, и — в который уже раз — ошибся. Ни Синкевич, ни вдохновитель и патрон всего проекта немецкий инженер Йохан Кнапп особенно Сергея не распекали, сосредоточив свое внимание и педагогический пыл в основном на механиках. Зато на следующий день я стал свидетелем еще одного урока.
Воскресная гонка началась неудачно. Минчанин Дмитрий Белобородов, стартовавший 12-м, на первых кругах пропускал соперников одного за другим, пока его не обошел земляк Алексей Мапашенко, начавший состязания с 21-й позиции. Только где-то после шестого круга Белобородов значительно прибавил. "Не догадались побольше закрыть воздухозаборники двигателя, и в холодную погоду (гонка формулы "Юниор" была первой в программе) мотор не успел прогреться", — сокрушался после финиша Дмитрий. Но к этому времени для Леонова состязания, к несчастью, уже закончились.
Мы стояли у защитного барьера, отделяющего пит-лейн от стартовой прямой, и с нашего места было видно только легкое облачко пыли в том месте, где на противоположной прямой один из участников вылетел с трассы. Когда через пару минут (лучшие пилоты проходят пятикилометровое кольцо в Вюнсторфе за 1,52 с небольшим) номер 29 не появился перед боксами, все стало ясно.
Я уже был в гоночном лагере, когда к грузовику нашей команды подошел Леонов — бледный и страшно расстроенный. Он не сразу откликнулся на мое "что случилось, Сережа?": "Кто-то выбросил передо мной на трассу пучок травы. Я поскользнулся. В безобидной ситуации. Никто ведь не мешал.."
Потом грузовик-эвакуатор привез бренные останки "формулы". Беглого взгляда на них было достаточно, чтобы понять — пучок травы стоил команде "Гонки для России" минимум десяти тысяч марок. Во столько обойдется новый монокок.
Через несколько минут Кнапп и Синкевич на двух языках объясняли гонщикам (за полтора круга до финиша еще одна нелепая авария произошла с Малашенко) всю эту арифметику. Причем неосторожно подойдя к столику, где происходил "разбор полетов", я через секунду вынужден был ретироваться—настолько боссы "конюшни" не были похожи на благообразных школьных учителей.
Их можно понять — команде с трудом удается наскребать деньги на тренировки и гонки, балансируя, словно канатоходец на проволоке, протянутой немногими немецкими фирмами. "Гонки для России" не интересуют, к сожалению, бизнесменов России. Равно как "Гонки для Белоруссии" не трогают сердца белорусских деловых людей. В этих условиях на счету каждая марка. И вот на тебе — два разбитых монокока.
— Это было бы нормально, если бы ты боролся за победу, — возмущался Кнапп. — Если цель близка, нужно идти на пределе. Но когда ты — пятнадцатый и впереди никого, сзади никого!.. Гонщик обязан думать, думать, думать! И думать о команде в первую очередь.
Когда закончились состязания формулы "Юниор", зрителей ожидали еще заезды легковых автомобилей "Дойче Туринваген Трофи", "ADAC Туринваген Кап", "Морган Челлендж", "ADAC GT Кап" и интереснейшая гонка немецкого чемпионата формулы 3. Лучшие пилоты Германии, Бельгии, Италии, Австрии, победители многочисленных чемпионатов, первенств, кубков демонстрировали публике свое мастерство. "Какой прекрасный случай для наших молодых пилотов поучиться у асов уму-разуму", — невольно подумалось мне. Но у членов маленькой гоночной команды формулы "Юниор" времени на это не было. Предстояло погрузить автомобили, собрать пожитки и отправляться домой. До небольшого городка Бюргброль, расположенного недалеко от Бонна, где находится штаб-квартира "конюшни", четыреста с лишним километров, так что нужно было поспешать.
Состязания в Вюнсторфе продолжались, но тот уголок гоночного лагеря, который три дня занимали "юниоры" быстро пустел. Пилоты снимали шлемы, перчатки, комбинезоны и сразу превращались в обыкновенных мальчишек и девчонок, разбегающихся после школы домой. Кто — радостный, с дневником, полным пяторок, кто — пряча глаза и думая, что скажет родителям по поводу очередной тройки. А кто, может быть, даже решив никогда больше не садиться за уроки.
Сережа Леонов сказал мне: "Я твердо знаю, кем хочу быть. Я приехал сюда, чтобы учиться. И я обязательно научусь."
Источник: Журнал «АМС», №8, 1994