— Мне пятьдесят три года. В детстве моим первым транспортным средством после велосипеда, который любят все голландцы, был мотоцикл. Мотоспортом стал заниматься с восемнадцати лет и, знаете, слыл неплохим гонщиком.
— И это при Вашем росте?
— Он мне не мешал. И в молодости и сейчас тщательно слежу за своей физической формой. Предпочитаю фрукты, овощи, рыбу, чтобы не набрать лишний вес. После окончания карьеры гонщика стал председателем своего клуба, затем секретарем и впоследствии президентом Федерации мотоспорта Голландии. Долгое время возглавлял трековую комиссию ФИМ и, не побоюсь быть нескромным, многое сделал для развития спидвея в мире. Видимо, это повлияло на то, что осенью восемьдесят девятого года меня избрали президентом Международной мотоциклетной федерации. Должность общественная, а основная моя работа — руководство институтом, деятельность которого связана с проблемами безопасности дорожного движения в Голландии.
— Сегодня довольно распространено мнение, особенно среди журналистов, что интерес к мотоциклетным соревнованиям со стороны зрителей падает. Если это справедливо, то какие, на Ваш взгляд, причины?
— Слышал такие разговоры. Причина? Она на поверхности. Сейчас в странах Европы экономический спад. Растут цены на спортивную мототехнику и экипировку гонщиков. Повышается стоимость аренды стадионов, трасс. Как следствие этого, дорожают входные билеты для зрителей. И все же я придерживаюсь иной точки зрения. Да, интерес, например, к мотокроссу падает, зато к шоссейно-кольцевым гонкам явно растет. Считаю, что в последние два года общего кризиса не наблюдается, в целом мотоспорт остается на прежнем уровне.
— ФИМ И Вы, господин президент, не раз утверждали, что все соревнования в семье мотоспорта равны. И все же, положа руку на сердце, существует ли какой-нибудь чемпионат, которому Федерация отдает особое предпочтение?
— Под эгидой Федерации много различных видов соревнований. У меня и моих коллег по ФИМ есть, конечно, свои пристрастия. Мне, скажем, нравится эндуро, моторалли, спидвей, кросс. Но должен признать, что спорт номер один — Гран-при по шоссейно-кольцевым гонкам. Однако дело здесь не в личных симпатиях. Эти состязания приносят большие деньги, главным образом, от продажи прав на телетрансляцию, которые мы сейчас стараемся использовать на благо всего мотоспорта. Сделать это было необходимо, иначе многие его виды задохнулись бы в финансовых тисках. Ведь раньше организаторы несли непомерные расходы — взносы в казну Международной мотоциклетной федерации за регистрацию соревнований, дорожные расходы гонщикам, призовые и во многих случаях плата за аренду стадионов и трасс. Надо было облегчить их участь, оказать финансовую помощь со стороны ФИМ. Согласитесь, если есть соревнование, которое по популярности и доходам входит в первую десятку всех видов спорта, включая олимпийские, то грех не воспользоваться такой возможностью.
— Широкий резонанс в спортивных кругах вызвали претензии господина Экклстоуна, фактического хозяина Формулы 1. на верховенство над чемпионатами мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Оправдан ли компромисс, достигнутый между вами в этом вопросе?
— Немного истории. До девяносто первого года все команды кольцевиков были в ФИМ. Притязания на них со стороны Экклстоуна, признаюсь, изрядно потрепали мне нервы и потребовали немалых усилий, чтобы найти приемлемый компромисс. Это вызвало неоднозначную реакцию деятелей нашей Федерации. Но в результате родился контракт с фирмой «Дорна», которая заплатила и будет платить нам свыше пятидесяти миллионов долларов. С другой стороны, чемпионаты кольцевиков проводились и будут проводиться по правилам и регламенту ФИМ. Сейчас господин Экклстоун вышел из игры и продал свою долю «Дорне». Остались два партнера в проведении шоссейных гонок — ФИМ и «Дорна».
— Не кажется ли Вам, что обилие мировых первенств девальвирует звание чемпиона?
— ФИМ проводит столько чемпионатов, сколько хотят национальные федерации. Но Ваше мнение совпадает с моим. Действительно, первенств слишком много, например, только в эндуро их шесть. Перегружена программа в кроссе и спидвее. Мы уже пошли на сокращение. Сейчас все комиссии Федерации работают над этой проблемой. Нужно оставить только те соревнования, в которых выявляется истинный чемпион. Мотоспорт от такой меры, бесспорно, выиграет.
— Какие национальные Федерации особенно активны в развитии мотоспорта в своих странах и участвуют в большинстве чемпионатов?
— Однозначно США. Там за год проходит свыше пяти тысяч соревнований, в том числе таких, которые неизвестны в Европе. Хорошо поставленный детский и подростковый мотоспорт, техническая оснащенность клубов и очень высокие гонорары спортсменов дают возможность готовить в Штатах много мастеров высочайшего класса. К сожалению, отдаленность Америки и связанные с этим огромные дорожные расходы не позволяют нам развивать более тесные контакты. В Европу из США едут спортсмены-энтузиасты, часто не сильнейшие в своей стране, но мечтающие стать чемпионами мира. И тем не менее они доминируют в шоссейно-кольцевых гонках, кроссе, спидвее.
Другая активная федерация — итальянская. Должен также отметить возросший вес в ФИМ азиатских государств — Японии, Малайзии, Индонезии. Наши чемпионаты действительно стали мировыми, поскольку собирают спортсменов различных континентов.
— Уже многие Федерации республик бывшего СССР приняты в ФИМ. Какие из них, на Ваш взгляд, стали наиболее плодотворно работать и участвовать в международном мотоспорте?
— С распадом Советского Союза сложилась новая ситуация для вас и нас. Думается, она еще требует изучения, поиска путей для более тесных контактов. Наиболее простой вопрос с Мотоциклетной федерацией России, ставшей автоматически членом ФИМ как правопреемница ФМС СССР. Мы восстановили членство Латвии, Литвы и Эстонии, которое они имели до сорокового года. Приняты также еще несколько национальных федераций бывших республик Советского Союза. Приятно отметить, что некоторые из них (Россия не в счет) сразу же сделали заявки на организацию чемпионатов, например Украина и Казахстан. Но у них нет опыта в проведении соревнований на высшем уровне. Это дело поправимое, однако меня тревожит обособленность ваших новых федераций. Каждая из них, используя доставшиеся по наследству от бывшего СССР арены, старается в одиночку организовать и провести чемпионаты. Уверяю, такой метод ошибочен, он потребует много времени. Без тесного сотрудничества с Россией, имеющей многолетние традиции, нельзя быстро научиться довольно сложному искусству устраивать соревнования на таком уровне, какой требует ФИМ.
— Как Вы оцениваете работу наших делегаций в ФИМ и роль российских спортсменов в международном мотоциклетном спорте?
— Российская федерация — одна из наиболее лояльных в ФЛМ. У нас с ней очень хорошие отношения. Немногие делегаты других стран могут сравниться с русскими по опыту и верности идеалам ФИМ. Ваша Федерация внесла весомый вклад в развитие международного мотоспорта. Благодаря ей мы имеем сейчас личный и командный чемпионаты по мотогонкам на льду, европейское мотобольное первенство. А какое созвездие спортивных имен подарила Россия миру! Арбеков, Кадыров, Плеханов, Самородов, Моисеев, Тарабанько, Бондаренко, братья Ивановы и Гордеевы — всех не перечислишь. Мы знаем о тяжелом финансовом положении в России, в том числе и вашей Федерации. И тем не менее она находит средства посылать своих спортсменов на многие чемпионаты и принимать зарубежных гонщиков у себя. Главное мое пожелание — восстановите участие в моторалли ФИМ. Это одно из основных наших мероприятий, настоящий фестиваль мирового мотоциклизма, возможность людей различных стран мира пообщаться друг с другом, обменяться опытом эксплуатации машин. Ралли к тому же не требует больших денежных затрат. Однако без русских оно неполноценно — это мнение всех участников. А что касается призов, в числе которых, кстати, есть кубок имени Юрия Гагарина, учрежденный еще ФИМ СССР, то большинство из них достанется вашим мотоциклистам: ведь основным показателем для победы считается километраж, пройденный до пункта сбора.
— Сотрудничают ли ФИМ и ФИА по каким-либо вопросам, например. об участии мотоциклистов в ралли-рейдах? Где покупают они лицензии, признаются ли штрафные санкции. полученные автои мотоспортсменами, в равной степени обеими Федерациями?
— У ФИА и ФИМ общие интересы. Однако несколько лет назад у нас не было тесных связей. Им мешала позиция господина Балестра, президента ФИА того времени. Но когда к руководству этой Федерации пришел англичанин Макс Мосли, человек с ясными мыслями, положение изменилось. В последние полгода мы часто контактируем с гим. Ведь автомобильный и мотоциклетный спорт имеют одних и тех же друзей, спонсоров, владельцев трасс и даже общих противников — экологов. Мы уже начали некоторые совместные акции. Мотоциклисты покупают лицензии только у нас, а штрафные санкции, полученные спортсменами, согласовываются и признаются обеими федерациями в равной степени.
— Известно, что многие национальные Федерации, в том числе стран СНГ, попали в сложное финансовое положение. Какую помощь им планирует оказать ФИМ?
— У нас не бездонная казна, но тем не менее появилась возможность оказывать помощь национальным федерациям. ФИМ — единственная спортивная организация, которая не берет со своих членов денежных взносов, а наоборот, ежегодно выделяет каждому на развитие по десять тысяч долларов. В их числе Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии.
— Как Вы относитесь к развитию детского мотоспорта? В каких дисциплинах и с какого возраста могли бы участвовать в нем подростки?
— Сейчас интерес молодежи к мотоспорту резко возрос, особенно к кольцевым гонкам. Возрастной ценз мы установили с двенадцати лет. Но опыт показал, что в ряде случаев, когда дети приобщались к спорту еще раньше, они быстро вырастали в больших мастеров. Мы имели чемпионов мира и Европы, которым было по шестнадцать-семнадцать лет. Я за омоложение мотоспорта, прежде всего триала и кросса, но категорически против юношеских шоссейных кольцевых гонок, где особенно велик риск травматизма.
— Кстати, о безопасности. В последнее время участились трагические случаи на трассах Гран-прн. Какие меры собирается предпринять ФИМ для их предотвращения?
— Действительно, мотоциклы стали настолько мощными, что ими невозможно управлять. Поэтому мы обратились к японским изготовителям с просьбой ограничить рост мощности кольцевых машин. Следующий шаг — новое лицензирование трасс, чтобы повысить их безопасность.
— Вас можно часто видеть в различных странах на соревнованиях. Стало быть. Вы не доверяете своим представителям?
— Я полностью доверяю своим коллегам по ФИМ, но как президент должен иметь свое собственное мнение. Поэтому много путешествую. Меня даже часто называют летучим голландцем. Кроме того, посещение как можно большего числа соревнований — это отличная возможность пообщаться в неформальной обстановке с руководителями национальных федераций, узнать их проблемы.
— Что бы Вы хотели пожелать российским спортсменам?
— Прежде всего побед на ледяных дорожках. Уверен, они будут. Ваши трудности временные, убежден, что в скором времени российский мотоспорт возродит свои прежние традиции и мы увидим его представителей в большинстве чемпионатов.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994