— За новую систему проголосовали ногами болельщики. Почти все этапы проходили при аншлаге. Пожалуй, лишь на Медео публики было не густо, но это результат недоразумения между ФИМ и «Дорной». Гонщикам новая система тоже пришлась по душе. Теперь они в течение всего зимнего сезона выступают в соревнованиях высокого уровня и благодаря заключенному нами контракту с «Дорной» получают за свою работу немалые деньги. Скажем, призовой фонд одного дня соревнований — тридцать тысяч долларов.
— Вполне реально, что гонщики одной страны, скажем России или Швеции, займут первые четыре места. По правилам двое слабейших из них должны быть заменены на следующий год своими соотечественниками из отборочных соревнований. Стало быть, может получиться, что даже бронзовый призер лишится права вновь бороться за чемпионский титул. Не кажется ли вам это несправедливым?
— Если бы не было такого правила, то года через три чемпионат мира превратился бы в русско-шведский матч. Это вынужденная мера, позволяющая спортсменам других стран накопить мастерство в соревнованиях самого высокого уровня. Уже сейчас, и мне это приятно отметить, явно прибавляют гонщики Италии, Норвегии, Голландии, других государств. Моя задача как президента трековой комиссии — расширить рамки ледового спидвея, сделать чемпионат истинно мировым, с участием примерно равных по силам спортсменов. Что касается Фадеева и Иванова, оказавшихся за чертой призеров, то им дается шанс — выступить в полуфинале отборочных соревнований и в случае успеха в будущем году бороться за чемпионский титул.
— И все же в летнем спидвее шестиэтапную систему чемпионата мира отвергли.
— Тем не менее, я убежден, что будущее именно за ней. Ежегодно проводится множество соревнований по спидвею, но практически все они отборочные, в которых главная задача каждого участника — не победить, а попасть в восьмерку сильнейших, чтобы продолжить борьбу на следующем этапе. Эти гонки собирают немного зрителей, их игнорирует и телевидение — основной поставщик денежных доходов Федерации. Иметь такое великолепное шоу, как личный чемпионат мира, и устраивать финал в один день — недопустимое расточительство. Кроме того, полагаю, что истинным чемпионом должен быть не сильнейший в какой-то конкретный день, а самый стабильный гонщик в нескольких решающих соревнованиях.
— Так почему же на конгрессе ФИМ победили ваши оппоненты?
— Победили те делегаты, которые представляют интересы боссов, владельцев, президентов, называйте их как хотите, профессиональных клубов Британской, Датской и Шведской ассоциаций спидвея. Я — сторонник профессионализма в спорте, но противник такого отношения, когда тот же босс считает гонщика своей собственностью. Ведь спортсменов не спрашивали, какую систему — старую или новую они предпочитают, просто напомнили, что главное для них — выступления в национальных клубных чемпионатах, иначе контракты будут расторгнуты. Так мы оказались по разные стороны баррикад. А ведь конфликт возник лишь из-за личных амбиций, чисто спортивной подоплеки он не имеет. Нам говорят, что шестиэтапный финальный чемпионат помешает проведению национальных первенств. Но можно сесть за стол переговоров и составить оптимальный календарь всех соревнований, времени от ранней весны до поздней осени предостаточно. Нас упрекают, что ФИМ мало платит гонщикам в своих состязаниях. И это неправда. Мы нашли спонсоров, которые выделили на не состоявшийся шестифинальный чемпионат два миллиона долларов. Я подсчитал, что победитель должен был получить не менее трехсот тысяч. А это уже близко к гонорарам футболистов и теннисистов.
— Какие новинки спидвея ждут нас в будущем?
— С этого года не будет разыгрываться Кубок европейских чемпионов и командное первенство мира. Тем самым мы освободили дорогу личному чемпионату по новой системе. Кроме того, большинство членов трековой комиссии склонны к тому, чтобы исключить и гонки по длинному треку: эти соревнования популярны лишь в Германии и Голландии. Но мы идем не только по пути сокращения. В ближайших планах — импортировать в Европу заокеанского уроженца дирт-трек (по-русски — земляной). Я видел эти состязания и уверяю вас — великолепное зрелище. Гонки проводятся по четырехсотметровой дорожке, и в каждом заезде участвуют по шестнадцать спортсменов. Единственным затруднением для европейцев, как мне представляется, будет знакомство с новой техникой: в дирт-треке используются более мощные, чем ЯВА, машины, в основном — японские.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994