Происходило это минувшим летом в Полтаве, на первом в СССР розыгрыше Трофея СИК — Международной комиссии по картингу. Как выяснилось, уговорить зарубежных спортсменов оказалось делом совсем не трудным. С охотой дали они согласие выступить на снежной трассе русской зимой, тем более что ехать в Сосновый Бор можно было налегке,— организаторы пообещали всем участникам предоставить одинаковые микроавтомобили.
Вернувшись домой, Николай Митрохин вместе с директором спортивно-технического комплекса Ленинградской атомной электростанции имени В. И. Ленина Валерием Басалаевым и другими поклонниками картинга принялись за воплощение своего плана. Заручились поддержкой местных властей, нашли спонсора в лице местного центра НТТМ, ну и, конечно, загодя приступили к подготовке картов.
— Не буду уверять, что 14 во всех кабинетах, куда приходилось стучаться, нас принимали с распростертыми объятиями,— рассказывал мне Митрохин.— Мало кто верил в реальность нашей затеи, и, чего скрывать, настороженно относились к самой идее пригласить иностранцев. Как-никак наш город до недавних пор был закрытым для зарубежных гостей. Правда, все в конце концов утряслось, даже в Минатомэнерго, куда пришлось тоже обращаться.
«Надо зарегистрировать ваши соревнования в СИК,— сказали Митрохину в Управлении технических и военноприкладных видов спорта ЦК ДОСААФ СССР,— в противном случае зарубежные гонщики могут быть наказаны за участие в несанкционированных международных состязаниях».
Как выяснилось, для этого нужно 450 швейцарских франков да еще 250 за регистрацию трассы. Не бог весть какие деньги, но в валюте. А где ее взять спортивному клубу? Тогда-то и пришлось Валерию Басалаеву стучаться в министерство и проявить при этом дар убеждать. Спасибо товарищам, все они правильно поняли его и пошли навстречу, хотя происходила там реорганизация, когда, как известно, совсем не до спорта.
Как бы там ни было, валюту дали, и в календаре СИК появились первые соревнования по зимнему картингу.
Не берусь категорично судить, была ли реальна со стороны международной комиссии угроза санкции, о которой весьма настойчиво предупреждали в Управлении. Скорее всего, нет, поскольку наши зарубежные гости, весьма, кстати, именитые в картинге, были просто удивлены, узнав по приезде в Сосновый Бор, что эти гонки попали в дополнительный календарь СИК. Ведь речь шла о совершенно новом виде состязаний, подобном, скажем, гонкам на автомобилях карт-кросс, которые вообще не регистрируются в СИК.
В Сосновый Бор прибыли весьма титулованные зарубежные картингисты. Шестерку финнов возглавлял пятикратный чемпион своей страны, двукратный победитель первенства Скандинавии, чемпион Европы 1981 года в классе «Интерконтинен-таль Ц» Ристо Лайне. Самым известным в шведском трио оказался Петер Халлен — два года назад он был пятым на чемпионате мира в формуле Ц, а прошлым летом стал серебряным призером Трофея СИК в Полтаве. Но одно дело на асфальте карто-дрома, другое — на укатанном снеге.
Перед гонкой, попробовав непривычную машину и испытав коварство снежной трассы, Лайне заметил: «Признаюсь, думал, что я хороший гонщик и многое умею в картинге. Но сейчас понял: здесь я только ученик, хотя и надеюсь, что последним не буду».
Гости не смогли вмешаться в спор за «Большой приз Соснового Бора». Его фактически вели только двое — Александр Ивасенко из Тольятти и заваривший всю эту кашу Николай Митрохин. Причем, как оказалось, решающим в этой дуэли стал: самый первый заезд, где оба претендента встретились в очном поединке. Первым финишировал Николай.
В дальнейшем оба гонщика не проиграли ни одного из заездов, хотя был момент, когда победа Митрохина была поставлена под сомнение: отчаянное сопротивление ему оказал Анатолий Синегу-бов, тольяттинец, ветеран отечественного картинга. Он лидировал почти весь заезд, но допустил ошибку на последнем перед финишем повороте и не смог отнять такое важное очко у лидера и помочь своему земляку. Эта оплошность, впрочем, не помешала Синегубову в итоге занять третье место.
Лучшим среди гостей стал финн Юркки Хейккиля (шестое место), но мне, честно говоря, больше приглянулся швед Геспер Карлссон. Вот кто оказался самым прилежным учеником наших мастеров. В трех первых заездах он настойчиво искал секрет быстрой езды на скользкой трассе: то копировал манеру лидеров, то пытался применить собственные приемы, переходя порой при этом грань допустимого риска. И, несмотря на то что швед трижды оказывался в сугробе, такой метод проб и ошибок принес-таки ему успех. В двух последних заездах он уверенно и как-то элегантно победил новосибирца Николая Строганцева и хозяина трассы Александра Гуляева, которые в итоге заняли четвертое и пятое места.
— Эх, еще бы чуть-чуть потренироваться перед гонкой,— говорил после финиша со смешанным чувством радости и досады Карлссон.— Ведь я только к четвертому заезду понял, как тут надо ехать. Не знаю, как насчет первого места, а за третье можно было бы побороться. Мне понравились эти соревнования. Жаль, что дома в Южной Швеции снег в диковинку. Но если нас вновь пригласят сюда на зимние соревнования, приеду обязательно.
Не прочь снова встретиться на белом треке и финны. Во всяком случае, такую надежду высказал на закрытии соревнований Ристо Лайне, тепло поблагодаривший от имени зарубежных гостей организаторов и болельщиков за радушный прием.
Итак, зимний картинг, похоже, пришелся по душе нашим северным соседям. Финны, например, говорили даже о том, чтобы провести подобные соревнования у себя дома. А Николай Митрохин признался по секрету, что есть у него идея — со временем организовать чемпионат Северных стран. Почему бы и нет? После «Большого приза Соснового Бора» я этому известию уже не удивлюсь.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990