У тех, кто обычно готовил дорожки стадионов для состязаний по зимнему картингу, на все про все было, как правило, не больше недели. Между тем дело это едва ли менее хлопотное и мудреное, чем стрижка газона. Судите сами. Надо так уложить снег, чтобы он прочно прилип к основе, чаще всего ледяной, а поверхность его при этом получилась не укатанной, а шероховатой как наждак. За нее-то и цеплялись шины картов, лишенные шипов.
Каких только рецептов не изобретали энтузиасты зимнего картинга, на какие ухищрения не шли, лишь бы сделать сносное покрытие трассы — боронили тяжеленными «зубастыми» железками дорожку, заливали водой, то горячей, то холодной, засыпали снегом и вновь боронили.
Увы, чаще всего уже к середине гонки все труды шли насмарку. Словно полировочные круги, шины картов до зеркального блеска начищали дорожку. Даже на скромных скоростях машины отказывались слушаться руля и расползались по виражам будто утюги, пущенные по льду.
«Как только кончается власть гонщика над автомобилем, спорт уступает место цирку», — заметил президент Международной комиссии по картингу швейцарец Эрнест Бюзер, побывав в январе нынешнего года на подобных соревнованиях в Сосновом Бору.
Впрочем, комитет картинга ФАС СССР, отчаявшийся найти простой и эффективный способ подготовки снежной дорожки, не дожидаясь, что называется, верховного вердикта, решил обуть карты в шипованные шины.
Тоже мне новость, воскликнет искушенный читатель. Ведь были уже такие состязания. Все верно. В 60-е и 70-е годы резину картов оснащали шипами от мотоциклов для гонок по льду. Но колеса, ощетинившиеся 28-миллиметровыми стальными иглами, могли наделать немало бед, и от них пришлось отказаться.
А что если уменьшить длину шипа, подумали толь-яттинские картингисты, а за его основу взять обычный винт-саморез. Попробовали — получилось. Пригласили в гости на Кубок ВАЗа лучших «зимних» картингистов страны. Им новинка, тоже пришлась по душе.
Но одно дело товарищеские соревнования, другое — чемпионат страны. У многих оставались опасения, не потеряют ли заезды спортивную интригу, мол, шипованные машины поедут по дорожке как по рельсам. Попробуй обгони тогда соперника, который выбрал оптимальную траекторию Признаюсь, не покидали эти сомнения и меня, когда я отправлялся в Тольятти на чемпионат СССР, впервые проводимый на коротких 7-миллиметровых шипах.
Раньше мне не раз доводилось бывать на всесоюзных состязаниях по зимнему картингу, работать бок о бок с организаторами. Может быть поэтому первое, что отметил я в Тольятти,— спокойные, вопреки обыкновению, лица сотрудников стадиона, главного судьи, представителя ЦАМКа. Никаких тебе мытарств с подготовкой дорожки. Главное, чтобы была она ровная, а лед ли там или укатанный снег — не имеет значения.
— Да, организаторы теперь могут по ночам спать спокойно, — словно в подтверждение моих слов сказал один из лучших «зимних» картингистов Михаил Бридня из Владивостока. — Зато нам с шипами забот прибавилось. Мы же никогда раньше с ними дела не имели. Как точить, как шиповать, наконец, сколько их нужно на колесо? Ведь в техтребованиях пока ограничены лишь максимальные длина и диаметр шипа.
Всем, и маститым, и новичкам, пришлось начинать с нуля. Это обстоятельство поначалу уравнивало шансы спортсменов. И на чемпионате России, который проходил в Благовещенске, в лидеры неожиданно выбились никому не известные перворазрядники из Кемерова.
Однако умение быстро находить правильные решения, что приходит с опытом, все же сыграло свою роль. В Тольятти среди шестнадцати финалистов оказались в основном видавшие виды гонщики. А российский чемпион Тарабыкин даже не пробился в финал. Правда, справедливости ради замечу, что из-за задержки самолета карты кемеровчан прибыли в Тольятти только утром в первый день гонок.
Не стану подробно описывать ход финальных состязаний, скажу лишь, что редкий заезд обходился без смены лидера, без отчаянного соперничества за каждый метр дистанции. А тот факт, что для определения чемпиона и третьего призера пришлось проводить дополнительные заезды с участием пяти (!) гонщиков, по-моему, красноречиво говорит о накале борьбы.
Очень нужна, как отцовский пример. Оба моих сына — картингисты, а Женя успел стать бронзовым призером чемпионата России в классе «Пионер». Да и жена Надя занималась картингом.
Большинство других участников чемпионата страны высказывались более определенно: соревнования стали динамичнее, интереснее. Словом, шипы нужны. Но какие?
— Гонки могли бы быть еще увлекательнее, если бы машины на виражах чуть больше «сносило», — считает москвич Владимир Пикулев. — Для этого можно было бы уменьшить длину шипа.
— Или ограничить количество самих шипов на колесе,— вторит ему Евгений Харьков из Новосибирска.
Впрочем, на импровизированном совете гонщиков, который состоялся сразу после окончания состязаний, прозвучало немало дельных предложений. Смысл их сводился к тому, чтобы при всех новациях зимний картинг не утратил главного — своей доступности и массовости.
С. НЕЧАЮК, член комитета картинга ФАС СССР
Результаты чемпионата
Тольятти, 16—17 февраля: 1. В. Шелобков (Самара) — 14 очков; 2. А. Синегубов (Тольятти) — 14; 3. В. Мезенцев (Тольятти) — 11; 4. А. Заикин (Владивосток) — 11; 5. А. Ивасенко (Тольятти) — 11; 6. С. Ортлиб (Новосибирск) — 10; 7. М. Бридня (Владивосток) — 8; 8. М. Аунапу (Свердловск) — 7; 9. М. Ломов (Благовещенск) — 6; 10. П. Сизов (Самара) — 6; 11. В. Пикулев (Москва) — 4; 12. Н. Ганюшкин (Тольятти) — 4; 13. Р. Ковыршин (Москва) — 4; 14. О. Шефенгут (Свердловск) — 2; 15. Н. Рудько (Минск) — 2; 16. С. Щетинин (Москва) 1.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991