По счастью, не отягощенный грузом политических проблем варяжский гость сумел разглядеть в тех состязаниях живую основу и неожиданно предложил возродить в новом обличье приглянувшиеся ему соревнования.
— Скажите, кто же не любит ходить в гости? Я, например, обожаю, — улыбаясь говорил мне Арне Густавссон. — Может, потомумне и пришлась по душе идея многоэтапных командных гонок. Это же здорово, чуть ли не каждую неделю проводить уик-энд с друзьями. Сегодня, скажем, все собрались у меня, завтра поедем к вам, потом, к примеру, в Польшу, Германию...
Так родился у Арне замысел Кубка северных стран по картингу, в котором участвовали бы картингисты государств-соседей. А то ведь на гонки во Францию и Италию не наездишься — дорогое это удовольствие даже для шведов.
Чтобы не прослыть прожектером, Густавссон пригласил всех в нынешнем году в Швецию. Примечательно, что, кроме датчан и норвежцев, на зов Арне откликнулись и хранители традиций бывшего Кубка дружбы, лидеры тех состязаний — сборные Чехословакии и Советского Союза.
Правда, чехи привезли только трех гонщиков, а хитроумная система проведения командной гонки, предложенная хозяевами, была рассчитана на четырех спортсменов от страны. Однако это обстоятельство не обескуражило гостеприимных шведов. Они предложили включить в состав сборной ЧСФР четвертым гонщиком одного из хозяев трассы Магнуса Олссона. В духе истинного товарищеского состязания от остальных участников возражений не последовало. Хотя, как потом оказалось, именно Олссон внес главный вклад в «серебряный» успех команды Чехословакии. Впрочем, это можно было предвидеть — шведы сегодня одни из лидеров европейского картинга в формуле С. Это они еще раз блестяще доказали, став первыми победителями Кубка северных стран.
Главным сюрпризом организаторов стала необычная система проведения заездов, чем-то напомнившая таблицу командных состязаний в ледовом спидвее. Отдельный заезд — по сути микроматч, в котором участвуют по два гонщика от каждой страны. Таких заездов ровно столько, сколько команд участвуют в состязаниях. В данном случае их было шесть — хозяев представляли две сборные. Вызвано это особой расстановкой участников на старте. Гонщики одной команды сначала, скажем, занимают места в первом и последнем рядах, в следующем заезде — во втором и предпоследнем и т. д. Расчет в том, чтобы все команды по два раза (в одном ряду по два гонщика) имели возможность поставить своего спортсмена впереди. Причем тренер волен выбирать, кого из своих питомцев выставить в том или ином заезде. Ограничение только одно — ни один из картингистов не может стартовать чаще четырех раз.
Согласитесь, наставнику во время гонки есть о чем подумать. Например, поставить ли лучшего пилота в те заезды, где он может стартовать из первого ряда, или, наоборот, заявить в этом случае спортсмена послабее. Мол, сильный и сам выберется, а малоискушенный гонщик, глядишь, упрется и продержится в «головке». Кстати, именно так поступали обычно шведы. Пока лидер сборной продирался из последних рядов, его менее искусный товарищ держал впереди соперников. Хитрая тактика и бесспорно высокий класс позволили дуэтам второй сборной хозяев добиваться побед в четырех заездах из шести. А вот результат первой команды Швеции был аннулирован. Причина осталась тайной для гостей: шведы предпочли не распространяться на эту тему.
Нашим парам дважды удалось поделить с чехами вторые места в микроматчах (Гудрикис — Бушланов и Юршевский — Комаров). В том числе однажды, когда за соперников выступал Олссон. В других заездах сборная СССР по два раза была третьей и четвертой. В итоге, набрав равное с норвежцами количество штрафных очков, мы заняли третье место — во внутреннем споре двух команд советская сборная была удачливее.
Конечно, результат не худший для нас. Но все же не станем преувеличивать его значение. Тем более, что и командная гонка, и личные соревнования, состоявшиеся накануне (в них участвовали шесть наших гонщиков), выявили немало огрехов в подготовке наших лидеров. Проблемы с настройкой западноевропейских двигателей тревожат всех. В меньшей степени это касается, пожалуй, Юршевского. К слову, в финале личной гонки он почти весь 22-километровый заезд ехал четвертым, всерьез боролся за место в тройке. «Предал» Арниса радиатор, поврежденный в одном из столкновений. За два круга до финиша ему пришлось сойти с дистанции.
Капризничал карбюратор у мотора Гудрикиса, оборвались шатуны у двигателей Берзиныиа и Комарова, не выдержал коленчатый вал у «Ротакса» Еблакова... И каждый раз после очередной поломки я повторял про себя: «Хорошо, что все эти огрехи вылезли здесь, а не на чемпионате Европы».
Многоэтапные соревнования, подобные Кубку дружбы, необходимы еще и как своего рода полигон, где бы можно было полноценно и целенаправленно готовиться к главным стартам года. В этом убеждены все, кто был на этот раз в Швеции. Неделю спустя мне довелось беседовать в Польше с местными руководителями картинга. Они тоже высказываются за возрождение многоэтапного регионального кубка. Как видно, настало время собирать камни...
В. СКРЫЛЬ, старший тренер сборной СССР. Фото В. КРЮЧКОВА
Результаты кубка
Хагаслатт (Швеция), 9—11 мая, формула С. Командная гонка: 1. Швеция (П. Ридель, X. Свенссон, М. Густавссон, Р. Самуэльссон) — 37 очков; 2. Чехословакия (Л. Кмет, М. Шимак, Я. Яниш, М. Олссон) — 63; 3. СССР (Р. Гудрикис, А. Юршевский, П. Бушланов, Г. Комаров) — 71; 4. Норвегия — 71; 5. Дания — 88.
Личная гонка: 1. А. Габриэльссон; 2. Ридель; 3. Олссон; 4. Ф. Валберг; 5. Густавссон (все — Швеция); 6. Яниш; ... 13. Гудрикис; 14. Ю. Еблаков; 15. Комаров ... 24. Юршевский; 25. Бушланов... 32. А. Берзиньш (все — СССР).
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991