Я не случайно назвал этот чемпионат первым. Он не только впервые был открыт для спортсменов других республик, но и впервые проводился в пять этапов, впервые были сняты ограничения по числу участников от областей, впервые после его окончания не последовал чемпионат Союза. Многое было впервые.
Волею судеб соревнования разбились как бы на две половины — в самом начале лета братчане принимали гостей у себя, через неделю прошел этап в Барнауле. Затем караван картингистов собрался только в августе в центре России. Немалую роль в этом сыграл перенос соревнований в Мытищах из теплых июльских дней в прохладный конец сентября, правда, порадовавший участников солнечными лучами.
Ко второй части чемпионата сибирские спортсмены подошли с хорошим очковым заделом, в первую очередь картингисты Братской ДЮСТШ, выступавшие двумя командами. И когда заходили разговоры о больших расстояниях и финансовых проблемах, директор Братской ДЮСТШ Виктор Ларионов неизменно отвечал: «Вывезти две команды из Братска на три этапа в европейскую часть России ведь тоже стоит немало рублей». После чего оппонентам стоило разве только поинтересоваться, где их заработать. И не только на столь дальние поездки. Без тени сомнения могу утверждать — на сегодня братский картодром — лучший в России. Кроме боксов, трибун и судейского здания, на нем есть электрическое освещение всей трассы, что позволяет проводить тренировки в вечернее время. Единственное, о чем приходится сожалеть, — Братск не близкий край. Ничего удивительного, что на прекрасной трассе вырастают хорошие гонщики. Задел в очках, созданный братчанами на состязаниях за Уралом, тем не менее не позволял им расслабиться на остальных этапах. В европейской части их ждали опытные картингисты, готовые побороться за чемпионское звание.
Однако Андрей Углов и Александр Меньков доказали, что могут побеждать соперников не только у себя дома. В классе «Союзный» очной борьбы не получилось. Второй призер чемпионата Андрей Добров был очень занят на работе и не смог приехать в Курск, а именно там, на четвертом этапе Углов решил судьбу чемпионского звания в свою пользу. Спортсмену с берегов Ангары не просто было приезжать на соревнования — он по-прежнему несет армейскую службу. Для серебряного медалиста может служить утешением его победа в очном споре над тренером двух чемпионов России и команды-победительницы В. Ларионовым. Третий призер — кемеровчанин О. Балаган-ский довольствовался в основном очками, набранными за Уралом.
Зато третий призер в формуле «Чезет» курянин Игорь Комаров все свои очки завоевал во второй части чемпионата. Вначале Игорь решил только попробовать моторы, которые он как механик готовил для брата Григория, но потом так вошел во вкус, что, победив дома на курской трассе, всерьез мог побороться на последнем этапе с лидировавшим А. Меньковым за верхнюю ступень пьедестала. Только досадная неудача в Мытищах, когда механик будущего чемпиона России в формуле «С» лидировал в первом заезде почти до последнего круга, отбросила его на третье место в итоговом протоколе. Этой неудачей не преминул воспользоваться москвич Дмитрий Щеглов, единственный из ведущих русских картингистов сражавшийся на двух фронтах. Наградой ему стали две медали — серебряная в формуле «Чезет» и бронзовая в формуле «С». Можно сказать, что в его лице растет достойная смена ветеранам. Только такой ветеран, как Петр Бушланов, не намерен сдавать позиций. Вчистую выиграв в Зеленограде и Мытищах у Григория Комарова, он остался вторым лишь потому, что не смог приехать на этап в Курск. У себя дома Григорий, разозлившись на отсутствие главного конкурента, одного за другим обходил соперников на круг, снимая их тем самым с дистанции. Единственный, кому удалось избежать этой участи, был Щеглов, хотя на последних кругах он ехал, боязливо оглядываясь. Как знать, будь финальный заезд в формуле «С» не 20 километров, а 30, как на европейском чемпионате, сумел бы он устоять?
Это трио значительно опередило остальных еще и потому, что, защищая честь России на международных трассах, успело в нынешнем сезоне всерьез понюхать пороху. Что ж, думаю, остальным это послужит хорошим примером, и пусть на трассах формулы «С» соперничество будет под стать остальным категориям картов.
Чего-чего, а борьбы в другом классе — «К» хватало, и порой, как мне показалось, не всегда «чистой». Чемпион здесь определился только после окончания последнего заезда последнего этапа. Курянин Вадим Калачев с нарушением правил обогнал Андрея Сисюкина, за что и был справедливо исключен судейской коллегией из зачета в заезде. Интерес к состязаниям в классе «К» подогревался и тем, что как в никакой другой категории машин, в нем было много «иностранцев».
Как, по-вашему, чувствуют себя хозяева праздника, пригласившие на торжество уйму гостей, когда те не приходят к назначенному времени? Примерно те же эмоции владели организаторами российского чемпионата в ожидании соперников из других стран СНГ и государств Балтии. На первый этап в Братск не приехал никто. Удаленность Барнаула — места проведения второго этапа — не послужила причиной для отказа от борьбы спортсменам Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Хоть и говорится, что первая ласточка погоды не делает, азиатские спортсмены были явно не согласны с этой пословицей. Карагандинец Радик Кадыров в Барнауле занял второе место в классе «К», и это был не последний его успех. Выиграв этап в Курске, Кадыров реально претендовал на звание чемпиона России. В кулуарах РАФ уже пошли разговоры о правомочности присвоения столь высокого звания спортсмену из другой страны. Но ведь стал швед Стефан Эдберг чемпионом США по теннису, в нелегкой борьбе опередив американцев. Конец этим разговорам положил москвич Андрей Сисюкин, выигравший последний этап, а вместе с ним и чемпионат страны. Будь поудачливее Радик именно на последнем этапе, мог и он носить это высокое звание. Зато благосклонна была фортуна к его одноклубнику Владимиру Адюкину. Уверенно финишировав, он сумел занять третью ступень пьедестала и пополнить свою коллекцию наград бронзовой медалью российского чемпионата.
Владимир Павленко из Бишкека тоже мог стоять на пьедестале, но россияне не пожелали стать уж «слишком гостеприимными хозяевами» — у него только четвертое место.
И это все? — спросит меня искушенный читатель. Отнюдь. На последний этап, прослышав о том, как приятно получать призы на российском чемпионате, прибыла целая команда из Ашгабада. Правда, туркменские спортсмены были далеко не на первых ролях, но для них это стало хорошей проверкой уровня республиканского картинга. На гонках в Зеленограде и Курске появлялись белорусские и украинские «разведчики» — тренеры команд этих республик. Но то ли их не устроил уровень российских соревнований, то ли степень своей подготовки. Гонщиков мы так и не увидели, а жаль.
Что касается картингистов Балтии, то со вступлением их национальных федераций в ФИА с ними можно теперь встретиться только на международных аренах, состязаниях, официально зарегистрированных в СИК. Но мне все-таки верится, что точку в наших отношениях с бывшими согражданами-картингистами, ставшими иностранцами, ставить еще рано.
А. Россоха. Фото А. Гуревича и В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992