— Ну не везет, так не везет, — проронил стоявший рядом президент российского комитета картинга Василий Скрыль. — Гриш, ты когда последний раз на гонках без приключений обходился? Понимаешь, это рок какой-то, — продолжал Василий, уже обращаясь ко мне. — В прошлом году в Италии Григорий попал в завал, на последнем «союзе» в Риге — прокол шины в контрольных заездах, на чемпионате России он два круга не дотянул до «золота» — сломался мотор.
Вот и здесь, в польской Познани, в первом же отборочном заезде Трофея СИК в классе «Интерконтиненталь С» Комарова постигла неудача. У него было хорошее контрольное время — пятое среди 35 участников из десяти стран — и второй ряд в первом предварительном старте. Впереди только немец Вилдраут и итальянец Ланчиери. Рядом старый знакомый из бывшей ГДР Райнке. Этих-то лидеров состязаний и решил, похоже, обойти Григорий в первом же повороте после стартовой прямой. Увы. Машину Комаров не удержал, ее развернуло, и карт нашего гонщика превратился в своего рода мишень. С замиранием сердца следили мы, как уворачивались от неожиданно возникшего’ препятствия соперники. И вот когда казалось, опасность столкновения миновала, один из аутсайдеров, растерявшись, угодил со всего хода прямо в машину Григория.
— Так, рама — «на списание», — не сговариваясь в один голос сказали мы с Василием Скрылем.
Но правила немилосердны — заменять раму в ходе состязаний запрещено. Делать нечего. Пришлось, как говорится, на глазок править непокорную стальную трубу подручными средствами. Благо механику Григория — брату Игорю, бывалому картингисту, не привыкать к такому ремонту в полевых условиях. Вот только время, время-то уходило. На старт второго отборочного заезда Комаров так и не успел.
Не пришлось нам порадоваться и за другого русского гонщика Петра Бушла-нова, которого в самом начале второго заезда подвел видавший виды «Павези».
— Конечно, можно было бы бросить все дела и попытаться вдохнуть вторую жизнь в этот латаный-пере-латанный мотор, — с грустью говорил мне в Познани Петр, недавно создавший собственную фирму по доводке спортивной техники. — Но все равно как ни крути, а в лидерах мне на нем не ездить. Кататься же ради «надцатых» мест — не по мне. И, знаешь, от сознания этой безысходности опускаются руки. Пропал, как говорится, кураж. И радости, той, что сопутствовала мне в гонках двадцать лет, уже нет.
Печальный получился разговор с 35-летним спортсменом, выступавшим за сборную страны с 1975 года. Он заставил вспомнить меня о том, что еще несколько лет назад в Чикаго в матчевой встрече США — СССР Петр на равных соперничал с Джоном Андретти. Джон сейчас, между прочим, не на последних ролях в чемпионате CART...
Может быть, у более молодого Комарова спортивная судьба сложится иначе? Тем более что того самого «куража», о котором говорил Бушланов, Григорию не занимать. Пробившись в число финалистов через утешительный заезд, Комаров стартовал в 20-километровом предварительном финале аж с пятнадцатого ряда. Напомню, что на этой стадии состязаний спортсмены борются за место на старте главного 30-километрового финала.
— Я почувствовал, что ехавшие передо мной соперники прозевали зеленый стартовый сигнал, — рассказывал потом Григорий. — Тут уж или пан или пропал: либо объедешь сразу нескольких соперников, либо тебя «затопчут».
И Комаров своего шанса не упустил. Одиннадцатое место стало ему наградой за решительность. А шестой ряд на старте финала — это уже кое-что.
Пока Григорий и Петр колдовали над машинами, готовя их к главному заезду.
нам довелось полюбоваться отменным спектаклем, который разыграли в предфина-ле формулы С лидеры — швед Ридель и итальянец Че-зини. Они несколько раз менялись местами, причем Ридель, вычислив слабину соперника, каждый раз обгонял его в одном и том же месте в стартовом повороте. Но на финише первым все же был Чезини.
Более замысловатым получился сюжет финала. С гегемонией дуэта Чезини — Ридель не захотел мириться итальянец Тарабелли, который в отчаянной дуэли со шведом одолел-таки его за девять кругов до финиша. И когда, казалось, тройка призеров определилась, капризная дама-удача вдруг отвернула свой лик от лидеров. Сначала на обочине застыли карты обоих итальянцев, и вперед вышел немец Сименс. Но и его почитателям не пришлось долго радоваться. За три круга до финиша сошел с дистанции и он. А победа упала прямо в руки еще одному пилоту из Италии Эмилио Бертони.
Долго распространяться о том, как смотрелись в этом классе наши Дмитрий Щеглов и Ян Шеленговский, не приходится. Они были единственными, кто выступал на моторах «ЧеЗет», и лидер обошел их на круг, когда до финиша еще оставалось целых 12 кругов. Этим, пожалуй, все сказано. Сегодня отправляться в Европу с такими двигателями — только людей. смешить.
Зато в классе «Интерконтиненталь С» очень многим соперникам Григория Комарова в этот день было не до смеха. Оставалось только сожалеть о том досадном столкновении в отборочном заезде. Был бы Григорий на старте финала поближе, глядишь попортил бы он крови и кое-кому из лидеров. Ну может быть не Ланчиери, Мюллеру, Бауману или Райнке, который, к слову, сошел за 16 кругов до финиша, то уж Гасланду, Туркевичу и Седербергу пришлось бы изрядно попотеть, чтобы справиться с Комаровым. Впрочем, может статься, суровые испытания, выпадающие то и дело на голову Григория, пойдут курскому гонщику на пользу. Ведь неспроста известный конькобежец Кейс Феркерк говорил: «Падая и вставая ты растешь».
Intercontinental-C
Мотор | Шасси | Шины | Тренировка | Очки AB | Очки ВС | Очки AC | Место П. Ф. | Место Ф. | |
Габриэле Ланчиери (I) | Pavesi | Birel | Vega | 50,770 | 10 | 0 | 1 | 1 | |
Маттиас Мюллер (D) | Rotax | DAP | Dunlop | 51,824 | 2 | 3 | 3 | 2 | |
Юрген Бауманн (D) | ТМ | Kali | Dunlop | 52,348 | 5 | 4 | 5 | 3 | |
Ярле Гасланд (N) | Pavesi | Tony | Vega | — | 7 | 20 | 4 | 4 | |
Виктор Туркевич (PL) | Pavesi | CRG | Vega | 52,679 | 4 | 9 | 6 | 5 | |
Йенс Вилдраут (D) | Rotax | Dino | Bridg. | 51,509 | 0 | 0 | 28 | 6 | |
Андерс Седерберг (S) | Pavesi | All kart | Vega | 52,572 | 11 | 3 | 26 | 7 | |
Григорий Комаров (R) | Pavesi | KC-90 | Dunlop | 52,269 | 22 | 21 | 11 | 8 | |
Антон Анди (D) | Rotax | Dino | Bridg. | 52,488 | 6 | 4 | 32 | 9 | |
Фридрих Нееф (D) | TM | CRG | Dunlop | 52,824 | 5 | 10 | 14 | 10 | |
Петр Бушланов (R) | Pavesi | KC-90 | Dunlop | 52,696 | 8 | 19 | 27 | 18 |
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992