Мы едем в Аксамо. В небольшую шведскую деревушку неподалеку от Йонче-пинга, где девять лет назад мне довелось побывать будучи тренером сборной страны на чемпионате мира и Европы по картингу. Ныне соревнования рангом пониже— «Трофей СИК», да и выезд наш поскромнее. Вместо просторного государственного «Икаруса» — забитая доверху запчастями, резиной, канистрами, палаткой частная «девятка» с картом на крыше Александра Кузнецова — тренера московской ДЮСТШ. Кроме него, в экипаже еще трое — председатель комитета картинга России Василий Скрыль, единственный наш гонщик Дмитрий Щеглов и автор этих строк.
Понятно, с таким перегрузом главная тема разговоров под мерный шум трущихся о крылья покрышек, не о предстоящих гонках, а о том, доедем или не доедем до Аксамо. По счастью, в Петербурге компанию нам составил на своем «Дайхацу» энтузиаст картинга Кузьмин, решивший совместить деловую поездку в Швецию с приятным созерцанием соревнований. Примета времени: в 1984 году сборная везла «своих болельщиков» в составе команды — переводчика из ЦК ДОСААФ и сотрудника КГБ. Теперь не только болельщики, но и сами участники отправляются на гонки за рубеж за свой счет. Отчасти поэтому и не было сейчас с нами единственного, как говорится, действующего гонщика, с кем бы мог я провести время в воспоминаниях о делах минувших дней — москвича Петра Бушланова.
А поговорить, ей богу, было о чем. Ведь тот далекий уже чемпионат Европы остается для нашего картинга своего рода вершиной. Петр стал тогда девятым, и его результат никому из отечественных картингистов так и не удалось до сих пор превзойти. Помню то легкое замешательство, в котором пребывали соперники, увидев в протоколе контрольных заездов класса «Интер-континенталь С» на седьмом и восьмом местах мало кому известных вне Восточной Европы Михаила Ухова и Петра Бушланова. А мы, боясь признаться друг другу, про себя мечтали о месте в «шестерке», а там, как говорится, чем черт не шутит...
Умученный теснотой в машине и долгой дорогой, Дима Щеглов внимал моим ностальгическим рассказам, похоже, с тем же чувством, как если бы слушал очевидца Бородинского сражения: мол, были люди в наше время. Тем более, что байки мои перемежались прагматическими тренерскими установками Кузнецова: «Ты, Дим, коней-то особо не гони. Моторчик у тебя единственный. Главное — доехать».
Впрочем, пришпорить «лошадей» своего «Ротакса» Щеглову довелось не сразу по приезде на место. Тренировки накануне официальных стартов оказались платными. «Пусть тренируются те, кто не умеет ездить,— поднимал боевой дух спортсмена здоровой шуткой Кузнецов, разминая тушенку с картошкой в походном котелке.— А валюта нам еще понадобится».
Остается только позавидовать тренерской интуиции: деньги, действительно, очень скоро пригодились, когда уже в официальной тренировке на моторе Щеглова «кончился» старенький цилиндр. Проклиная про себя нашу бедность и восстановив в памяти английскую фразу: «ай хэв э литл проблем», что в переводе означает «у меня маленькая проблема», отправился Саша на поиски подходящего цилиндра.
Заграница согласилась нам помочь исключительно за деньги. Изрядно езжен-ный цилиндр Кузнецов купил у немцев из бывшей ГДР почти по цене нового. Что называется, дорого яичко к Христову дню Однако операция поиска и купли-продажи заняла слишком много времени, и Щеглов так и не успел выступить в двух отборочных заездах. Благо участников собралось только 26, и все они автоматически попадали в предфинал, а субботние результаты определяли лишь место на старте.
Впрочем, кое-кто сражался в отборочных заездах так, словно на кону стояла корона чемпиона. В первом же отборочном заезде формулы С хозяин трассы Андерс Габриэльссон и венгр Андраш Бакош сцепились не на шутку. Кончилось тем, что швед в правом повороте после длинной прямой бесцеремонно въехал в бок лидировавшему Бакошу. После этого столкновения оба остались на обочине. Выяснение отношений продолжилось в паддоке, где венгр умолял Габриэльссона признаться в своей, мягко говоря, ошибке. Но Андерс был непреклонен: дескать, гонки — не балет, к тому же именно он как раз ехал правильно. На том и расстались.
Что ж, швед, действительно, мог чувствовать себя уверенно, имея за плечами безоговорочную поддержку судей. Чем иным можно объяснить то, что в предфинале весь пелетон гонщиков пять минут ждал, когда Габриэльссону заменят свечку. Впрочем, это снисхождение арбитров не помогло Андерсу, и тот вынужден был стартовать в главном финале из последнего ряда.
Признаюсь, давно не видел я такого яркого спектакля, какой разыграли на мокрой от дождя трассе в финале шведы Магнус Олссон, Габриэльссон и бельгиец Жо Гоффингс. Сперва я считал в уме сколько раз менялся лидер в заезде, потом, чтобы не сбиться стал делать заметки в блокноте. Но потом настолько увлекся зрелищем, что забыл про свою бухгалтерию.
Поначалу заезд возглавил Гоффингс. Но вскоре его настиг Габриэльссон — помните он стартовал из последнего ряда. Мы уже знаем, что Андерс не любит, когда перед ним маячит чья-то спина и что подчас в таких ситуациях ему отказывает самообладание. Так вышло и на этот раз. На пятом круге Габриэльссон в отчаянной атаке развернулся и пропустил вперед сразу нескольких соперников. А на пятки лидеру стал наступать Олссон. На одном из кругов они четырежды обгоняли друг друга, толкаясь боковыми обтекателями и наезжая на задние отбойники. А когда к 15-му кругу (это ровно половина дистанции) трассу выкатали до сухого асфальта, к двум беглецам неумолимо стал приближаться все тот же Габриэльссон. За шесть кругов до финиша он-таки настиг Олссона. Они несколько раз менялись местами, но напор и жесткая манера езды Андерса в итоге сказали свое слово. А Магнус, похоже, так расстроился, что чуть было не пропустил вперед и голландца ван Давлена, который под клетчатым флагом даже подпрыгнул в карте, чтобы обойти шведа. Но все-таки на какие-то сантиметры Олссон оказался впереди.
К сожалению, в финале класса «Интерконтиненталь С» борьба за лидерство получилась менее интересной. Тут практически вне конкуренции оказались бельгиец Оливье ван дер Хайден и финн Арипекка Матикайнен. Но наше внимание, понятно, было приковано к Диме Щеглову. Стартовав с 14-го места, он ушел на дистанцию одиннадцатым, а вскоре, воспользовавшись тем, что два его соперника развернулись на мокрой трассе, переместился на девятую позицию. И быть Диме в «десятке», если бы ему достало чуть больше умения и хладнокровия. Увы, для Щеглова этот старт оказался первым в жизни по дождю на импортной резине. Четырежды он разворачивался и улетал с трассы, откатившись в итоге на 15-е место.
Как тут не вспомнить, что здесь же в Аксамо девять лет назад тоже на мокрой трассе в одном из отборочных заездов Михаил Рябчиков сумел обойти даже будущего чемпиона Европы и занял второе место. Остается только пожалеть, что сильнейшие наши гонщики — Бушланов, Комаров, Федоров — не смогли приехать в Швецию. Тогда, уверен, воспоминания о нынешней гонке в Аксамо были бы более приятными, под стать тем, что остались у меня после чемпионата 1984 года.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993