— Неужели из самой России? Приехали на Кубок Европы по картингу? Не может быть! Ведь моторный спорт — это очень дорого, а здесь говорят, что там у вас голодают, — причитала француженка, то и дело пытаясь дотронуться до кого-нибудь из нас рукой, видно, желая убедиться, что явление пятерых гостей — не сон.
Признаться, мы и сами были удивлены, что добрались-таки за четыре тысячи километров на изрядно разбитом микроавтобусе "Фольксваген", у которого вдобавок в Германии развалилась коробка передач. Благо, у картингистов друзья по всему свету. В Нюрнберге нас приютил и взялся помочь бывший тренер сборной Молдавии Володя Солодкий переехавший туда жить из Кишинева.
Как мы вскоре убедились, приезд наш, который, кстати, финансировала команда "Старт-4К", поверг в замешательство не только служащих гостиничного сервиса, но и организаторов Трофея СИК. В местной фонотеке не оказалось гимна России, и на открытии соревнований в честь наших гонщиков прозвучал "Союз нерушимый...". Впрочем, нам еще повезло. Обескураженным литовцам французы вообще предложили послушать нечто вроде веселенькой польки.
Недоразумение завершилось официальными извинениями директора соревнований Пьера Перрэ, которые он принес двум делегациям. Однако, как оказалось, дипломатический инцидент был не самым серьезным испытанием для обаятельного француза на этих состязаниях. Настоящую забастовку устроили гонщики, когда в воскресенье утром их попытались заставить выйти на тренировку, обув карты в "боевой" комплект резины.
Дело в том, что в классе "Интерконтиненталь С", где, кстати, выступали и двое наших ребят, на все соревнования, включающие контрольные и отборочные заезды, а также предфинал и финал, положен единственный комплект резины. Причем его каждый гонщик обязан был купить прямо здесь на трассе либо у представителя фирмы "Данлоп", либо "Веги". В дальнейшем эти шины маркировались, а в перерывах между заездами они хранились в специальном помещении, куда имели доступ только судьи.
Сделано это как для того, чтобы уравнять шансы участников, так и для уменьшения расходов гонщиков. (В более дорогом классе — формула С — пилоты меняют резину после каждого заезда, что, понятно, влетает в хорошую копеечку).
Однако согласно регламенту СИК такие жесткие требования не распространяются на тренировки, где можно использовать любые шины по своему усмотрению. Конечно, Пьер Перрэ отлично знал о существовании этого пункта правил, но верховная власть на международных соревнованиях принадлежит комиссару СИК, чье слово — закон. Гонщики и любой судья обязаны беспрекословно подчиняться его указаниям.
На беду "комиссарил" в Сольбри мало кому известный австралиец, который, не заглянув в регламент, вдруг принял, как говорится, волюнтаристское решение. Пренебрежение правилами было настолько очевидным, что почти все участники отказались выходить на старт, требуя очной встречи с гостем из Страны кенгуру. Настойчивость гонщиков вполне объяснима — "боевой" резины после тренировки могло просто не хватить на финальный заезд.
Осада пестрой толпой спортсменов судейского домика, где скрывался комиссар, очень напоминала эпизод из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где под крики "царь не настоящий" стрельцы требовали явления государя. Однако самодержец от картинга не торопился предстать пред очи раздосадованных пилотов. Лишь спустя минут двадцать он великодушно дозволил пройти к нему трем представителям бастующих. Переговоры длились примерно еще столько же. Все это время австралийца упрашивали прочесть правила. Наконец он снизошел до этой утомительной процедуры, и, разумеется, в конце концов отменил собственное решение. Г лаза пилотов светились гордостью людей, отстоявших правду, и торжеством общей победы. Однако, как часто бывает не только в спорте, после коллективного триумфа победителями овладели собственные заботы, и из союзников они превратились в непримиримых соперников — впереди их ждали отборочные заезды.
Впрочем, отборочными на этот раз их можно было назвать весьма условно — все тридцать четыре участника в классе "Интерконтиненталь С" и так попадали в финал. Стало быть, их результаты влияли лишь на стартовое место в предфинале, итоги которого в свою очередь расставляли участников в финале главном. Такая вот утомительная битва за исходную позицию.
Однако для многих гонщиков столь длинный путь оказался весьма кстати, ибо сильный дождь, внезапно прекратившийся к середине контрольных заездов в субботу, перетасовал участников не по мастерству, а по прихоти жребия. Те, кто ехали позже, по высыхающей дороге, имели, понятно, неоспоримое преимущество. В счастливчиках оказался Олег Малышев из Санкт-Петербурга, неожиданно для нас и самого себя показавший шестой результат. Порадовались мы и за Сергея Крикнова — француза русского происхождения, выигравшего "поул". Серега расположился в паддоке рядом с нами и при случае чем мог помогал нам. Вот только пообщаться с ним как следует, по-нашенски, не удалось — брат по крови кроме "спасибо" не знает на родном языке ни слова.
Среди тех, кому предстояло изрядно поработать в отборочных заездах, был курянин Григорий Комаров, в активе которого только 31-й результат в контрольных заездах. И он сделал, пожалуй, все что мог, даже чуть больше. Каждый раз стартуя из предпоследнего ряда, Григорий приходил к финишу 13-м, 14-м и, наконец, 9-м. Справедливости ради замечу, что в столь впечатляющем продвижении вперед Комарову помогли Малышев и итальянцы.
Олег, по прихоти судьбы оказавшийся на старте отборочных заездов в первых рядах, изрядно замедлял ход основного пелетона, собирая за собой толпу человек эдак в десять—двенадцать, тем самым облегчая Григорию погоню. Делал он это ненарочно, просто Малышев, для которого Трофей СИК был первой международной гонкой в жизни, чувствовал себя очень неуютно в компании опытных гонщиков, обиженных дождем и стремившихся прорваться любыми средствами вперед.
Что же до итальянцев — бесспорных лидеров соревнований, то они применили военную хитрость. Уверенные на сто процентов в своем мастерстве и силе моторов, они попросту сходили с дистанции в отборочных заездах, стремясь сберечь покрышки. Благо место в финале было и так обеспечено. Потому-то в стартовом протоколе будущий победитель Ланчиери был вторым от конца.
Не знаю, как отнестись к этому поступку с точки зрения спортивной этики — все-таки соперников надо уважать — но как тактический ход он себя вполне оправдал. Габриэле Ланчиери в предфинале пробрался уже на седьмое место, а в финале не оставил никаких шансов ни французу Маньоли, ни норвежцу Стенсорну.
А наши волнения кончились задолго до развязки в борьбе за призовые места. Голландец Марсель Бак грубо в повороте "убрал" с трассы шедшего впереди него Комарова. Григорий был в тот момент 14-м. Малышева же лидер обогнал за шесть кругов до финиша, и тот по правилам вынужден был покинуть трассу.
В формуле С главной сенсацией стало поражение чемпиона мира Алессандро Пиччини. В предфинале, лидируя, он сошел из-за неполадок с мотором. Желая наверстать упущенное, в финале итальянец из предпоследнего ряда совершил явный фальстарт, но наказать его за это судьи не успели — Алессандро вновь подвел двигатель. Как видно, и у великих бывают черные дни.
Впрочем, для Григория Комарова, который при удачном стечении обстоятельств вполне мог войти в десятку лучших, вряд ли провал чемпиона мог стать утешением. Вечером, завидев наши кислые физиономии, хозяйка гостиницы бросилась нас утешать, одарив на дорогу подарками и сообщив по секрету, что в будущем году, по ее сведениям, в Сольбри должен состояться чемпионат мира и Европы.
— Там-то вы непременно проедете лучше, — и, лукаво улыбнулась, — А наша "Поросячья голова" всегда к вашим услугам.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1994