— До конца и налево, на улице имени Бывшего СССР. Мимо не пройдешь, — пошутил давний знакомый.
Не знаю уж почему, то ли по прихоти слепого случая, то ли по желанию организаторов, прикинувших, что мы будем чувствовать себя уютней в знакомой компании, но делегации стран бывшего Советского Союза действительно располагались рядом друг с другом. И в этом уголке паддока вместо английского "хай!" вполне проходило русское "привет!"
Любопытно, что для Латвии, Литвы, России и Эстонии состязания в Польше стали дебютом в европейском чемпионате. Еще две делегации, по численности мало уступавшие остальным, — из Белоруссии и Украины, приехали, говоря языком дипломатического протокола, в качестве наблюдателей. Словом, экс-советский десант по части массовости производил впечатление.
Уже в Быдгоще иные, смекнувшие что к чему польские работники питания не закрывали на ночь свои летучие кафе, расположившиеся около трассы. И там до первых петухов шла толковища на языке межнационального общения о судьбах картинга на просторах бывшей общей Родины. Проблемы и заботы у нас в основном похожи.
— В прошлом сезоне просто не до картинга было, — с грустью в голосе говорил мне Хуго Юршевский из латвийской Кандавы, с которым мы не один год вместе работали в советской сборной. — Время сам знаешь какое: дом купил, деньги зарабатывать надо, приватизация вовсю идет — тут смотри в оба. У нас один бывший картингист магазин построил рядом со столовой. Помнишь, там обычно обедали на сборах. А дядя Ваня, сторож динамовской базы, где команда жила,— тот латышский язык учит... Из молодых парней в секцию совсем мало приходит, а по-серьезному вот только с сыном Арнисом вожусь.
Юршевский-младший да еще наш Григорий Комаров — из тех, кто сейчас выходит на трассы, успели поездить в той сборной СССР, за которую выступали Петр Бушланов и Раймонд Гудрикис, Михаил Рябчиков и Айнарс Берзиньш. И в этом, на мой взгляд, одна из причин того, что сегодня картингисты из бывшего Союза в Европе выглядят довольно бледно.
Так уж неудачно получилось, что распад страны совпал по времени с уходом из спорта всех, как говорится, возрастных спортсменов, лидеров нашего картинга. И лишь Григорий да Арнис успели покрутиться среди них, набраться опыта как в подготовке техники, так и в мастерстве управления. Нынешним же ребятам зачастую приходится доходить до азбучных истин своим умом, что, понятно, не может не сказаться на результатах. Вот и в Польше из стран бывшего СССР в финал попал только Комаров. Лучший среди эстонцев Маргус Леотоотс оказался по итогам отборочных стартов — 33-м, Юршевский — 59-м, а литовец Андриюс Вайткявичюс не сумел проехать все квалификационные заезды. А их на этот раз было целых пять. Случай беспрецедентный для первенств Европы. Столь обширная предварительная программа объясняется невиданным наплывом участников в классе "Интерконтиненталь С", где на старт вышли 90 спортсменов. Возникли даже сомнения, хватит ли покрышек на все заезды. Ведь в этой категории разрешается использовать только один комплект шин на чемпионат, включая пред-финал и финал. Я уж не говорю о тех гонщиках, которые пробились в главные старты через утешительный заезд. Среди них, кстати, оказался и Комаров. Так что от него оставалось ждать только чуда. Однако Григорий мог бы, наверное, вслед за героем сказки о Золушке сказать: "Я не волшебник, я только учусь".
Впрочем, от души поболеть за своего гонщика нам все-таки довелось. По традиции чемпионатов мира и Европы для тех, кто не попал в главный финал проводится так называемый Кубок федерации. Стартовать в нем вызвались двадцать человек. Среди них наши Олег Малышев и Эмир Усеинов. Двух других россиян — Сергея Смирнова и Дмитрия Щеглова — подвела техника на предварительной стадии состязаний.
Признаться и я, и стоявший на трибуне рядом Альберт Кочконян, шеф команды "Старт-4к" финансировавшей вместе с банком "Кредит-Петербург" выезд четырех из пяти русских гонщиков, были приятно удивлены тем, как вел гонку Олег. Куда только делась его робость, которая так мешала Малышеву еще весной на трофее СИК во Франции! Стартовав из четвертого ряда, петербуржец лихо "разбирался" с соперниками и в итоге занял второе место, уступив лишь эстонцу Хейти Элстеру. Усеинов финишировал пятым.
Заметный прогресс Малышева, который впервые в нынешнем сезоне дебютировал в международных гонках, на мой взгляд, лишний раз подтверждает то, насколько полезно молодому парню поработать рядом с более опытным гонщиком. Таким, как Комаров. Они представляют ныне одну команду, ту самую "Старт-4к". Кстати, на сегодня и материальное обеспечение в этом коллективе, пожалуй, лучшее в России. Что неудивительно, ведь успех одноименного предприятия, выпускающего узлы и детали для картов, во многом зависит от спортивных побед гонщиков, его представляющих. Как, впрочем, и от того, насколько массовым станет в будущем картинг в нашей стране. Потому-то и ведут уже сегодня руководители "Старт-4к" переговоры со шведами о закупке партии бескоробочных моторов "Ракет" объемом 85 см’ для юных спортсменов России, а может быть, и других стран СНГ.
А там, глядишь, не за горами время, когда и на улицу Бывшего Союза придет настоящий праздник.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994