Вот и прошедший сезон начался с того, что фирмы «Ниссан» и «Тойота» отказались участвовать в первенстве. Недовольные нечеткой технической политикой ФИСА, то запрещавшей, то вновь разрешавшей двигатели с турбонаддувом, обеспокоенные частыми отказами организаторов гонок, японцы решили не рисковать. А опасения их скоро подтвердились.
Поначалу чемпионат включал десять этапов. Но уже весной выяснилось, что гонка на французском автодроме «Поль Рикар» не состоится. Потом сгинули этапы в Испании и Канаде. Хозяева команд были возмущены. ФИСА же в лице президента Жан-Мари Балестра только разводила руками. Все, чего удалось добиться — проведение этапа в Маньи-Кур.
В отсутствие двух японских гигантов мировой чемпионат превратился в открытое первенство Европы, единственным гостем которого оказалась команда «Маздаспид». Впрочем, и она, руководимая опытным бельгийским гонщиком Пьером Дьёдоннэ, также базировалась в Европе. Забегая вперед, скажем, что именно «Мазда-787В» преподнесла главный сюрприз чемпионата, выиграв 24-часовую гонку в Ле-Мане. Это первая победа японской машины на знаменитой трассе, первый успех «Мазды» в истории чемпионатов мира и первый триумф роторного мотора.
Однако «Мазда», сконструированная французом Югом де Шонаком (автором, кстати, «Лады-Самары-ТЗ»), показала себя хоть и надежной, но не слишком быстрой, и успех ее в Ле-Мане можно назвать скорее поражением менеджеров «Ягуара» и «Заубера», выставивших на самую престижную гонку сезона старые турбонаддувные модели «XJR-12» и «С11». Имея на борту центнер балласта (как предписывают правила), эти машины не смогли на протяжении суток сражаться с японцами.
Ле-Ман стал исключением. Весь остальной сезон прошел под знаком превосходства трех европейских заводов — «Ягуар», «Пежо» и «Мерседес-Бенц». Немецкий концерн, выигрывавший командное первенство в 1989— 1990 годах, считался основным фаворитом. Однако переход на безнаддувные двигатели дался ему очень нелегко. Двенадцатицилиндровый, оппозитный, 3,5-литровый мотор оказался гораздо менее надежным, чем «восьмерка» «Ягуара» и «десятка» «Пежо». Молодежный экипаж Шумахер—Вендлингер (на двоих им 43 года) за рулем «Заубера-С291» с таким двигателем одержал только одну победу, в последней гонке на новейшей японской трассе «Автополис». Другая пара, эксчемпионы мира Шлессер—масс на «Заубере-С11», сопротивлялась французским и английским машинам только на первых трех этапах.
«Ягуары» и «пежо» одержали по три победы, но практически на протяжении всего сезона не возникало больших сомнений в окончательном успехе англичан. Победа на первом этапе в японской Сузуке стала неожиданностью даже для самой команды Жана Тодта. А два «дубля» на новой трассе во французском Маньи-Кур и под проливным дождем в Мехико-сити пришли слишком поздно, когда исход и командной, и личной борьбы был по сути предрешен.
Лауреатами сезона оказались фиолетовые «ягуары» команды Тома Уокиншоу. Фаби и Уорвик, которым на отдельных этапах «ассистировали» англичане Мартин Брандл и Энди Уоллас, австралиец Дэвид Брэбхэм, датчанин Джон Нильсен, не оставили соперникам никаких шансов в Монце, Сильверстоуне и Нюрбурге. А в Ле-Мане второе место заняли бразилец Рауль Боэзел, американец Дэйви Джонс и француз Мишель Ферте.
Остальные команды играли лишь роль статистов. К сожалению, всякий интерес к чемпионату мира потеряла «Порше». Теперь ее мощные и быстрые, но все же безнадежно устаревшие машины «962С» используют частные команды. Но без особого успеха. Даже в Мексике, где двухкилометровая высота над уровнем моря отнимает у «атмосферных» моторов по крайней мере сотню лошадиных сил, турбонаддувные «порше» не имели никаких шансов.
Итак, очередной, уже 39-й чемпионат мира закончен. Ни зрители, ни автомобильные фирмы, ни богатые спонсоры не проявили к нему особого интереса. И все же его приверженцы смотрят в будущее с оптимизмом. «Пежо» и «Ягуар» подтвердили свой интерес к спортивным прототипам, появилась надежда на возвращение японцев (в «Автополисе» шестое место заняли Дж. Лиз и Э. Уоллас на «Тойоте»). К тому же новым президентом ФИСА стал британский юрист Макс Мосли — давний друг и помощник Берни Экклстоуна. А этот последний давно уже пытается прибрать к рукам спорт-прототипы. Думается, для чемпионата мира, из года в год борющегося за выживание, это хороший шанс. Ведь превратил же «хитрый Берни» формулу 1 в грандиозное предприятие, приносящее миллионный доход.
Двенадцать лет шел к этому успеху Тео Фаби. Какие только формулы он не перепробовал! Был четвертым в ФЗ. третьим в Ф2. В 1983 году шокировал Америку, завоевав 2-е мвсто в CART. В Ф1 его карьера не сложилась. Несколько сезонов Тео выступал за "Бенеттон", однако в 1986 году вынужден был уйти. А в прошлом сезоне Том Уокиншоу предложил Фаби место за рулем "Ягуара". И вот, наконец, 43-летний, симпатичный и добродушный, немного смахивающий на Михаила Жванецкого итальянец добился своего — он стал чемпионом мира.
За рулем "Ягуара" под №3 — еще один экс-пилот формулы 1 англичанин Дерек Уорвик. Он одержал в сезоне две победы и выиграл гонку в Сильверстоуне. Однако судьи лишили Дерека двадцати очков и (как впоследствии оказалось) чемпионского титула. Дело в том. что в интересах командной борьбы Уокиншоу предложил Уорвику сменить Фаби за рулем его "Ягуара". Англичанин финишировал первым, однако согласно правилам пилот может управлять лишь той машиной, в которой ездил на тренировке...
Полтора года назад, оставив ралли-рейды. "Пежо" появилась на "кольце". Но оказалось, что асфальт может быть не менее коварным, чем пески Сахары. В Монце неопытность команды едва не стала причиной трагедии. Механики так неудачно расположились в боксах, что машина Янника Дальма зацепила двух из них, повредив бензобак. В этот момент в боксы примчался еще один "Пежо” и скорая помощь, чтобы забрать раненых. К счастью, ничего серьезного не случилось, и команда отделалась легким испугом.
Взгляните, как внимательно слушают Дальма (слева) и Тодт (в центре) Кейо Росберга (второй справа). Экс-чемпион мира оставил спорт 5 лет назад в расцвете своего таланта. В 1990 году менеджеру "Пежо Тальбо Спорт". Тодту удалось заразить Кеке своей идеей покорения "спортивного" первенства. Немногие верили в счастливое возвращение финна. Однако он посрамил скептиков, двумя победами доказав, что не зря сам Стюарт считал его четвертым гонщиком мира — после Сенны, Проста и Пике.
В. Александров
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992