Шутка ли, еще за несколько дней до начала состязаний никто не мог сказать с уверенностью, сколько же машин будет на старте в Ле-Мане. Организаторы приняли беспрецедентное решение, продлив срок подачи заявок едва ли не до первого дня тренировок. Понятно, не от безумного изобилия желающих поспорить за призы к гонкам допустили даже маломощные спортивные машины национального французского чемпионата «Пежо-спайдер». Чуть ли не из музея выкатились на трассу два «Порше-962С», царившие в Ле-Мане в 80-е годы. А ветеран гонок на выносливость француз Анри Пескароло, спасая массовость состязаний, оседлал безнадежно устаревший «Кугар-Порше».
Впрочем, было все-таки в довольно пресном меню гонки одно острое блюдо — дуэль «Пежо» и «Тойоты», которая вместе с традиционным национальным почитанием «гонки гонок» привлекла на трибуны знаменитейшей трассы 1-70 тысяч неистовых французов. Они предвкушали победу «львов», тем более желанную, что вот уже с 1980 года ни одной французской машине не удавалось первенствовать в Ле-Мане.
Незыблемость предварительных расчетов подтвердили и тренировки — в шестерке лучших были по три «Пежо» и «Тойоты». Однако проливной дождь, разразившийся перед стартом и длившийся примерно треть гонки, казалось, смыл все прогнозы оракулов-специалистов. В это трудно было поверить, но гонку возглавил Фолькер Вайдлер на «Мазде-MXR-01». Впрочем, «Маздой» эту машину можно назвать с большой натяжкой. От того автомобиля, что первенствовал в Ле-Мане в прошлом году, не осталось ничего. Нынешняя «Мазда» — по сути выкрашенный в «японские» фирменные цвета «Ягуap-XJR14», что блистал на трассах в минувшем сезоне. Правда, вместо мотора «Форд-У8» на него установили 10-цилиндровый «Джадд»;. Как видите, на сей раз «Мазда» лишилась даже главной изюминки — роторно-поршневого двигателя.
— Наша цель — победить здесь в будущем году, — утверждал небезызвестный конструктор Юг де Шонак, взявшийся вывести в чемпионы японскую команду. — Нынешнее выступление — скорее пристрелка.
Хороша пристрелка, если до 7 часов утра в воскресенье «Мазда» не пропустила вперед ни одну «Тойоту». Да, основные соперники «Пежо» на удивление вяло начали гонку. И виной тому — американский шинный гигант «Гудьир», обеспечивавший покрышками половину участников, в том числе и «Тойоту». Дело в том, что американцы предложили на выбор командам лишь три варианта шин — слик для горячей трассы, слик для холодной и единственный дождевой вариант. «Мишлен», среди семи клиентов которого были три «Пежо» и «Мазда», не поленился и приготовил пять вариантов. Два для сухой трассы и три разных для мокрой. Более широкий выбор дождевых шин как раз и сыграл на руку клиентам «Мишлена».
Истекал второй час гонки, а лидер японской «Тойоты» Джефф Лиз проигрывал Алену Ферте, шедшему на третьей «Пежо» четвертым, почти целый круг.
— На стартовой прямой я выжимал из своей машины все что можно, — рассказывал Ферте, — когда сквозь плотную пелену дождя увидел перед собой красные стоп-сигналы «Тойоты». Я даже не успел нажать на тормоз. Что-либо предпринимать было уже поздно...
Удар получился крепкий. Обе машины почти на час застряли в боксах. Но таким «разменом фигурами», похоже, менее огорчены были французы. Они. как говорится, отдали «слона» (свой третий экипаж) за «ферзя» — трио, которое было к тому времени ближе других к лидерам гонки. Вдобавок к этому часу дрогнула и дерзкая «Мазда», которую обошел первый номер «Пежо», экипаж в составе экс-пилотов формулы 1 Янника Дальма, Дерека Уорвика и Мартина Бланделла. Неподалеку от красно-зеленой японской машины «пасся» и второй «лев», который явно не торопился с решающим прыжком. Секрет такого смирного поведения был прост: еще до старта руководство «Мазды» заявило, что они запланировали одну или даже две замены коробки передач в ходе гонки. Так что французам теперь оставалось дождаться, когда плод, что называется, созреет и сам упадет в руки.
Сейчас трудно утверждать, было ли это заявление тактической хитростью, но смена коробки «Мазде» так и не понадобилась. Однако в боксы им заезжать пришлось все-таки чаще, чем машинам «Пежо» и «Тойоты». После первой такой остановки в 23 часа 18 минут второй экипаж «Пежо» и опередил возмутителей спокойствия из Хиросимы. Уже на следующий день этим же слабым местом «Мазды» воспользовалась и «Тойота» под номером 8, за рулем которой поочередно сидели Пьер-Анри Ра-фанель, Масанори Секия и Кенни Ачесон. Вообще девизом этого трио в Ле-Мане могли бы стать слова: «Искать удачу в ошибках соперников». Один шанс из ста был у этой «Тойоты» после фиаско на мокрой трассе. И вот поди ж ты, заняли-таки эти ребята второе место.
Правда, тут, видимо, не обошлось без старика Хот-табыча. Казалось, что два опытнейших пилота из экипажа «Пежо» по чьему-то заговору вдруг разучились ездить. В начале седьмого утра Филипп Алльо, за плечами которого 93 Гранпри и 7 сезонов в Ф1, «промазал» поворот «Ниссан», и ему пришлось отправиться в боксы. Едва успели механики поправить правую дверь его машины, как Филипп вновь вылетел с трассы в вираже «Арнаж». Цена двух аварий — 16 проигранных минут. В свою очередь, «сменщик» Алльо — экс-чемпион мира в гонках на выносливость Мауро Бальди промахнул поворот «Индианаполис» и тем самым открыл ««Тойоте» путь к второму месту.
Но безалаберная езда Алльо и Бальди, так же как и потеря третьей машины, не смогли омрачить ни радость тех, кто встречал на финише «Пежо» под номером 1, ни восторг болельщиков, растянувших напротив боксов плакат: «Ле-Ман — это гениально, чемпионат спортивных автомобилей — тоже. Спасем их!».
И, казалось, торжественная «Марсельеза» звучит в этот раз не только в честь бесстрашных «львов», но и во славу великой гонки, пережившей мировую войну, и катастрофу 1955 года, и топливный кризис, и козни руководства ФИСА. Ле-Ман — бессмертен!
28 автомобилей выстроились на старте 60-й гонки в Ле-Мане. Меньше, 25 было только однажды, в 1932 году.
Пятикратный победитель этой гонки и двукратный чемпион мира Дерек Белл на этот раз вышел на старт вместе со своим сыном Джастином.
19 пилотов нынешнего Ле-Мана принимали участие в чемпионате мира формулы 1. Но лишь одному из них. почти 50-летнему Жану-Пьеру Жабую удавалось побеждать в Гран-при.
"Тойота-TSOIO" в отличие от предыдущих спорт-прото-типов этой марки построена не "Марчем", "Иглом" или "Лолой", а на заводе в Японии. Автор проекта — английский инженер Тони Саутгейт, работавший в BRM, "Шэдоу", "Эрроузе", "Форде” и "Ягуаре".
Слабейшей машиной в Ле-Мане оказалась участница национального чемпионата "Про-Спорт” французская "Дебора" с 6-цилиндровым, V-образным мотором "Альфа-Ромео" мощностью всего 230 л.с. На каждом круге она почти две с половиной минуты уступала лидерам!
3100 покрышек привез в Лг-Ман "Гудьир", "Мишлен" — 2100. Они-то и разыграли между собой победу, оставив прошлогоднего триумфатора — английский концерн "Данлоп” — "вне игры".
В очередной раз устоял рекорд Джеки Оливера — в 1971 году на "Порше-917” он преодолел круг за 3.18,4, показав среднюю скорость 244,397 км/ч. В том же году экипаж X. Марко — Г. ван Леннеп преодолел всю дистанцию со скоростью 222,304 км/ч. Правда, длина одного круга составляла тогда 13 469 метров
Рекорд максимальной скорости держится четыре года. В 1988 году автомобилю WM-P88 намеряли на Унодьер-ской прямой 405 км/ч. Филиппу Алльо удалось показать лишь 351 км/ч.
Помимо "тренировочных" шин и мотора, что, в общем, давно привычно, в нынешнем году "Пежо" использовала кузов с измененной аэродинамикой — специально для квалификационных заездов.
Десять машин — более трети стартового поля — составили в Ле-Мане автомобили с турбонаддувными моторами. Это семилетней давности "дедушки" "Порше-962”, "Кугуар” с двигателем той же немецкой фирмы и "Тойота-92СУ".
Самой тяжелой машиной оказалась "Порше-962С" Альтенбаха, Ивера и Лессига — 1039 кг. самой легкой — "Слайдер" Гонена. Артцета и Петита — 534 кг.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992